Материал комментируют:
Анатолий Баранов
Владимир Корнилов
Иван Лизан
Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, выступая на заседании Совета ЕС на уровне министров иностранных дел, подверг критике планы Минобороны Украины восстановить военную часть в городе Берегово в Закарпатье. Как сообщает венгерский портал hirado. hu, речь идет о батальоне численностью от 800 до 1000 человек.
В свою очередь, в украинском оборонном ведомстве отметили, что усиление контингента связано с необходимостью защиты территориальной целостности страны. Но то, как украинские власти объясняют этот шаг, по словам Сийярто, вызывает беспокойство у его страны.
«Это означает, что они считают венгерскую национальную общину угрозой Киеву, что является возмутительным, именно поэтому Венгрия выступает категорически против этого», — сказал министр.
Он также вновь отметил неприемлемость для Будапешта действующей редакции украинского закона «Об образовании».
«Тот факт, что такая страна, как Украина, находится в геополитически важном положении, не означает, что она освобождена от соблюдения международного права или от своих обязательств по защите меньшинств, проживающих на её территории», — заявил глава венгерского МИД.
Он также заявил, что Венгрия заблокирует участие украинского президента Петра Порошенко на летнем саммите НАТО.
«У Венгрии нет других инструментов, кроме как блокировать международные, европейские и евроатлантические стремления Киева. Соответственно, Венгрия не поддержит проведение в апреле этого года очередной встречи ЕС — Украина на уровне министров обороны и летнего саммита НАТО — Украина летом. Венгрия поддержит проведение этих встреч только в том случае, если Украина выполнит указанные условия и будет следовать своим международным обязательствам».
«Украина должна гарантировать, что закон, который грубо нарушает права меньшинств, к 2023 году не будет введен в действие ни в какой форме, и в течение этого периода Украина проведет необходимые консультации с венгерским меньшинством, и реализует то, что согласовано на этих переговорах», — цитирует слова министра его пресс-служба.
Отношения между Венгрией и Украиной серьезно ухудшились после приятого Киевом закона об образовании, согласно которому сильно сократились возможности для представителей венгерской общины учить своих детей на родном языке. Власти Венгрии призвали Евросоюз пересмотреть Соглашение об ассоциации Украины и пообещали блокировать все инициативы, направленные на стремление Киева присоединиться к ЕС и НАТО. К росту напряженности привели инциденты, в ходе которых неизвестные дважды поджигали здание Союза закарпатских венгров в Ужгороде.
На прошлой неделе МИД Венгрии не рекомендовал венгерским туристам поездки в регион 16?18 марта, особенно в города Хуст и Ужгород. В ответ его украинский коллега Павел Климкин заявил, что своими действиями Венгрия «вплотную приблизилась к красной линии». По его словам, поведение Будапешта можно расценивать как сознательную политическую манипуляцию. При этом в поджоге здания Союза венгров он обвинил Россию.
Напомним, что в ночь на 16 марта в Берегове неизвестные разбили стёкла десяти автомобилей с венгерскими номерными знаками. Берегов является одним из центров проживания венгров в Закарпатье и расположен в 30 километрах от границы двух стран.
Здесь ранее располагался 315-й гвардейский механизированный полк Советской армии, который был окончательно расформирован в 2003-м году. На сегодняшний день часть земель бывшей в/ч распродана, а большинство строений пребывает в аварийном состоянии.
— Тут важен сам факт того, что Украина испугалась граждан своей же страны и готова использовать против них, при необходимости, военную силу, — отмечает обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.
— Что ж, Украине не привыкать. Она активно использует армию для подавления инакомыслящих в Донбассе. Почему венгры должны быть исключением? Думаю, самым эффективным ответом со стороны Венгрии будет демонстративное размещение аналогичного контингента на границе с Украиной
«СП»: — Угроза территориальной целостности со стороны венгров реальна?
— Закарпатским сепаратизмом украинские политики пугали друг друга и до Майдана. А теперь эта тема стала еще более актуальной. Да, угроза откола Закарпатья (и не только его венгерской части) существует и обостряется по мере роста бардака в самом Киеве.
«СП»: — Насколько, по-вашему, присутствие этих военных снизит или, наоборот, повысит напряженность в регионе?
— Это, безусловно, повысит напряженность. И она усилится, когда данный контингент будет вовлечен в местные схемы по контролю за контрабандными потоками. А уж тот факт, что его будут вовлекать в эти схемы, не подлежит сомнению — возможно, его для этого там и размещают
«СП»: — В чем, по-вашему, истинные причины натянутых отношений Киева и Будапешта? Кто и с какой целью провоцирует конфликт?
— Украина строит жесткое, тоталитарное, моноэтничное государство, в котором нет места национальным меньшинствам — будь то русские, будь то венгры, будь то поляки или румыны. Чем дальше пойдет Киев в этом направлении, тем сильнее будут нарастать трения между Венгрией и Украиной.
— И венгерская община, и Венгрия — угрозы для Киева, — уверен политолог Иван Лизан. — В 2014—2015 годах точно так же Киев действовал и в Бессарабии — под Болградом разместили части Нацгвардии для защиты региона от Румынии. Украина — национальное государство, у которого все соседи — враги.
«СП»: — Могут ли со стороны Будапешта последовать реальные действия против Киева?
— С размещением военных придут и другие силовики, усилятся СБУшники, они начнут внимательнее относиться к активности венгров в Закарпатье. Вряд ли местным это понравится.
«СП»: — Эти 800 солдат что-то реально изменят?
— Нет, ничего не изменят. Если дело дойдёт до прямого боестолкновения, Киеву 800 солдат не помогут — Закарпатье будут брать с перевалами, и силовики быстро будут поставлены перед выбором: перейти на сторону венгров или быть разоружёнными. Но это чисто гипотезы, абстрактное теоретизирование.
«СП»: — Почему Украина и Венгрия не могут договориться по языковому конфликту? Или проблема в чем-то другом?
— Просто столкнулись два национализма. Пока на Украине национализм был в маргиналитете, у Киева не было проблем с соседями, но как только украинский национализм стал единственно разрешённой идеологией, он столкнулся со своими «братьями». Венгрия и Польша — это зеркальные отражения Украины. И пока Киев не откажется от национализма, он не сможет наладить отношения с соседями.
«СП»: — Будут ли, по-вашему, в дальнейшем ухудшаться венгерско-украинские отношения
— Будут. Потому что национализм — это не о разуме, а об эмоциях, причём радикальных и, в случае с Украиной, деструктивных. Пространство для ухудшения отношений очень большое. Вашингтон решить эти проблемы путём давления на одну из сторон не сможет — Волкер, например, открыто поддерживает тотальную украинизацию, выдвигая в качестве аргументов противостояние Киева с Москвой и необходимость национального строительства. Потому деградация украино-венгерских/польских/румынских отношений продолжится.
— Украина в сегодняшнем своем формате — это агрессивное националистическое государство, крайне несамостоятельное в своей внешней политике, — считает главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов.
— У нее постоянные конфликты как внутри, так и снаружи — с одной стороны, это позволяет отвлекать внимание общества от внутренних проблем, которые Киев позитивно решить в принципе не в состоянии. С другой, сегодняшняя Венгрия — это противник той линии внутри Евросоюза, которую навязывают ему США. И в силу этого она противник и для Украины, идущей строго в фарватере американской политики.
«СП»: — Присутствие этого батальона в 800 человек на что-то повлияет? Чем ответит Венгрия, кроме заявлений?
— В масштабах Восточной Европы 800 человек — это серьезная военная сила, к тому же за спиной у нее вся украинская армия, численность которой наращивается, оснащенность и выучка растут — такой растущей армии непременно нужен противник «по зубам». Каков сегодня военный потенциал Венгрии? Не слишком значительный, но она все же страна НАТО.
«СП»: — Эти военные могут быть задействованы в контрабандных схемах?
— На Украине вся политика зациклена на бизнесе, в том числе и нелегальном. Там вообще границы между нелегальным и легальным сильно размыты. Нельзя исключить, что речь идет и о контроле над контрабандой, в которой конкурируют местные кланы и так называемые «силовики».
«СП»: — Есть ли выход из этой ситуации?
— Как я уже сказал выше, тут европейская политика: одни страны ЕС согласны оставаться сателлитами США, другие претендуют на нечто большее. А у Украины и выбора-то никакого нет — Европе она не особо нужна, а Америке требуется просто заноза в ботинке и у России, и у Европы.
Новости Украины: Венгрия недовольна планами Киева по размещению войск в Закарпатье