Изменение границы между Чечней и Ингушетией привело не только к массовым акциям протеста, но и спровоцировало новые инициативы по пересмотру рубежей на всём Северном Кавказе. Казаки из организации «Кавказская казачья линия» в Ставрополье обратились к руководству края с просьбой «восстановить историческую справедливость» и забрать у Чечни Наурский и Шелковской районы.
По утверждению казаков, ранее к Ставропольской губернии также относились Кизлярский район Дагестана и Моздокский район Северной Осетии, однако сейчас они настаивают только на возвращении территорий, которые в 1956 году перешли к Чечне.
Инициативу «Кавказской казачьей линии» уже осудили многие общественные деятели края и напомнили, что организация не относится к официальным казачьим структурам. В современных условиях инициатива «оппозиционных», как они сами себя называют, казаков вряд ли может увенчаться успехом. Однако она показывает опасную тенденцию.
Дело в том, что на Северном Кавказе до сих пор много неурегулированных территориальных споров, несмотря на то, что границы формально приведены. Причем в подавляющем большинстве случаев конфликты связаны с этническим фактором. Всем известен давний конфликт между ингушами и осетинами. Многие ингуши не смирились с передачей Северной Осетии Пригородного района, а некоторые проживающие на территории Ингушетии беженцы до сих пор не устроились с 1992 года, так как надеются вернуться на землю предков.
Территориальные споры на Северном Кавказе существуют даже на уровне районов. Так, острые противоречия существуют в Дагестане. Например, чеченцы-аккинцы, депортированные из родных мест в 1944 году, настаивают на возрождении национального Ауховского района, который сейчас располагается на территории нынешних Новолакского и Казбековского районов. Противостояние существует даже в отдельных сёлах, таких как Ленинаул и Калининаул. Многие проживающие там совместно чеченцы и аварцы стараются не посещать торговые лавки и заправки друг друга.
Споры вокруг земли, которые тянутся десятилетиями, одновременно показывают провал национальной политики. На государственном уровне провозглашается единство страны и равенство всех граждан перед законом, однако в реальной жизни людей заботит название и границы национальных образований. Этому во многом способствует сохранение традиционного деревенского уклада. Скажем, в находящемся рядом с Ленинаулом и Калининаулом городе Хасавюрте довольно мирно уживаются представители более ста национальностей. Ещё меньше конфликтов в крупных городах с развитой промышленностью и университетами.
— Никто требование казаков в Ставропольском крае не поддерживает, многие осудили инициативу, — замечает главный научный сотрудник Южного научного центра РАН Виктор Авксентьев. — Считаю, что казаки просто решили заявить о себе. Однако их заявление вносит нестабильность.
Что касается вообще процесса пересмотра границ, то надо к каждой ситуации подходить отдельно. Скажем, между Чечней и Ингушетии граница впервые была установлена, раньше ее просто не было. Но проблема в том, что у народов и общностей есть много территориальных претензий друг к другу. В Ставрополье мы пока наблюдаем политический пиар. Общество пока, по большому счету, безразлично к границам.
«СП»: — Можно ли решить территориальные конфликты на Северном Кавказе?
— Их полностью решить невозможно, конфликты слишком застарелые и связаны с историческими обидами. Но главная проблема, на мой взгляд, связана с этническим делением. У нас внутри Федерации фактически существуют государственные образования, и противоречия, которые есть между народами, становятся внутригосударственными конфликтами, а не просто вопросами межевания. Но границы проживания народов не могут совпадать с географическими границами в полной степени.
Надо постепенно переходить к образованию историко-культурных областей, уходить от этно-федерализма. Необходимо уходить от названий регионов, где есть название этноса.
— Раздувать тему по переделу границ между районами и регионами очень опасно, — говорит эксперт по стратегическому развитию Северного Кавказа профессор Светлана Липина. — Большой ошибкой было превращение Министерства экономического развития ещё и в ведомство, занимающееся территориальным развитием. Это повлекло за собой то, что местные чиновники стали претворять в жизнь собственные представления о развитии территорий, в том числе о переносе границ.
Мы помним конец 80-х-начало 90-х, когда тема территорий поднималась остро и постоянно муссировалась. Во многом из-за того, что границы между регионами у нас проведены не по прямой линии, как между американскими штатами по пустыне. Спровоцирована ситуация была тогда, когда вопрос границ передали с федерального уровня на местный.
«СП»: — Но речь идет не о переделе государственных границ, во всех регионах проживают российские граждане.
— Да, мы находимся в едином государстве, которое называется Российская Федерация. Но кто-то поднимает вопросы, которые будто переносят нас в 90-е. Это необходимо останавливать и не провоцировать конфликты.
«СП»: — Насколько тут важна экономическая составляющая?
— Очень важна, я вообще считаю, что главная причина конфликтов — экономическая. На Северном Кавказе до сих пор не создано необходимое количество рабочих мест, почти отсутствуют высокотехнологичные предприятия, на которых люди могли бы получать достойную зарплату. Низкое качество жизни и провоцирует различные настроения. Северным Кавказом надо заниматься, а не пускать ситуацию на самотек.
В последние годы в какой-то степени положение дел улучшилось, стало безопаснее. Но теперь пора подумать об экономике.
Проблемы национальной политики: Юнус-Бек Евкуров: к протестам в Ингушетии призывают имамы
Новости политики: Путин рассказал, какой он националист