16 мая президент Украины Петр Порошенко удивил всех и, прежде всего, собственных граждан, подписав указ не только о расширении санкций против российских юридических и физических лиц, но и о блокировке на территории «незалежной» таких популярных ресурсов, как «ВКонтакте», «Одноклассники», «Яндекс» и Mail.ru. На Украине уже действует запрет российских телеканалов, но до интернета руки властей пока не доходили. Теперь же Киев решил перекрыть и цифровые каналы «российского влияния». Правда, пока ничего кроме возмущения даже среди сторонников режима такой шаг не вызвал.
«Скажите, может быть, я что-то пропустила? Если блокируют „вконтакте“, то Минстець или кто-то там еще на Банковой разработал свою, украинскую, молодежную соцсеть с музыкой, фильмиками, бложиками и фоточками? Это кошмар, как стыдно, а главное, если ПАП сейчас отменит это — то будет еще более стыдно:(Маразм крепчал. Для того, чтобы отнять у людей что-то, надо дать им замену. Черт с нею — с помойкой „одноглазники“, да и мєйл.ру мало кто юзает, но из-за вконтактика у молодежи будет реальный вой. И дело даже не в „русской компании“ и „фсб просматривает“, а в том — что людям НЕ ДАЛИ замену», — возмущается в незапрещенном пока американском «Фейсбуке» яркая представительница одесского Евромайдана Алена Балаба (орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохранены, — прим. ред).
Интернет-провайдеры также оказались в замешательстве. Ко вторнику они подсчитали, что для того, чтобы осуществить такую масштабную блокировку, потребуется около одного миллиарда долларов и один-два года. Ведь аудитория одних только «Одноклассников» в месяц достигает 5 миллионов пользователей. По данным Human Rights Watch, на апрель 2017 у 78% интернет-пользователей на Украине, или около 20 миллионнов человек, была учетная запись во «ВКонтакте». Это половина всего населения страны.
Причем по техническим причинам прикрывать придется не только запрещенные платформы. «Скорее всего, мы будем блокировать не сайты, а всю автономную систему, на которой находятся эти сайты и другие платформы, не перечисленные в санкциях. Пользователь в конечном результате будет лишен не только доступа к таким сетям, как „ВКонтакте“, а к другим платформам, которые находились в этой системе», — рассказал председатель правления интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко.
Он добавил, что китайский опыт показывает, что любые соцсети можно запретить. Сейчас далеко не все верят в то, что украинцам удастся воспроизвести китайский «интернет-зонтик», но хотя все запрещенные ресурсы на Украине еще открываются, провайдер «Укртелеком» сообщает, что уже начал работать над блокировкой.
Конечно, всегда можно найти способ обойти запреты — это и различные анонимайзеры, и дополнения браузеров, которые позволяют просматривать заблокированные сайты. Но все это довольно неудобно и доступно только более-менее продвинутым пользователям. Сложно сказать, какая часть аудитории тех же «Одноклассников» будет прибегать к таким техническим ухищрениям, чтобы обойти блокировку. Скорее, люди перейдут на другие платформы, тот же «Фейсбук», или вовсе откажутся от соцсетей. И, таким образом, останутся без еще одного важного канала информации.
В пока еще работающих соцсетях шутят, что на запрет Киев пошел из экономии. Не секрет, что украинские власти, в частности, министерство пропаганды или МинСтець, как его называют по фамилии руководителя, содержат большую армию интернет-троллей, которые накручивают лайки постам нужных политиков, одобряют все их инициативы и критикуют противников. Многочисленным «порохоботам» приходилось трудиться во всех соцсетях, а теперь с запретом «Одноклассников» и «ВКонтакте» работы у них поубавится, а, значит, и платить можно будет меньше. Кстати, сейчас эти самые «порохоботы» активно пишут одинаковые комментарии по темникам о том, как они рады запрету, который нужно было ввести гораздо раньше, ведь «идет война».
Другая версия в том, что запрет стал ответом Петра Порошенко на скандал с публикацией в соцсетях фотографии его сына в футболке с надписью «Россия». Мол, не будет соцсетей, не будет и таких конфузов. Третьи предполагают, что у Порошенко пропал весь урожай в «Ферме» на «Одноклассниках», и он решил их запретить.
Вообще многие граждане Украины стараются относиться к ситуации с юмором. Например, предлагают создать аналог соцсетей «ВКастрюле» или «ВСхроне». Но шутки шутками, а на самом деле украинцам сейчас не до смеха.
Конечно, для общения с родственниками, которые живут за границей, остаются электронная почта, вайбер, скайп и другие мессенджеры. Но не будешь ведь каждый день звонить друзьям и знакомым, ленту которых раньше можно было просматривать в «Одноклассниках» или «ВКонтакте», делиться фото, оставлять комментарии и лайки. Просторы информационного гетто, которое пытаются выстроить для своих граждан украинские власти, ширятся, а стены становятся выше и крепче. И эти стены опасней тех, что собирался возводить на российской границе премьер Арсений Яценюк.
Хотя Петр Порошенко регулярно говорит о том, как жители ДНР и ЛНР сами захотят вернуться в состав Украины, потому что там гораздо лучше живется, не исключено, что вскоре граждане «незалежной» будут завидовать республикам, по крайней мере, в том, что касается свободы интернета. Министр связи ДНР Виктор Яценко заявил, что доступ к запрещенным Киевом ресурсам в республике останется свободным.
Проблема не только в том, что будет затруднено общение украинцев с друзьями в соцсетях. Из-за решения властей украинцам придется столкнуться с массой хоть и бытовых, но очень неприятных трудностей. Кто-то не сможет слушать музыку «ВКонтакте», кто-то потеряет нужные для работы приложения, кому-то придется переносить архивы из почты на другие серверы, кто-то, да, останется без любимых игр. Кстати, под запрет попала и бухгалтерская система 1С, и люди, занятые в этой сфере, лихорадочно пытаются придумать, что же делать дальше.
«Я покупала лицензионные программы за зеленые, право доступа привязано к моему емейлу на яндексе. На „облаке“ много нужной информации. За 1С тоже деньги заплачены. Меня тупо ограбили», — пишет некая Татьяна с украинским флагом на аватарке.
И действительно, от запрета пострадают не только так называемые «ватники», но и вполне правильные, с точки зрения Киева, граждане, которые активно пользовались «ВКонтакте». «У группы The Hardkiss „ВКонтакте“ 310 000 подписчиков со всего мира. Клип на украиноязычный трек „Антарктида“ „ВКонтакте“ за сутки набрал более 1 000 000 просмотров, в то время как в глубокоуважаемом мной „Фейсбуке“ украинский продукт и на 300 000 просмотров не поддержали. „ВКонтакте“ — наша главная платформа для продвижения, которую мы строили много лет. Как вы нам это компенсируете?! Транспортируете резко всех в „Фейсбук“?!» — пишет представитель группы.
«Попытка Порошенко заблокировать „российские сайты“, это, по сути, попытка запретить интернет как таковой. Потому что „попавшие под санкции“ ресурсы не просто популярны — это САМЫЕ популярные интернет-ресурсы Украины. Сложно найти на Украине бухгалтера без 1С. Если человека нет в Одноклассниках — он есть Вконтакте. Ну и Яндексом так или иначе пользуются все. Так что если указ-таки будет реализован технически (что, очевидно, очень непросто, и не факт что получится вообще), Украина одномоментно превратится в интернет-Сомали», — пишет на своей страничке Александр.
— Сначала эти новости вызвали у людей шок, точнее, реакцию: «Что они еще сотворят?» — рассказывает «СП» одесский журналист Татьяна Геращенко. — Что власти сделают завтра — запретят восход солнца, разберут саркофаг в Чернобыле? Они совершают один маразматический шаг за другим. А главное, они ведь сами пользуются всеми этими платформами. Когда их же ребенок едет в престижный колледж, он слушает музыку из «Контакта». Их жены постят свои фотографии с «дидухами» в вышиванках в «Одноклассниках». Они даже темники свои пересылают друг другу по Mail.ru. Зачем же они это запрещают? В этом нет никакой логики.
Мой ребенок играет в игры «ВКонтакте», я там слушаю музыку. Мы не переписываемся там с Кремлем. Как мы должны реагировать на такой запрет?
«СП»: — Многие говорят, что все это не имеет большого значения, мол, люди быстро научатся обходить запрет, да и все…
— Да, научатся. Я компьютерный чайник, но мне сразу позвонили друзья и пообещали установить программки, чтобы можно было обойти этот запрет.
Но с другой стороны, мы ведь давно не шлем друг другу телеграммы и не пишем открыток. Интернет нас объединяет. Понимаете, на Украине от нищеты люди тихо сходят с ума дома. И они из последних сил платят за интернет, чтобы с кем-то общаться. Да, есть телефон, есть «Фейсбук». Но для старенькой учительницы, которую выпускники научили отвечать в «Одноклассниках» на сообщения, и она к этому приобщилась, теперь больше ничего не будет.
Может, кому-то это покажется не важным, но если меня лишат моих тысяч песен «ВКонтакте», я не знаю, что буду делать. Мы все работаем, мы замотаны, у меня нет времени заново создавать музыкальную библиотеку, подключать какие-то шнуры к компьютеру. Я отвыкла от этого за десять лет.
А дети? Мне жаль моего сына, который играет в игры «ВКонтакте», растит там каких-то зайцев, у которого там масса друзей. Ради чего нужно лишать этого детей? Они не рисовали флаг России, не писали о Новороссии, они просто общаются и играют.
А какой вред украинской власти от того, что люди пользуются почтой на Mail.ru? Кстати, туда им приходят и платежки за коммунальные услуги. Это ведь не «сепаратистский» ресурс, новости там довольно проукраинские. Просто этой почтой было удобно пользоваться.
Кончено, все это не смертельно. Но это глупо и неудобно. Давайте отменим почтовые ящики или запретим пользоваться шнурками. Это решение того же уровня.
У нас уже запретили российские каналы. Тогда многие писали, что это не имеет значения, потому что у всех есть интернет. Но когда я прихожу с работы без задних ног, мне не до интернета. Я хочу просто посмотреть телевизор. Но получается, что я живу в резервации как индеец. О каких-то глобальных событиях, которые происходят в России, я узнаю только наутро из «Фейсбука». Разве это нормально в XXI веке?
Это безумие, но самое страшное в том, что люди к этому привыкли. Мы нищие на Украине, у нас нет реальной жизни. Украина живет виртуально, а власти отбирают даже это.
«СП»: — Можно надеяться, что осуществить блокировку технически будет труднее, чем предполагают в Киеве.
— Я тоже на это надеюсь. Но штука в том, что когда заговорили о запрете российских каналов, в это не верили до последнего. Вылезли умники, которые стали говорить, что есть операторы, есть бизнес-интересы, поэтому никакого отключения не будет. Ну и что в итоге? По факту телевидения у нас нет. Поэтому я боюсь, что они придумают, как отключить и интернет. После всего, что произошло за последние годы, я не удивляюсь вообще ничему".
Действительно, за последние годы киевские власти, несмотря на все насмешки, в том числе из России, последовательно осуществляют политику по отрыву Украины от России и ее культурного пространства. Можно надеяться, что люди все равно продолжат обходить запреты, но нужно понимать, что с каждым годом для этого придется тратить все больше усилий. И без активной политики России по сохранению своего информационного присутствия в «незалежной», число желающих тратить время и силы на то, чтобы смотреть российские новости, будет становиться все меньше.
«Конечно, Петр Алексеевич, как олицетворение и персонификация нынешней украинской власти, личность весьма неприглядная и указы его отвратительны. Например, запрет Одноклассников, Вконтакте и прочего, который особенно больно бьет по „зоне комфорта“ тех многих, кто с утра до ночи сидит в интернете. Этот запрет предсказуемо вызовет шквал негодования именно в интернете, но более нигде и не нужно переоценивать последствия. „Повоняете и успокоитесь“ — как написано на первой странице новой украинской Конституции, или это не там?» — пишет донецкий журналист, блогер Рамиль Замдыханов. — Хочу напомнить, что решение не выплачивать пособия пенсионерам по ту сторону т.н. «линии разграничения» не идет ни в какое сравнение по уровню издевательства и антигуманизма, но оно уже давно не дискутируется, кто хочет и может — ездит «на Украину» выцарапывать свои законные деньги, другие смирились, третьи объяснимо возненавидели и отказались".
«Надо признать — в отличие от своего предшественника, Порошенко как раз оказался очень последовательным. Что бы о нем ни говорили, как бы ни потешались над комичным Климкиным, как бы ни совали в нос факты воровства и коррупции, от своей основной задачи — построить настоящую, а не проволочную стену между Украиной и Россией нынешняя киевская власть не отступает. Как когда-то говорили информаторы в советском центре управления полетами при запуске очередного космического корабля «крен, тангаж и рыскание в норме», — подытоживает журналист, и с ним трудно не согласиться.