Материал комментируют:
Борис Кагарлицкий
Экономический кризис коснулся не только миллионов бедных россиян, но и относительно благополучную часть общества — госслужащих. В поисках способов экономии Минфин предложил умерить аппетиты высших чиновников. Теперь лишь некоторые из них смогут жить в командировках в двухкомнатных «люксах» за счет госбюджета,
пишут «Ведомости».
По информации издания, в настоящее время госчиновники на высших должностях, относящиеся к категории «руководители», могут рассчитывать на двухкомнатные апартаменты. Остальные вынуждены «ютиться» в однокомнатных. Характерно, что этот порядок, утвержденный еще в 2005 году, во время предыдущего кризиса — в 2008-м, изменен не был.
Новация предполагает сокращение привилегированных чиновников на порядок. В администрации президента, в правительстве, в Совете Федерации и Госдуме, в Конституционном суде, Счетной палате и ЦИК, в министерствах останется по 2−3 или чуть больше таких «счастливчиков». В основном, руководители и их замы.
Столь жесткая по отношению к государевым людям мера позволит, по мнению Минфина, сэкономить до 700 млн. бюджетных рублей в год. Цифра не очень впечатляющая — расходная часть российского бюджета на 2017 год превышает 16 трлн. рублей, однако продемонстрировать стремление к экономии позволяет.
Вообще, в чиновничьей среде наблюдается постоянная борьба за и против привилегий. Так, в конце прошлого года правительство РФ запретило чиновникам приобретать машины с двигателями мощностью более 200 лошадиных сил. Страсть к мощным автомобилям питают в основном силовики.
Кроме того, стоимость служебных автомобилей глав федеральных госорганов и их заместителей была ограничена 2,5 млн. рублей, а руководителей федеральных агентств и их замов — 2 млн. рублей. Главы же структурных подразделений ведомств по чиновничьим меркам просто нищие. Они могут рассчитывать лишь на машины за 1,5 млн. рублей.
Лишая низшие чины «сладкой жизни» за счет бюджета, начальство, тем не менее, беспокоится об их благосостоянии. Так, Минпромторг предложил позволить госслужащим получать подарки стоимостью свыше трех тысяч рублей, при условии, что это будут изделия народных художественных промыслов.
Таким образом, на нижних этажах чиновничьей иерархии «хохлома» и самовары заменят автомобили BMW или двухкомнатные гостиничные апартаменты высших чиновников. Остальные россияне останутся с кризисом один на один.
О том, что собой, кстати, представляют подобные гостиничные «люксы» для высших чиновников «СП» рассказала исполнительный директор специализированной компании «ТЕКА-С» Юлия Шкепу.
— Существует приказ Минкульта № 1215, в котором прописаны требования к номерам разных категорий. Требования к номерам высшей категории одинаковы для всех отелей, независимо от звездности.
Номер «люкс» отличается от других номеров тем, что у него одна комната оборудована под кабинет, а вторая — спальная. Его площадь, не может быть менее 35 квадратных метров. Больше — пожалуйста, хоть 70! Существует довольно большой перечень необходимой в таком номере мебели, инвентаря и технического оснащения. Наличие мини-бара, халата, прикроватного светильника, тапочек и всех-всех деталей определено в этом списке. Эксперты, имеющую должную квалификацию, оценивают номера на соответствие той или иной категории.
Политолог Борис Кагарлицкий воспринял предложение Минфина как «показуху».
— Власти вынуждены что-то делать, чтобы показать, что они борются против коррупции и растраты государственных средств. Думаю, главное здесь связано именно с этим. Они демонстрируют, что им небезразлично, как тратятся казенные деньги. Но это делается в свойственной нашей бюрократии манере — выстраивают иерархию — кому можно, а кому нельзя.
«СП»: — Насколько действенно вводимое ограничение с точки зрения экономии бюджетных средств?
— Это не самая большая проблема, так как самые большие растраты бюджета связаны с госкомпаниями. А у них всегда найдется способ поощрить своих топ-менеджеров, в том числе тех, которые формально являются государственными чиновниками. Поэтому я не думаю, что предлагаемая Минфином мера что-то радикально изменит.
В свою очередь политолог, бывший сотрудник администрации президента Андрей Колядин считает нормальной дифференциацию благ для чиновников в зависимости от уровня ответственности.
— На самом деле, совершенствования бюджетной политики, в том числе связанные с положением высших госчиновников, происходят регулярно. Это как меры по улучшению условий труда, так и меры по сохранению бюджета. Просто на это не всегда обращают внимание. Сейчас эти меры — ограничение использования гостиничных номеров, просто заметила пресса.
«СП»: — Не могли бы вы привести конкретные примеры такого совершенствования?
— Регулярно происходят сокращения чиновников различных уровней власти. Хотя, как шутят юмористы, каждое сокращение чиновников приводит к увеличению их числа. Но я знаю на своем опыте — меня приглашали в территориальные органы на разные посты, зарплаты там такие, что лучше за эти деньги сидеть дома.
Конечно, чиновники получают больше, чем врачи и учителя, но и уровень ответственности, уровень финансовых ресурсов там другой. Нельзя ожидать от человека, через которого проходят миллиарды, что он за 30 тысяч рублей будет непорочен. Для этого он должен быть неистовым Павкой Корчагиным. А к большому сожалению, воспитание последних лет нашего чиновничества предполагает, что они приходят на кормление, а не на работу на государство.
Вот эту ситуацию надо менять. И как я понимаю, ее и меняют многочисленными посадками.
«СП»: — Наблюдая за мерами поддержки чиновников, бросается в глаза явная иерархичность, чуть ли не кастовость…
— Это было всегда. Естественно, что губернатор имеет благ больше, чем вице-губернатор, а начальник департамента меньше. Во всех структурах есть иерархия и должностей, и заработных плат, и тех благ, на которые человек может претендовать. Это совершенно закономерно. Так было во всей истории человечества. Султан имел одни возможности, визирь — другие, а охранник царской конюшни — третьи. Тут нечему удивляться.
«СП»: — Есть мнение, что наибольшие потери бюджет несет в сфере госкорпораций…
— Да, коррупция в большей степени прослеживается в госсекторе. Но коррупция — это и есть использование в личных целях государственных ресурсов. В частном бизнесе их не так много. Если человек выиграл тендер, объявленный государственной корпорацией, то это уже его деньги и он использует их в зависимости от того, каким образом собирается выполнять госзаказ. А деньги для госкорпораций выделяются на основании бюджетных распоряжений и бюджетных правил.
— Мера по ограничению использования чиновниками роскошных гостиниц, конечно же, правильная. Я — за, — говорит член комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Сергей Казанков. — Но если говорить про бюджетную экономию… Есть такой агрегат — М2, показывающий деньги наличные и в банках. Так вот, он за последние три года вырос с 30 трлн. 500 млрд. рублей до 39 трлн. 500 млрд. Поэтому когда говорят, что в стране нет денег, я понимаю, что это лукавство — деньги в стране есть! Но как член комитета по бюджету я вижу, что они делятся несправедливо. Разрыв между богатыми и бедными у нас постоянно увеличивается. Так что у нас нет другого пути, как сокращать этот разрыв.