Дискуссия о демографической катастрофе «Как вернуть 3 миллиона?», организованная Европейским институтом Каунасского технологического университета, выявила страшные для Литвы цифры. Портал ru.DELFI.lt приводит статистику, прозвучавшую там: число жителей Литвы сократилось с 3,7 млн. в 1990 г. до 2,85 млн. в 2017 г. По прогнозу Eurostat, через 12 лет в Литве может остаться всего 2,4, а в 2040 г. — всего 2 млн. жителей.
Глава Вильнюсского офиса Международной организации по миграции Аудра Сипавичене по случаю Нового года пытается успокоить страну.
В 2018-м можно надеяться на снижение масштабов эмиграции из Литвы, сообщила она в интервью изданию Lietuvos zinios. Однако ее слова не соответствуют социологическим исследованиям. По данным литовского Института мониторинга прав человека, 90,4% молодых людей хотели бы покинуть Литву, если бы удалось уехать в развитую страну на Запад и получить там работу по специальности, констатирует ru.DELFI.lt.
Да и в словах Аудры Сипавичене на самом деле мало оптимизма. По ее мнению, снижение масштабов эмиграции будет связано с падением числа потенциальных эмигрантов. «Я так представляю себе, что это снижение не будет означать, что что-то было сделано, чтобы люди остались в Литве. Не было никаких реформ, которые остановили бы эмиграцию», — сказала Сипавичене.
Таким образом, она обозначила одну из главных причин высокого уровня эмиграции из Литвы, в основном в Великобританию (до Брекзита), Ирландию, Германию, Испанию и даже в США. По данным департамента статистики Литвы, в течение 5 лет до начала 2018-го больше всего жителей уехало из Мариямпольского, Тельшяйского и Таурагского округов — свыше 6% жителей. Правда, такой исход, который некоторые эксперты называют «эвакуацией», снижает социальную напряженность — падает безработица. Даже наоборот. Компании Клайпедского, Паневежского и Таурагского районов встревожены: больше 50% местных предпринимателей считают эмиграцию самой большой социальной угрозой для бизнеса. Не хватает рабочих рук, высококвалифицированных специалистов. Заработки в развитых странах Запада не сравнить с литовскими.
«Изменение численности населения зависит от трех основных показателей: рождаемости, смертности, миграции. Больше всего на сокращение населения в Литве, безусловно, влияет эмиграция. По масштабу эмиграции с Литвой не может сравниться ни одна европейская страна», — цитирует еженедельник «Савайте» сотрудника Центра социологических исследований Даумантаса Стумбриса. По его словам, в действительности масштаб эмиграции больше, чем по официальным данным. Не все декларируют отъезд. «Страну покидает гораздо больше жителей, говорит эксперт. — Но отчасти этот поток компенсируют возвращающиеся на родину эмигранты. Так, в 2016 году выехали 51 тысяча, въехало более 21 тысячи жителей — в основном вернувшиеся из эмиграции».
На дискуссии «Как вернуть 3 миллиона?» причины высокого уровня эмиграции были детализированы. Портал ru.DELFI.lt приводит слова директора Европейского института КТУ Каунасского технологического университета, бывшего посла Евросоюза в России, экс-министра иностранных дел Литвы Вигаудаса Ушацкаса, который назвал происходящее исчезновением страны, а проблему — самой большой долгосрочной угрозой для Литвы, ее национальной безопасности и экономического благосостояния. Заметим: не придуманную агрессию России и «мягкую силу» Кремля, о чем на каждом шагу твердят представители политической элиты Литвы и некоторые местные политологи.
«Очевидно, что до сих пор в Литве не создана стратегия, нет структурных изменений, которые по сути побудили бы граждан принять позитивную установку и перспективные решения в отношении своей страны. Для этого нужна ясная политическая воля, в основе которой лежат конкретные дела, политическая ответственность», — заявил бывший глава МИД республики. «По сравнению с годом восстановления независимости в Литве рождается на треть меньше детей. Действовавшие до сих пор меры стимулирования рождаемости недейственны. По показателям нетто эмиграции на тысячу жителей, Литва больше 10 лет лидирует в ЕС. Значит, жители Литвы не верят в перспективу своей страны», — утверждает Ушацкас.
С ним согласен философ Миндаугас Кубилюс. Он добавляет штрихи в общую картину: «Доходы 20% жителей Литвы с самыми большими доходами в 7,5 раз больше, чем 20% лиц с самыми низкими доходами. По этому показателю Литва на предпоследнем месте в Европе и опережает только Румынию. Это побуждает появление разницы между низкими доходами и высокими ценами. Одни потребляют, цены растут, а у других доходы не увеличиваются, люди становятся жертвами высоких цен».
«Хотя Литва — маленькая страна и становится еще меньше, неравенство между людьми растет», — говорит Даумантас Стумбрис. Если проблему социального неравенства не решать, она становится еще более острой. В прошлом году за чертой бедности в Литве находились 630 тысяч человек — 21,9% населения. По словам эксперта, «чтобы изменилась демографическая ситуация, должна увеличиться либо рождаемость, либо иммиграция». «Но это не произойдет само собой. Нужна комплексная работа в этом направлении, а главное, нужна политическая воля и грамотные решения», — подводит итог Даумантас Стумбрис. Такой же ввод, как у Вигаудаса Ушацкаса…