Наблюдаемый в России демографический спад может усилиться в результате отказа государства от существующей системы поддержки материнства. Это случится в случае реализации предложения Минфина о переформатировании практики выплат материнского капитала. О том, какие новшества предлагает ввести ведомство Антона Силуанова пишут «Ведомости».
По данным издания, начиная с 2019 года, материнский капитал будут платить только в регионах, где уровень рождаемости ниже среднего по России, а также в регионах с естественной миграционной убылью населения. Причем, рассчитывать на поддержку смогут только те семьи, чьи доходы после рождения второго ребенка падают ниже уровня, равного 2,5 прожиточным минимумам.
Минфину оппонирует социальный блок правительства. Так, Минтруд предлагает продлить ныне действующую программу до 2023 года, сохранить дополнительное денежное поощрение женщин, родивших второго ребенка до 30 лет, а также значительно увеличить пособие по уходу за ребенком женщинам, которые рожают до 25 лет. Межведомственный спор должен решиться 15 июня, на совещании у президента.
По данным социологов, материальный фактор остается ключевым для большинства потенциальных родителей. Как показал опрос Росстата, большинство называет главным препятствием для деторождения низкие доходы, а также плохие жилищные условия. То же касается и профилактики абортов. По мнению респондентов, сохранить детей поможет увеличение пособия по уходу за ребенком до прожиточного минимума.
Напомним, с 2006 года, когда в России была введена программа выплат материнского капитала, рождаемость в России, по данным Росстата, выросла с 1,31 до 1,75 ребенка на одну женщину в возрасте от 15 до 49 лет. По мнению директора Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Лилии Овчаровой, поддержка государства ускорила рождение вторых и последующих детей.
Заведующий кафедрой социологии семьи и демографии МГУ Анатолий Антонов считает неприемлемым ограничение материнского капитала и, напротив, предлагает расширить меры государственной поддержки материнства.
— Если выплаты материнского капитала будут как-то ограничивать или совсем отменять, это будет большая ошибка. Маткапитал и пособие на детей, которые действуют в последнее десятилетие, компенсируют, хотя и частично, не полностью, ухудшение душевого дохода семьи и жилищных условий при рождении детей. Поэтому прежде чем говорить о какой-либо демографической политике, надо добиться того, чтобы рождение ребенка не ухудшало материальные условия жизни в семье. Это экономическая, а не демографическая категория. Надо этого добиваться.
Но на этой основе очень хорошо строить политику стимулирования рождаемости, направленную на укрепление семейного образа жизни, на развитие потребности населения в третьем ребенке. Об этом, кстати, говорил еще в 2012 году президент Путин. Что это наша стратегическая задача. Мы недавно провели опрос в 15 регионах России и установили, что сейчас есть небольшое положительное движение в сторону ориентации в сторону третьего и больше ребенка. Эту ориентацию государству было бы неплохо поддержать какими-то дополнительными мерами. Поэтому если, не дай бог, противники такой политики добьются отмены выплат, это будет очень и очень плохо.
«СП»: — Как будет выглядеть демографическая картина в России в ближайшее время?
— В предстоящие десять лет у нас наполовину сократится репродуктивный контингент. Женщины самого «рожательного» возраста: от 24 до 35 лет. Тогда неизбежно начнет падать коэффициент рождаемости. Поэтому уже через 3−4-5 лет у нас будет очень заметная убыль населения. Просто те люди, которые предлагают отменить маткапитал, абсолютно не знают, что у нас сейчас происходит с демографическими процессами. Надо это демографическое невежество в экономических министерствах ликвидировать. Это огромная беда.
«СП»: — С некоторых пор в обществе циркулирует идея так называемого профессионального материнства…
— Наш основной людской ресурс — это рождаемость коренного населения. Сейчас это 1,7 ребенка на одну женщину. Это на «полребенка» меньше, чем надо, чтобы население не уменьшалось. И в этой ситуации нужны какие-то новые меры. Одно из предложений сибирских социологов и демографов предполагает профессиональное материнство. Оно основано на том, что семья воспринимается как самостоятельный суверенный социальный институт, такой же, как институт государства. И этот институт семьи поставляет ежегодно на рынок труда сотни тысяч молодых людей.
Так вот, взаимообмен между экономикой и институтом семьи, остается у нас устаревшим. За подготовленную рабочую силу все государственные и бизнес-структуры должны заплатить институту семьи. А сейчас мы наблюдаем средневековый патернализм. Берут молодежь, выбрасывают стариков из рынка наемного труда и живут себе припеваючи. Со времен Адама Смита капитализм не платит за детей. Работник с десятью детьми и с одним ребенком получает одну и ту же зарплату. С этим пора кончать. И первый шаг в этом направлении — превращение материнства в профессию.
Ведь, мать не сидит дома с детьми, а работает с ними. Она и нянька, ухаживает за детьми, и воспитательница в детском саду, и учительница даже. Поэтому будьте добры среднюю зарплату ей обеспечить. Это резко поднимет престиж материнства и семьи вообще. Воспроизводство детей — это огромный вклад в благосостояние страны. На этом и надо сфокусировать всю политику. Иначе наступит демографическая «хана».
В свою очередь председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов предлагает государству взять курс на развитие и поддержку многодетных семей.
— Спорщики в правительстве занимают две противоположные, но единые в своей безотносительности к демографической проблеме позиции. Понятно, что Минфин ищет, где бы сократить расходы. Для него выплаты маткапитала не во всех субъектах РФ, а, например, в половине дает сокращение расходов вдвое. Эта логика имеет право на существование. Минфин должен заниматься порядком в финансах. Это вопрос фискальной экономии.
Позиция социального блока, Минтруда тоже понятна. Поскольку материнский капитал — успешная мера, влияющая на рождаемость, то пусть все остается как есть. Конечно, выбирая из этих двух позиций, наши симпатии на стороне Минтруда. Все-таки в первые годы существования выплаты дали 10−15% роста рождаемости, включая отложенные рождения. Однако, только материнского капитала для решения будущих проблем недостаточно.
Даже если мы оставим материнский капитал, мы все равно вымирающая страна — к концу столетия у нас останется половина от нынешнего населения. Так, к 2025 году число молодых женщин уменьшится по сравнению с 2010 годом почти в два раза. Суммарный коэффициент рождаемости даже в нынешней сравнительно благоприятной ситуации составляет 1,7−1,8 ребенка на одну женщину. Причем он будет уменьшаться. Но для простого воспроизводства населения нам нужно 2,15, а с учетом особенностей нашей демографии — 2,4. Поэтому здесь нужны радикальные меры.
«СП»: — Какие?
— Нужно совершенно пересмотреть всю демографическую политику и сделать ставку на многодетную семью, а не на каких-то отдельных простимулированных детей. Математика и статистика неумолимо задает простой демографический императив: у нас через двадцать лет половина семей должны быть многодетными. Ничто другое нам уже не поможет. Пора перестать фантазировать, четко осознать эту цель и наметить демографическую стратегию. А пока мы видим такие локальные стычки в правительстве, которые ничего не решают.
К тому же премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая весной в Госдуме с отчетом правительства и затем в Петербурге, заявил, что готовится госпрограмма по стимулированию первого ребенка, первых рождений. Вот реальная демографическая политика государства, которую иначе, как преступной назвать нельзя. Чтобы Россия вышла на базовую воспроизводимость населения, нам нужно стимулировать рождение четвертого ребенка. Это должно стать национальной идеей. Именно на эту цель консолидировано должны работать и Минфин и социальный блок.