Михаил Делягин: «Цифра» — последний шанс Кремля - «Общество» » Новости Дня Сегодня
Михаил Делягин: «Цифра» — последний шанс Кремля - «Общество» 17:00 Воскресенье 0 365
11-02-2018, 17:00

Михаил Делягин: «Цифра» — последний шанс Кремля - «Общество»



Демократия — это власть народа. При всех ее недостатках и даже пороках это лучшее, что создало человечество за всю свою историю, — не считая любви.

Это положение, при котором управляющая система наиболее полно учитывает интересы и мнения управляемых. Главное — учет мнений, что позволяет «слышать грядущее» и заранее реагировать на него.

Облик демократии зависит от технологий.

Когда-то все граждане могли собраться на новгородское вече или афинскую агору. Там мнение учитывали по принципу «кто громче крикнет» или «сильнее стукнет». И даже при этом уже в совсем небольших по нынешним мерка Афинах приходилось доплачивать гражданам за обсуждение и решение вроде бы их собственных проблем.

А когда государства из городов выросли в страны, прямая демократия стала и вовсе невозможной: людям пришлось выбирать себе представителей, которые принимают за них законы или, как сейчас в Америке, даже и определяют президента, — обладающего де-факто правами монарха, несмотря на демократическую сменяемость.

Современные информационные технологии уничтожили расстояния, — и мы уже можем вернуться не только к прямой, но и к постоянной демократии.


Еще до появления блокчейна государство могло управлять на основе дешевых молниеносных референдумов, проводимых хоть каждый час: прямым опросом через смартфоны, подключенные к мессенджерам. Программное обеспечение для этого есть, а порталы госуслуг с их системой регистрации гарантированно отделяют граждан от иностранцев.

Это позволяет сделать демократию, участие обычных граждан в повседневном управлении постоянным, каждодневным, привычным, а не осуществляемым раз в несколько лет на выборах. Соответственно, и люди, постоянно участвуя в демократических процедурах, привыкнут думать о своей судьбе и отвечать за принятые решения.

Цифровая демократия уже позволяет делегировать голоса: сознавая свою некомпетентность в решаемом вопросе, я могу передать свой голос тому, кого считаю специалистом (или просто кому доверяю). Скажем, при обсуждении судьбы медицины я передам свой голос врачу, при определении научной политики — ученому, при решении военного вопроса — ветерану (или, напротив, солдатской матери), получая отчет об их голосовании. Если позиция специалиста мне перестанет нравиться, при следующем голосовании я смогу передать голос другому или голосовать самому.

Конечно, сначала такие голосования должны проводиться в тестовом режиме, а затем некоторое время быть рекомендательными (как и референдумы в большинстве развитых стран). Конечно, они должны касаться вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Но сделать это, выведя нашу демократию на качественно новый уровень и сделав ее наиболее передовой в мире, можно за пару лет.

Пора делом напомнить профессионально и корыстно забывчивым, что Россия является родиной именно технологий, а не слонов и не коррумпированных бюрократов. Пора сделать демократию ежедневной, а не падающей на голову раз в несколько лет, — и исправить, наконец, ее пороки.

Другой революционный шаг в использовании цифровых технологий в государственном управлении — перевод его на электронную систему принятия решений.

Еще в начале «нулевых» стало модно рассуждать об «электронном правительстве». Россия прошла в этом направлении большой путь и весьма достойно смотрится на уровне даже наиболее развитых в этой сфере стран: мы пользуемся порталами госуслуг, получаем консультации и справки, платим налоги и штрафы по интернету. В большинстве крупных, а сейчас уже и средних городов мы получаем документы в многофункциональнах центрах, что экономит время, силы и даже иногда деньги.

Но взаимодействие граждан с государством — лишь наименее важная часть «электронного правительства». Главное в нем — перевод на электронную основу святая святых: всей процедуры принятия решений, как это сделано в лучших корпорациях мира (и, кстати, некоторых в России).

Замена бумажного документооборота электронным должна быть полной и касаться всех аспектов принятия решений и дискуссий, которые должны вестись в управленческих чатах.

Это сэкономит не только бумагу и услуги почты (включая дорогую фельдсвязь), но и время. Решения начнут приниматься мгновенно, причем с вечным хранением связанной с ними информации.

Конечно, вид менеджера компании, остановившегося, например, на горном склоне, чтобы отдать необходимое указание через свой смартфон или аргументировать свою позицию во внутренней дискуссии, вызывает шоковое впечатление и сомнения в продуманности и верности его решений, — в мире и даже в ряде российских компаний он уже давно стал нормой. И даже если качество решений от этого и страдает (что до сих пор так и не удалось доказать), — как показывает опыт, выгода от их ускорения с лихвой превышает все мыслимые и немыслимые потери.

Любой управленческий спор, не разрешенный, например, за сутки, будет автоматически переходить на рассмотрение вышестоящему менеджеру, а в сложных ситуациях — Комиссии по административным спорам, работающей с той же электронной скоростью. Это позволит урегулировать разногласия быстрей, чем сегодня исполняются указания.

Комиссия по административным спорам должна определять примерную «стоимость проблемы»: ущерб от промедления, неверного решения или бездействия. Признанный ею виновным менеджер получит соответствующие «штрафные очки»; при превышении годового лимита, установленного для его должности, он должен понижаться или увольняться.

Важно, что контролирующие органы получат свободный и незаметный для проверяемых доступ ко всей их деятельности. Сейчас первое, что порой происходит в случае проверки, — это пожар в архиве. А в условиях электронной системы принятия решений проверяемый не будет и подозревать о расследовании вплоть до его завершения.

Эта полная открытость для проверяющих позволят не только резко ограничить коррупцию, но и мгновенно оценивать эффективность менеджеров и их отношения друг с другом. Скажем, в Сбербанке, насколько можно судить, на совещаниях менеджеры уже довольно давно электронно оценивают выступающего даже перед небольшими аудиториями, что обнажает как его эффективность, так и, при длительных наблюдениях, сложившиеся группы и их взаимоотношения.

Резкое ускорение и упрощение документооборота позволит в разы снизить управленческие расходы при непредставимом сегодня повышении качества управления.


Прозрачность же принимаемых решений, соответствие их жестким процедурам и нормативам, наличие большого количества контуров обратной связи, в том числе и конфиденциальной, институционально и технологически ограничит коррупцию.

Переход на электронную систему принятия решений, будучи глубочайшей технологической революцией, кардинально изменит весь облик российского управления, сделает его одним из наиболее передовых в мире. А повышение эффективности управления повысит и глобальную конкурентоспособность нашей страны и, соответственно, наши доходы.

Решения, необходимые для этого, не просто имеются, — они уже многие годы применяются в наиболее эффективных коммерческих структурах, в том числе и в нашей стране.

Дело — в простом желании, а точнее, пока — нежелании власти.

Нам надо помочь ей стать более эффективной и демократичной, пока она еще не сгнила полностью, — пока ей еще можно помочь.


Демократия — это власть народа. При всех ее недостатках и даже пороках это лучшее, что создало человечество за всю свою историю, — не считая любви. Это положение, при котором управляющая система наиболее полно учитывает интересы и мнения управляемых. Главное — учет мнений, что позволяет «слышать грядущее» и заранее реагировать на него. Облик демократии зависит от технологий. Когда-то все граждане могли собраться на новгородское вече или афинскую агору. Там мнение учитывали по принципу «кто громче крикнет» или «сильнее стукнет». И даже при этом уже в совсем небольших по нынешним мерка Афинах приходилось доплачивать гражданам за обсуждение и решение вроде бы их собственных проблем. А когда государства из городов выросли в страны, прямая демократия стала и вовсе невозможной: людям пришлось выбирать себе представителей, которые принимают за них законы или, как сейчас в Америке, даже и определяют президента, — обладающего де-факто правами монарха, несмотря на демократическую сменяемость. Современные информационные технологии уничтожили расстояния, — и мы уже можем вернуться не только к прямой, но и к постоянной демократии. Еще до появления блокчейна государство могло управлять на основе дешевых молниеносных референдумов, проводимых хоть каждый час: прямым опросом через смартфоны, подключенные к мессенджерам. Программное обеспечение для этого есть, а порталы госуслуг с их системой регистрации гарантированно отделяют граждан от иностранцев. Это позволяет сделать демократию, участие обычных граждан в повседневном управлении постоянным, каждодневным, привычным, а не осуществляемым раз в несколько лет на выборах. Соответственно, и люди, постоянно участвуя в демократических процедурах, привыкнут думать о своей судьбе и отвечать за принятые решения. Цифровая демократия уже позволяет делегировать голоса: сознавая свою некомпетентность в решаемом вопросе, я могу передать свой голос тому, кого считаю специалистом (или просто кому доверяю). Скажем, при обсуждении судьбы медицины я передам свой голос врачу, при определении научной политики — ученому, при решении военного вопроса — ветерану (или, напротив, солдатской матери), получая отчет об их голосовании. Если позиция специалиста мне перестанет нравиться, при следующем голосовании я смогу передать голос другому или голосовать самому. Конечно, сначала такие голосования должны проводиться в тестовом режиме, а затем некоторое время быть рекомендательными (как и референдумы в большинстве развитых стран). Конечно, они должны касаться вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Но сделать это, выведя нашу демократию на качественно новый уровень и сделав ее наиболее передовой в мире, можно за пару лет. Пора делом напомнить профессионально и корыстно забывчивым, что Россия является родиной именно технологий, а не слонов и не коррумпированных бюрократов. Пора сделать демократию ежедневной, а не падающей на голову раз в несколько лет, — и исправить, наконец, ее пороки. Другой революционный шаг в использовании цифровых технологий в государственном управлении — перевод его на электронную систему принятия решений. Еще в начале «нулевых» стало модно рассуждать об «электронном правительстве». Россия прошла в этом направлении большой путь и весьма достойно смотрится на уровне даже наиболее развитых в этой сфере стран: мы пользуемся порталами госуслуг, получаем консультации и справки, платим налоги и штрафы по интернету. В большинстве крупных, а сейчас уже и средних городов мы получаем документы в многофункциональнах центрах, что экономит время, силы и даже иногда деньги. Но взаимодействие граждан с государством — лишь наименее важная часть «электронного правительства». Главное в нем — перевод на электронную основу святая святых: всей процедуры принятия решений, как это сделано в лучших корпорациях мира (и, кстати, некоторых в России). Замена бумажного документооборота электронным должна быть полной и касаться всех аспектов принятия решений и дискуссий, которые должны вестись в управленческих чатах. Это сэкономит не только бумагу и услуги почты (включая дорогую фельдсвязь), но и время. Решения начнут приниматься мгновенно, причем с вечным хранением связанной с ними информации. Конечно, вид менеджера компании, остановившегося, например, на горном склоне, чтобы отдать необходимое указание через свой смартфон или аргументировать свою позицию во внутренней дискуссии, вызывает шоковое впечатление и сомнения в продуманности и верности его решений, — в мире и даже в ряде российских компаний он уже давно стал нормой. И даже если качество решений от этого и страдает (что до сих пор так и не удалось доказать), — как показывает опыт, выгода от их ускорения с лихвой превышает все мыслимые и немыслимые потери. Любой управленческий спор, не разрешенный, например, за сутки, будет автоматически переходить на рассмотрение вышестоящему менеджеру, а в сложных ситуациях — Комиссии по административным спорам, работающей с той же электронной скоростью. Это позволит урегулировать разногласия быстрей, чем сегодня исполняются указания. Комиссия по административным спорам должна определять примерную «стоимость проблемы»: ущерб от промедления, неверного решения или бездействия. Признанный ею виновным менеджер получит соответствующие «штрафные очки»; при превышении годового лимита, установленного для его должности, он должен понижаться или увольняться. Важно, что контролирующие органы получат свободный и незаметный для проверяемых доступ ко всей их деятельности. Сейчас первое, что порой происходит в случае проверки, — это пожар в архиве. А в условиях электронной системы принятия решений проверяемый не будет и подозревать о расследовании вплоть до его завершения. Эта полная открытость для проверяющих позволят не только резко ограничить коррупцию, но и мгновенно оценивать эффективность менеджеров и их отношения друг с другом. Скажем, в Сбербанке, насколько можно судить, на совещаниях менеджеры уже довольно давно электронно оценивают выступающего даже перед небольшими аудиториями, что обнажает как его эффективность, так и, при длительных наблюдениях, сложившиеся группы и их взаимоотношения. Резкое ускорение и упрощение документооборота позволит в разы снизить управленческие расходы при непредставимом сегодня повышении качества управления. Прозрачность же принимаемых решений, соответствие их жестким процедурам и нормативам, наличие большого количества контуров обратной связи, в том числе и конфиденциальной, институционально и технологически ограничит коррупцию. Переход на электронную систему принятия решений, будучи глубочайшей технологической революцией, кардинально изменит весь облик российского управления, сделает его одним из наиболее передовых в мире. А повышение эффективности управления повысит и глобальную конкурентоспособность нашей страны и, соответственно, наши доходы. Решения, необходимые для этого, не просто имеются, — они уже многие годы применяются в наиболее эффективных коммерческих структурах, в том числе и в нашей стране. Дело — в простом желании, а точнее, пока — нежелании власти. Нам надо помочь ей стать более эффективной и демократичной, пока она еще не сгнила полностью, — пока ей еще можно помочь.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl