Карантинные меры, связанные с пандемией COVID-19, стали непредвиденным и грандиозным по масштабам социальным экспериментом. Россияне не давали согласия экспериментировать над собой, многие понесли ожидаемые потери. Однако пережитые ограничительные меры одновременно стали и возможностью для многих осознать, что такое настоящая жизнь и настоящая свобода.
Карантин заставил людей жить совершенно по новым правилам. В время ограничений в московских дворах можно было видеть небывалое доселе число граждан, выгуливающих собак. После снятия ограничений животные куда-то пропали. Есть версия, что москвичи брали в аренду собак у своих соседей, и одно и то же животное гуляло сутки напролет, становясь другом всему подъезду.
Понятно, что это всё было не от хорошей жизни. Электронные пропуска, боязнь лишний раз прикоснуться к продуктам в магазине, неудобные перчатки на руках и душные маски на лицах.
Но главное, что люди выпали из привычной социальной жизни. Общение с коллегами по работе было ограничено, зато с близкими родственниками приходилось находиться в тесных квартирах постоянно.
Читайте также
Больные коронавирусом: «Посадили на карантин второй раз и лечат запрещенным лекарством»
Убедиться, что ты выздоровел окончательно, имея массу побочных заболеваний, возможности нет
Всё это поставило перед людьми множество весьма глубоких вопросов. Во-первых, можно было лучше узнать, с кем живешь под одной крышей. Раньше человек утром уходил на работу и только вечером возвращался домой, а главной деятельностью было именно зарабатывание денег для семьи, с которой фактически проводил минимум времени. Но с карантином заработки у многих сильно сократились, а вот семью стали видеть чаще.
Пандемия ожидаемо нанесла серьезный вред экономике. Некоторые фирмы обанкротились, кто-то потерял в доходах, а кто-то и вовсе лишился заработка. Сейчас, когда многие ограничения сняты, вроде пора приниматься за дело и наращивать упущенное.
Но вот удивительное дело. Многие работодатели жалуются, что прежние работники не спешат выходить из праздного состояния. Видимо, немалое число людей серьезно переосмыслили многие вещи. Например такие, как смысл жизни и их место в этом мире.
Доктор философских наук, профессор Ибрагим Меликов уверен, что эпидемия коронавируса заставила людей иначе взглянуть на себя и окружающих:
— Пандемия показала нам, кто мы есть на самом деле. Обычно человек поглощен социальными процессами, своей работой. Мы живем в эпоху глобализации, где много перемещений, физических и виртуальных контактов. Но в этих социальных связях человек теряет себя, он постоянно в некоем процессе.
Это как путника спрашивают, откуда и куда он идет. Но никто не спрашивает, ччто он представляет сам по себе. И вот нынешняя самоизоляция как раз обнажила глубинные проблемы личного бытия.
И выяснилось, что человек не знает сам себя. Он ассоциировал себя с социальными организациями, но он не был им равен. Он не равен своей должности, с которой ассоциировал себя. Даже человек государственного уровня. Сегодня он олицетворяет высокую должность, но кем он будет, когда уйдет в отставку?
Читайте также
За призывы вернуть Крым будут сажать, а за территории, что отдали, ответить некому
Территориальную целостность России подкрепили уголовной ответственностью
Человек сейчас увидел себя, каков он есть. Проявилась его внутренняя суть. И для многих это большой стресс, не всем легко смириться со своей сущностью.
Самоизоляцию прозвали «самооккупацией», но она же стала основой для самопознания.
Как известно, для любого творчества требуется уединение. Так вот самоизоляция и есть уединение, то есть начало творчества в жизни.
«СП»: — Какие проблемы духовного и морально-нравственного плана обнажила пандемия?
— Карантин заставил человека обратиться к самому себе и осознать ценность своего собственного внутреннего мира.
Всему человечеству продемонстрировали важность духовного мира человека. Пока мы живем в социуме, мы принижаем значение эмоциональной сферы. Фраза «это ваши эмоции» носит негативный характер, потому что в социуме считается необходимым пользоваться больше разумом. Но что такое разум без эмоций? По сути, это пустая фикция, и мы об этом не задумывались. Нам важнее были чисто формальные принципы взаимодействия. Но оказалось, что в экстремальной ситуации они не работают.
В мире сейчас стали говорить о человечности, то есть о категории, которая обычно высмеивалась. Зачем о ней говорить, когда всё стабильно и кругом успехи? А вот сейчас стали говорить о солидарности, человечности врачей и добром отношении к ним.
Самое важное, что эпидемия показала ценность именно одухотворенных, а не только формальных человеческих отношений.
Полная версия беседы автора с профессором Ибрагимом Меликовым.
Коронавирус
Работающим на удаленке россиянам хотят компенсировать часть затрат
Ученые обнаружили антитела к COVID-19 в грудном молоке
С 15 июля Венгрия откроет границы для россиян
В Москве отменили часть ограничений, введенных из-за COVID-19
Все материалы по теме (3312)