Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) Минздрава РФ, похоже, не хочет поддержать отечественный авиапром, настаивая на покупке французского бизнес-джета Falcon 7X для нужд санитарной авиации. Во всяком случае, именно так видится ситуация вокруг наделавшего много шума в российских СМИ письма Вероники Скворцовой в адрес правительства.
Глава Минздрава пишет: «Приведенный анализ летно-технических характеристик самолетов Sukhoi Superjet 100 и Falcon свидетельствует о наличии у последней модели ряда преимуществ…». Поэтому «просим рассмотреть возможность приобретения ФМБА России воздушного судна Falcon 7X для проведения санитарно-авиационных эвакуаций».
Дело в том, что имеющийся у Минздрава спецборт Ан-74, предназначенный для перевозки больных, в настоящее время законсервирован из-за окончания ресурсных возможностей украинских двигателей.
Как водится в таких случаях, заказчик начинает манипулировать цифрами, мол, «француз» с двумя медицинскими модулями обойдется казне в 4,166 млрд руб., тогда как «родной» SSJ-100 намного дороже — в 5,425 млрд руб., правда, при условии лизинга с переходом права собственности через 17 лет.
Читайте также
Минсельхоз побрёл лесом: Грибы и ягоды хотят обложить налогом
Трудности перевода с чиновничьего языка, или опять «нас не так поняли»?
Однако каталожная цена SSJ-100 составляет $ 35,4 млн. в базовой версии, или примерно 2,3 млрд руб. Даже с учетом медицинской начинки вряд ли «санитарно-авиационный эвакуатор» будет стоить чуть больше трех миллиардов рублей, если, конечно, заплатить сразу. При этом на сайте продавца самолет Falcon 7X выставлен с ценником $ 50 млн. (или более 3,25 млрд. рублей без учета медицинского оборудования).
Похоже, покупка в лизинг, да еще с таким длительным сроком, притянута «за уши», чтобы выставить покупку Falcon 7X чуть ли государственным бережливым подходом. Дескать, Минздрав печется о каждой казенной копейке.
Что интересно, или возможно, даже характерно: во Франции компанию Dassault Aviation, которая выпускает элитный самолет Falcon 7X, обвинили в соучастии в схеме мошенничества с НДС. Так, французский журнал L’Obs раскрывает механизм ухода от налогов:
«Регистрируя свои частные самолеты на острове Мэн (между Ирландией и Шотландией), богатые международные олигархи, спортсмены и бизнесмены безрассудно избегают 20-процентного налога на потребление».
Le Monde приводит в пример случай с богатым российским бизнесменом Олегом Тинькоффом, который разбогател на производстве электроники и пива, прежде чем переключиться на финансы. Олег Тинькофф, по данным издания, купил три частных самолета подряд.
Как ни странно, но компания Dassault Aviation, со своей стороны, подтвердила, что и в самом деле создала финансовые лизинговые компании на острове Мэн для удовлетворения потребностей клиентов. Формально действовала в рамках закона.
Возможно, оно так и есть, но Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ), объединяющий 96 СМИ из 67 стран, который, собственно, и вывел на чистую воду сомнительные счета-фактуры Dassault Aviation, не раз доказывал, что уход от налогов идет в ногу с откатами. Таким образом, покупка нашим Минздравом бизнес-джета Falcon 7X, который полюбился финансистам и нефтяным королям, вряд ли положительно скажется на имидже российского правительства. Репутация-то продавца подмочена.
Кстати, в письме Минздрава есть ссылка на распоряжение вице-премьера Татьяны Голиковой.
Пикантности добавляет и тот факт, что два борта SSJ-100 для перевозки больных уже эксплуатируются МЧС. Казалось бы, что мешает купить такой же и для нужд ФМБА? Зачем понадобился «француз»?
В этой связи невольно складывается впечатление, что восьмиместный бизнес-джет приобретается для комфортного путешествия высших чиновников по просторам нашей необъятной Родины. Возможно, иногда будут перевозить больных, хотя, по логике, для этого лучше иметь большой самолет, например, при эвакуации раненных из зоны бедствия.
Но другая правда, увы, заключается в том, что выбор ФМБА в пользу элитного «француза» является закономерным и вполне предсказуемым. Уже до того, как начали создавать SSJ-100, ряд отечественных экспертов прогнозировал, что нормального будущего у машины не будет. Движки у него подвешены под крыльями, что резко ограничивает использование пассажирского «Сухого» на очень-очень многих российских аэродромах, на которых взлётно-посадочные полосы далеки от идеала.
Но тогда в начале долгого президентства Путина, напомним, ставка делалась на экспорт продукции национально авиапрома. Считалось, что за новым самолетом «Made in Russia» выстроится очередь иностранных компаний-перевозчиков. Увы, машина оказалась не востребованной, как в РФ, так и за рубежом.
А вот элитный бизнес-джет, которые выпускает предприятие Dassault Aviation, покупают, в том числе, и доморощенные олигархи. К сведению: два Falcon 7X имеются даже в специальном лётном отряде в государственной авиакомпании «Россия» и перевозят высших должностных лиц государства.
Кстати, у «француза» такое же расположение двигателей, как и у нашего самолета Як-42. Объединяет их, в принципе, схожая конструкция: оба являются низкопланами с трехопорным шасси. Отметим также, что SSJ-100 не гарантирует защиту авионики во время грозы. Попадание молнии, как это было в недавнем трагическом инциденте (5 мая 2019 года), унесшем жизни 41 из 78 пассажиров, создает серьезные проблемы во время посадки. В свою очередь Falcon 7X запросто приземляется даже на высокогорных аэродромах в условиях плохой погоды — опять-таки из-за «яковского» дизайна.
Читайте также
«Единой России» запретили врать
Партии власти приказано не лебезить и говорить с людьми на «человеческом языке»
Конечно, Falcon 7X и SSJ-100 концептуально разные самолеты, в то же время, повторимся, для санитарно-авиационного эвакуатора принципиально важно иметь, как можно больше мест для больных или раненых.
Казалось, чего проще: представителям ФМБА следует прямо и честно заявить, что суперджет «Сухой» не отвечает российским условиям эксплуатации, просто потому, что самолет капризный и ненадежный. Страна у нас огромная, поэтому правильнее было бы довести до ума советские пассажирские самолеты, в том числе низкопланы, способные садиться на любых аэродромах. Ведь не стали же вместо МиГов и Су скрещивать европейские и американские истребители — хватило же ума.
Проблема, однако, в том, что SSJ-100 де-факто является первым национальным проектом с достаточно долгой историей, и отказ Минздрава от него в пользу Falcon 7X свидетельствует о глубинных проблемах всей национальной экономической политики. По большому счету, письмо Скворцовой волей-неволей бросает густую тень на новые авиационные проекты, включая МС-21. Теперь уж точно нет никаких гарантий, что «Иркут» не повторит судьбу «Суперджета», которым поначалу власть тоже очень хвасталась.
Вечером в четверг пришел ответ по поводу всей этой истории из секретариата вице-премьера Татьяны Голиковой.
«Правительство никогда не принимало решения купить для подотчетного Минздраву Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) самолет иностранного производства, оно требовало проработать вопрос о покупке воздушного судна отечественного производства…
Давалось поручение проработать вопрос о покупке российского самолета с медицинскими модулями и медицинским оборудованием для проведения санитарно-авиационной эвакуации граждан".
Кто же тогда решил покупать Falcon 7X?
Власть: «Единой России» запретили врать
Новости внутренней политики: Медведев уволил руководителя Рослесхоза