Эпидемия COVID-19 выявила многие изъяны не только национальных систем здравоохранения, но также социальной организации и государственного управления. В России власть уже на протяжении нескольких недель демонстрирует нерешительность, не вводя полноценный карантин, но с каждым днем усугубляя ограничения. Хотя можно было бы использовать самый успешный опыт, который, как ни странно, был продемонстрирован в Социалистической Республике Вьетнам.
Все уже наслышаны про успехи Китая в борьбе с эпидемией. После 82 тысяч зарегистрированных случаев заболевания и свыше 3 тысяч смертей, распространение коронавируса было остановлено благодаря тотальному карантину, когда были перекрыты города, остановлены транспорт и промышленность в некоторых регионах.
Не менее интересен опыт Южной Кореи, где благодаря массовому тестированию удалось оперативно выявить очаги заболевания и быстро изолировать инфицированных. Там даже не пришлось вводить тотальных ограничений. Однако по данным на 15 часов 13 апреля в этой стране было зафиксировано 10512 заболеваний и 214 смертей. Практику корейцев активно, кстати, использовали в Гонконге и Сингапуре.
Вьетнам стал страной, где решили сочетать сразу китайский и южно-корейский опыт. То есть ввели жесткий карантин и провели массовое тестирование. Результат сейчас кажется просто фантастическим: в государстве с населением почти 100 миллионов человек на 13 апреля было обнаружено 262 заражения и не зарегистрировано ни одного летального исхода.
Читайте также
Кризис-2020: Россиянам будет нечего есть, но Кремль опять не виноват
Текущий кризис ударит по доходам сильнее, чем 2014 и 2008 годы, реальная бедность наступает
Представители Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорят, что критически важным обстоятельством стало принятие властями быстрых мер реагирования.
Во-первых, еще в январе, как только поступили первые сообщения о заболевших в Китае, были построены математические модели оценки рисков. Под руководством вице-премьера немедленно был сформирован государственный штаб по борьбе с заболеванием.
Еще в январе были закрыты общеобразовательные школы, а 16 марта, когда было зарегистрировано 60 случаев заболевания начался всеобщий карантин. 1 апреля общественная жизнь во Вьетнаме полностью замерла.
То есть в Италии и Франции ограничения были введены, когда эпидемия уже разгорелась, а во Вьетнаме ее решили вообще не допустить. И в этом — коренное отличие.
Но одновременно вьетнамская система здравоохранения показала хорошую оснащенность и мобилизованность. В 2003 году Вьетнам стал главной страной после Китая, которая столкнулась с эпидемией тяжелого острого респираторного синдрома SARS. Необходимые выводы были сделаны, и сейчас врачи встретили напасть во всеоружии. Больницы были оснащены необходимыми койками, аппаратами и лекарствами, у врачей были все средства защиты.
И это, если не говорить про маски. За хождение без масок по улицам людей стали штрафовать. Хотя уговаривать особо никого не пришлось. Как говорят очевидцы нынешних событий, общество проявило солидарность, сравнимую с той, что была во время войны с США. Но главное, что масок хватило всем, и вопроса, где их достать, у граждан не было.
Если сравнивать опыт Вьетнама и то, что сейчас делается для борьбы с эпидемией в России, то ситуация в нашей стране выглядит с точностью наоборот. И дело не только в оснащенности медицины, но и в самом принципе принятия решений.
Во-первых, всеобщий карантин до сих пор не введен даже в Москве. Людей призывают сидеть по квартирам, но при этом допускается возможность перемещения на транспорте. Главное — получить электронный пропуск. Зачем он нужен, когда есть другие документы, не совсем понятно. Чтобы сидеть часами за компьютером и ждать восстановления работоспособности электронной системы, обваливающейся из-за большого числа обращений?
Почему нельзя было все возможные ограничительные меры ввести сразу? Нынешняя динамика роста числа заболевших и умерших по экспоненте показывает, что нынешние карантинные меры практически не работают.
И что отвечают столичные власти? Обращение мэра Москвы Сергея Собянина 10 апреля фактически свелось к тому, что он не знает, какие меры и когда еще будут приняты. То есть напрочь отсутствует адекватное прогнозирование угроз.
Читайте также
Особенности российского карантина: Если нельзя, но очень нужно, то можно
Такое впечатление, что власти специально растягивают удовольствие, не желая действовать решительно
Правда, говорят, столичный градоначальник изначально хотел ввести жесткий карантин, но начались какие-то непонятные трения с федеральной властью. При этом в своем обращении к гражданам 2 апреля президент Владимир Путин фактически переложил ответственность на региональных чиновников. А через четыре дня премьер Михаил Мишустин предупредил губернаторов, чтобы они не путали свои компетенции с полномочиями федеральных органов. То есть трения между Кремлем и губернаторами, в том числе с Собяниным, скорее всего были. Но это говорит лишь об отсутствии нормальной властной «вертикали», которую строят уже 20 лет.
На все эти политические разборки, неопределенность, принимаемые полумеры накладывается недавно прошедшая «оптимизация», а попросту сокращение числа медиков, больниц и коек в стране. Да что говорить, если маски и антисептики не найти в аптеках днем с огнем.
И получается, что во Вьетнаме вся страна действительно выступила как единый боевой лагерь, а в России люди увидели только разбалансированность госуправления, до конца не ясные ограничения, отсутствие необходимого. Зато штрафы за нарушение введенных правил обещают собирать исправно.
Коронавирус, борьба с пандемией, последние новости:
Статистика по коронавирусу на 13 апреля: 2558 новых случаев в России, 1355 — в Москве
Собянин: Москву ожидают тяжелые испытания
Смотрите карту распространения коронавируса онлайн