Большинство россиян одобряет деятельность президента, в то время как половина населения недовольна работой премьера и правительства. Об этом свидетельствует опрос «Левада-центра», он проводился 18−22 августа среди 1600 человек из 137 населенных пунктов в 48 регионов России.
Данные социологического исследования показывают, что деятельность Владимира Путина на посту президента РФ одобряют 83% граждан, недовольны его работой 15%. Работой Дмитрия Медведева на посту премьер-министра России удовлетворены 48% респондентов, не удовлетворены — 51%. При этом деятельность правительства вызывает одобрение у 50% респондентов, недовольных ею 49%.
В июне опрос «Левады» показал, что критически оценивали работу Медведева 55% респондентов.
Кроме того, большинство респондентов не одобряет работу Госдумы (57% против 42%). Месяцем ранее негативно к работе Думы относились те же 57%, одобряли — 41%.
Отметим также, что 57% россиян, по результатам опроса, считают, что дела в стране в целом идут в правильном направлении, противоположного мнения придерживаются 29%, 13% респондентов затруднились ответить.
По словам эксперта Центра политического анализа Андрея Тихонова, рейтинги правительства «от Левады» уже перестали быть сенсацией.
— Фурор и оживление в политических кругах они вызвали в апреле этого года. Ведущие столичные газеты даже выходили под заголовками «россияне желают отставки Медведева». При этом следует отметить, что на рейтинги очень сильно влияют сезонные факторы. Все-таки на дворе лето, и, возможно, сторонники правительства еще не успели вернуться из отпусков.
Различия рейтингов правительства и Медведева легко объяснимы. Все-таки Медведев является политическим тяжеловесом, лидером партии парламентского большинства, а большинство министров — технократы, зачастую так называемые «сислибы». Но есть и МИД, к деятельности которого почти нет претензий у подавляющего большинства граждан. Думаю, респонденты учитывают тот факт, что Медведев и его министры это не одно и тоже. На положение Медведева не повлияли предыдущие рейтинговые кризисы — в январе 2014 года на фоне девальвации рубля и летом 2016 года на фоне критики в ходе думской кампании. Сейчас же и вовсе ничего из ряда вон выдающегося не происходит. Тем более что другие социологические службы дают иные цифры. По данным ВЦИОМ, Медведев по уровню доверия занимает третье место после Путина и Шойгу, его деятельность одобряют 53%, а не одобряют 31%. Правительство же, по ВЦИОМу, имеет еще больший уровень поддержки — 58%.
В целом даже опрос Левады показывает, что власть пользуется поддержкой и никаких масштабных протестов против премьера Медведева не произойдет. Его элитные конкуренты, конечно, могут еще раз задействовать Навального, но максимальный эффект от подобных «разоблачений» уже был достигнут и, как оказалось, такими методами премьера в отставку не отправить. В любом случае при решении кадровых вопросов и определении стратегии пользуются не этими цифрами, а теми, которые дают так называемые «закрытые» опросы. Но следует понимать, что рейтинг — это всего лишь рейтинг, каким бы объективным он не был. Это не голосование и его результаты не имеют юридической силы. У Тэтчер рейтинг редко превышал 40% и ничего, как-то справлялась старушка.
«СП»: — Кто, по-вашему, мог бы сменить Медведева в кресле премьера?
— Если говорить о гипотетическом сменщике Медведева, то это будет технократ, желательно равноудаленный от элитных группировок и не имеющий собственного клана. Наверняка будущий премьер уже занимает министерское кресло, хотя не исключен вариант с переездом в Белый дом одного из губернаторов.
«СП»: — То есть «тандем» президента и премьера может дать трещину?
— Термин «тандем» уже давно не используется. Между президентом и премьером существует эффективное взаимодействие в рамках действующей Конституции. При этом Путин вовсе не дистанцируется от Медведева. Президент, как мы знаем, не любит хаоса в кадровых вопросах и очень ценит проверенных людей. В этой линии есть свои плюсы и свои минусы, но политический стиль Путина оформился давно и уже не изменится.
— Результаты этого опроса отражают реальные настроения в обществе: и стабильно высокую поддержку президента Путина, и гораздо менее успешные рейтинги правительства, — уверен политолог, член Бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков.
— Наряду с национальной популярностью Путина опросы демонстрируют неплохие позиции и ряда государственных деятелей — Шойгу, Лаврова, Рогозина. Их персональные рейтинги к тому же повышают уровень доверия граждан к системе госуправления в целом. Но происходит это вопреки негативному в целом имиджу правительства. Это несколько парадоксально, но и логично.
На отрицательный имидж кабмина главным образом влияют проблемы социального и финансового характера, связанные с работой, так называемого экономического или либерального блока правительства. Было бы правильным, в конце концов, учесть отношение граждан к членам кабмина, сопоставить данные социологии с реальными итогами работы министров и подведомственных им структур, и принять определенные кадровые решения. Без кадровых последствий не до конца ясна цель всех этих регулярных социологических изысканий. Тем более актуален данный вопрос в преддверии президентских выборов 2018 года, когда отношение граждан к тем или иным фигурам в правительстве неизбежно будет влиять на общенациональный имидж Владимира Путина.
На данный момент нет причин сомневаться, что он будет принимать участие в президентских выборах и постарается одержать максимально уверенную победу. И в этой ситуации, по логике, надо заранее исключить из общей картинки людей, которые раздражают избирателей. Впрочем, предвыборная стратегия президента может быть и более консервативной, без резкой ротации высокопоставленных фигур. В таком случае тот или иной «кадровый негатив» будет нейтрализовываться мощными позитивными инфоповодами социальной и патриотической направленности.
Однако многие эксперты подобные рейтинги оценивают весьма скептически. Вот как опрос «Левады» прокомментировал главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Я бы начал с того, что мы на ФОРУМе. мск обычно после появления таких знаковых опросов проводим свой, и у нас всегда зеркально противоположные результаты. Вполне резонно возразить, что у нас такая аудитория, оппозиционная. Но почему нельзя предположить, что и у «Левада-центра» аудитория для опроса достаточно целевая? Вот у этой целевой аудитории дела, возможно, и идут совсем неплохо. А вот у той аудитории, для которой пишу я, дела неважные.
«СП»: — Означают ли эти цифры, что россияне спокойно воспримут переназначение Медведева после выборов президента в следующем году?
— А кто их спросит, россиян? Даже если воспримут не спокойно, а с чувством обеспокоенности — и что? У нас премьера и правительство назначает президент и утверждает парламент. Там ситуация архиуправляемая, и уровень удовлетворенности действительностью высокий.
«СП»: — В чем причина различия рейтингов Медведева и правительства? Россияне вообще в курсе, кто у нас какое министерство возглавляет, и ассоциируют правительство с кем-то еще, кроме премьера?
— Ну, у нас же у президента и премьера рейтинги отличаются, а ведь зависимость правительства от главы государства полная и абсолютная, он иногда сам заседания правительства проводит. Естественно, работу Минздрава или Минкульта не всегда ассоциируют с работой кабинета в целом. Но это не является определяющим в вопросе кадровых решений в правительстве.
«СП»: — Кто теоретически мог бы занять место Медведева после выборов? Его личный рейтинг повлияет на принятие президентом решения о кандидатуре премьер-министра?
— Желающих, думаю, хватает — вот Собянин занял второе место в рейтинге возможных преемников Путина. Думаю, не случайно этот «вброс» был осуществлен на фоне начинающей разворачиваться президентской кампании самого Путина. Что до личного рейтинга Медведева, то он влияет на его позиции в обратной пропорции. Если самостоятельный рейтинг невысокий, то он не опасен для Путина, и можно держать его рядом с собой, не опасаясь судьбы римских цезарей.
«СП»: — Насколько, по-вашему, сегодня вообще актуально говорить о «тандеме», учитывая такую разницу в доверии граждан у президента и премьера?
— А никакого «тандема» и не было никогда. Это не триумвират Помпея, Цезаря и Красса, где участники были в целом равнозначны. Мы же не говорим о «тандеме» Ивана Грозного и Симеона Бекбулатовича, ясно же, как там были расписаны роли. Ну а для подчиненного положения Медведева рейтинг у него как раз подходящий. Вот если б он был выше, чем у Путина, за его судьбу стоило бы серьезно опасаться…