Материал комментируют:
Руслан Камбиев
Саида Сиражудинова
Стремительно набирает обороты скандал вокруг одной из самых популярных групп в чеченском сегменте «ВКонтакте» — «Карфаген». Ее пользователи называют себя «борцами за нравственность»: они зло высмеивают девушек, которые публикуют в Интернете свои фото с оголенными частями тела.
Дагестан развратнее Лас-Вегаса?
Группа «Карфаген» была создана еще в феврале, и всего за полгода сумела достичь огромной популярности в Чечне — у нее более 50 тысяч подписчиков. Вскоре было создано и несколько похожих пабликов, например, «Карфагенон» (13 тысяч подписчиков) и «Карфагенка» (почти 3 тысячи подписчиков).
Движение быстро перекочевало из виртуальной в реальную жизнь: логотип группы (стилизованный шлем) и слоган «Карфаген идет за тобой» стали в республике все чаще появляться на майках и автомобилях.
Создатели сообщества объявили, что намерены также распространить свою деятельность и на соседние с Чечней республики — Ингушетию и Дагестан (последнюю в комментариях по уровню разврата сравнивали с Лас-Вегасом).
А в чем же она, собственно, эта деятельность заключается? Администраторы выискивали в соцсетях фотографии девушек-чеченок, облик которых якобы не соответствовал канонам ислама. С непокрытой головой, открытой шеей, в коротких юбках (таких иногда шутливо называют «бомбитами»).
Фотографии перепечатывали в группу «Карфаген» (при этом все оголенные части тела замазывали в фотошопе) и начинали обсуждать. Едко, зло, чтобы больнее уязвить и опозорить девушку. Причем самим девушкам было запрещено писать комментарии.
Нередко администраторы «Карфагена» размещали под «позорной» фотографией адреса и телефоны родственников девушки: смотрите, мол, не обращают внимание на распутство своей дочери.
Была даже создана закрытая группа, в которой обсуждали «рейды», участники которых отыскивали фривольно одетых чеченок и прямо на месте «перевоспитывали» их. В чем именно заключалось такое «перевоспитание», неизвестно: стать членом закрытой группы было сложно — администраторы допускали туда только вайнахов (чеченцев и ингушей), если у вас на страничке нет «грязных» фотографий и вы не состоите в «неприличных» группах.
«Курицы» против «Карфагена»
Внимание к «Карфагену» привлекло движение «Открытая Россия» Михаила Ходорковского, которое опубликовало расследование его деятельности. Эту историю подхватили многие федеральные издания. После этого в закрытой группе, посвященной рейдам «Карфагена» появилось сообщение, что администрация «ВКонтакте» без предупреждения заблокировала всех модераторов сообществ.
А в среду в основном паблике «Карфагена» разом пропали все ранее сделанные фотографии девушек — по сути, сообщество стартовало с чистого листа. Судя по бурному обсуждению в чеченском сегменте «ВКонтакте», все это произошло благодаря вмешательству спецслужб, отреагировавших на публикации в прессе.
Информацию спецслужбам якобы «слил» администратор сообщества, который вступил в конфликт с его создателем (это якобы 19-летний студент, который учится в Москве).
Конфликт вокруг «Карфагена» расколол чеченское общество. Судя по комментариям, многие считают такие методы «борьбы за нравственность» неприемлемыми. Но есть и чеченцы, которых все устраивает: они даже начали в Интернете кампанию под хештегом #Карфагенживи.
Появление в Интернете своеобразной «полиции нравов» — вовсе не чеченское ноу-хау. Можно привести пример татарской группы «ТТМ», администраторы которой ратуют за нравственную чистоту. Хотя она иногда отдает расовой теорией. В сообществе иногда публикуются фотографии тюркоязычных девушек (например, татарок или азербайджанок), которые встречаются с русскими парнями, а не с представителями аналогичных этносов.
Или еще пример. Как уже рассказывала «Свободная пресса», весной в Москве начал действовать «исламский патруль», который организовал активист движения «Стоп-Хам» Ислам Исмаилов. Молодые мусульмане жестко следят за тем, чтобы их единоверцы соблюдали требования религии: не курили, не пили, не сквернословили.
«Это легкий способ самоутверждения»
В общем, борьбу за нравственность сегодня, похоже, ведут все. Только вот представления о том, что понимать под нравственностью, у самих борцов очень разные. Почему у современной мусульманской молодежи сформировался такой запрос, «Свободная пресса» пыталась выяснить в беседе с председателем общественной организации «Открытый Кавказ», религиозным деятелем Русланом Камбиевым.
«СП»: — Руслан Хаджимурадович, «Карфаген» и «Стоп харам» многие представители мусульманской молодежи считают едва ли не мерилом религиозной морали…
— Бедой современного общества смело можно назвать разоблачения, уличения в грехах друг друга. Видя, что человек оступился, совершил грех, некоторые люди пытаются заснять это на телефон, написать об этом в социальных сетях или рассказать в кругу друзей.
Никто даже не задумывается о том, что все мы грешны и переживаем лишь тогда, когда другие грешат не так как мы. Ислам обязывает человека скрывать чужие недостатки, если он стал их свидетелем, ибо даже пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если человек будет скрывать недостатки другого человека в этом мире, то и Всевышний скроет его недостатки в Судный День» (Муслим, 2590).
«СП»: — Неужели ислам предписывает скрывать пороки и грехи?
— Скрывать недостатки и грехи — это обязанность верующего человека, это признак красивого нрава и веры. Истинный мусульманин никогда не захочет, чтобы распространялась мерзкая информация о другом человеке.
Возникнет вопрос, а что же делать человеку, если он увидел, как человек совершает грех? В одном хадисе сказано: «Религия — это наставление» (Муслим, 55).
Если человеку станет публично делать кому-то замечания, наставления, это будет оскорблением, унижением, а не наставлением. Необходимо сделать ему назидание наедине и вежливо объяснить ему вред его поступка.
«СП»: — Почему же, на ваш взгляд, молодежь сегодня пытается выставить чужие грехи напоказ? Значит ли это, что в обществе дефицит светской нравственности, раз ее ищут в религии? Даже в таких радикальных проявлениях…
— В массовом возвращении в религию люди ищут внутренние силы для выживания в суровой реальности. Среди коррупции, безработицы, отсутствия самореализации это легкий и популярный способ самоутверждения. Если бы тот же «Стоп харам» делал все то же самое, что делает сейчас, но без видеокамеры, я бы мог это понять и принять.
Плохо, что для некоторых людей смыслом жизни становится поиск недостатков у других людей (особенно из своего народа). Чем это обусловлено, непонятно, ведь в исламе нет национализма, а значит, преподносить свой народ выше и «чище» остальных — это уже элемент национализма.
Если человек все же станет выискивать недостатки у других людей, то Всевышний накажет его тем, что разоблачит его перед другими людьми и в свою очередь, откроет грехи его самого.
«Это явное противоречие традициям!»
Критикует создателей «Карфагена» в беседе со «Свободной прессой» и президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» Саида Сиражудинова:
— Подобные группы в соцсетях — явление новое, и началось оно не с шейминга, направленного на одежду и поведение девушек. Просто его решили использовать и здесь. Добрались и до девушек. В то же время, подобное оказалось полезно тем, кто озабочен поведением и формой одежды чеченских девушек, а таких не мало. Представляющийся им порядок в обществе они пытаются обеспечить исключительно за счет женского пола. Вспомните, недавно были уже случаи обстрела краской девушек в Чечне.
Поведение женщины в республике всегда было объектом достаточно пристального внимания. Но, то что происходит сейчас — перегибы и явное противоречие традициям.
«СП»: — А ведь спроси любого: он скажет, что чеченское общество крайне традиционно, и роль женщины в нем второстепенная.
— В Чечне женщина никогда так открыто не оскорблялась, традиции не допускали вторжения посторонних в ее жизнь. Да и форма одежды здесь была своеобразна — достаточно либеральна, красива, нарядна, и женственна. И в то же время, женщины следовали традициям и отличались порядочностью.
Поэтому и группы, подобные «Карфагену», аморальны. Они направлены на унижение женщин, на противопоставление светскости и не светскости, а в конечном итоге — на уничтожение национального глобализационным.