Идиотизм как норма жизни: В Германии предложили разделить прах советских солдат по национальному признаку - Свободная Пресса - Германия. Новости Германии. Германия новости. Новости Германия. Новости. Германия сегодня. Германия новости сегодня. - «Общество » Новости Дня Сегодня
Идиотизм как норма жизни: В Германии предложили разделить прах советских солдат по национальному признаку - Свободная Пресса - Германия. Новости Германии. Германия новости. Новости Германия. Новости. Германия сегодня. Германия новости сегодня. - «Общество 00:00 Четверг 0 633
17-11-2022, 00:00

Идиотизм как норма жизни: В Германии предложили разделить прах советских солдат по национальному признаку - Свободная Пресса - Германия. Новости Германии. Германия новости. Новости Германия. Новости. Германия сегодня. Германия новости сегодня. - «Общество


Идиотизм как норма жизни: В Германии предложили разделить прах советских солдат по национальному признаку - Свободная Пресса - Германия. Новости Германии. Германия новости. Новости Германия. Новости. Германия сегодня. Германия новости сегодня. - «Общество»

Материал комментируют:

Григор Шпицен

Николай Пономарев

Немецкая комиссия по военным захоронениям Гамбурга выступает за начало дифференциации советских солдат по национальному признаку при уходе за воинскими захоронениями, в частности — на русских и украинцев. Звучит абсурдно, но это реальность.

Как сообщает РИА Новости со ссылкой на публикацию в одном из немецких изданий, управляющий директор региональной ассоциации Кристиан Любке заявил, что инициатива может коснуться захоронений советских военных в Гамбурге, где покоятся примерно 1400 участников Великой Отечественной войны.

Впрочем, немецкая сторона уже посетовала на трудности, которые могут возникнуть при реализации инициативы.

«В немецких документах, а также в документах западных союзников национальность обычно указывается только как „русский“ или „советский“. Также солдаты могут быть казахами, прибалтами или белорусами. Такое указание, как „место рождения — Киев“, может свидетельствовать об украинском происхождении», — отмечается в статье.


Примечательно и заявление немецкой комиссии по военным захоронениям о том, что в последние годы она отказывалась принимать участие в организации международной акции «Бессмертный полк».

Понять, что двигало немецкой комиссией, довольно сложно и вряд ли можно объяснить даже русофобией. Непонятно также, причем тут уход за могилами: за одними будут ухаживать лучше, за другими — хуже? С другой стороны, в некоторых странах не стесняются и вовсе перепахивать захоронения советских и русских солдат. Так, например, в Словакии уничтожили кладбище солдат Русской императорской армии, погибших в годы Первой мировой войны. По информации российского посольства в этой стране, в 2014 году оно было торжественно открыто после дорогостоящей реставрации.


Читайте также

«Коричневая чума» возвращается? Германия примеряет нацистскую форму
Прививка против нацизма в Европе, похоже, перестала действовать

«Спустя восемь лет, 13 сентября, в ходе рабочей поездки Посла И.Б.Братчикова в восточные регионы страны обнаружился факт порушения могил покоящихся героев. Два месяца назад по указанию старосты н.п. Ладомирова захоронения были с помощью бульдозера сравнены с землей», — говорится в сообщении диппредставительства.

Ситуация с советскими памятниками и захоронениями солдат в Прибалтике и вовсе похожа на вакханалию.

Эксперт Центра ПРИСП, к.и.н. Николай Пономарев считает, что возникновение такого рода идей вполне закономерно. Они являются ожидаемым результатом политики памяти, которую реализовывали государства Запада, сама Украина и отчасти Россия. Какой нарратив относительно сути СССР в целом и пребывания Украины в его составе продвигался на мемориальном поле в последние десятилетия?

В качестве наглядного примера возьмем позиционирование украинских националистов (или в просторечии «бандеровцев») в романе Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Последний, напомню, с 2009 г. входит в школьную программу по литературе.

Каким образом Александр Исаевич описывает последователей Бандеры и Шухевича?

Во-первых, вполне очевидно, что для Солженицыны те самые «бандеровцы» стоят на одной доске с бунтовавшими против большевиков русскими крестьянами, т.е. являются сугубо положительными персонажами. И он выступает в роли их адвоката. Солженицын пишет: «Мы давно не говорим — „украинские националисты“, мы говорим только „бандеровцы“, и это слово стало у нас настолько ругательным, что никто и не думает разбираться в сути. (Ещё говорим — „бандиты“, по тому усвоенному нами правилу, что все в мире, кто убивает за нас, — „партизаны“, а все, кто убивает нас, — „бандиты“, начиная с тамбовских крестьян 1921 года.)».

Во-вторых, согласно Солженицыну, украинские националисты были фактически преданы советской властью, пообещавшей им независимость. Но это не помешало им, по словам писателя, на протяжении Великой Отечественной войны яростно сопротивляться немецким оккупантам. «…ещё 15−20 лет потом усиленно и даже с нажимом [большевики — Н.П.] играли на украинской мове и внушали братьям, что они совершенно независимы и могут от нас отделиться когда угодно. Но как только они захотели это сделать в конце войны, их объявили „бандеровцами“, стали ловить, пытать, казнить и отправлять в лагеря. (А „бандеровцы“, как и „петлюровцы“, это всё те же украинцы, которые не хотят чужой власти. Узнав, что Гитлер не несёт им обещанной свободы, они и против Гитлера воевали всю войну, но мы об этом молчим, это также невыгодно нам, как Варшавское восстание 1944 года.)».

В-третьих, как утверждает Солженицын, его лагерный опыт указывает на то, что «бандеровцы» были крайне благородными и свободолюбивыми людьми. В одном случае они помогают перейти границу бежавшему из ГУЛАГа капитану Красной Армии, в другом — смело участвуют в восстании против лагерной администрации.

Не трудно догадаться, что в рамках этой мемориальной модели (полностью недостоверной с позиций исторической науки), Советский Союз занимает по отношению к Украине положение внешней, сугубо враждебной силы.

И речь идет не об единичном случае. Если обратиться в целом к массовой культуре США, Европы, России и Украины за последние три десятилетия, то мы сможем найти лишь единицы произведений массовой культуры, в которых СССР не ассоциировался бы с экзистенциальным злом. Даже в недавно вышедшем фильме «Девятаев» режиссер предлагает зрителю «понять и простить» коллаборационистов, обосновывая их переход на сторону нацистской Германии «бесчеловечным характером» советского строя. Западный масскульт в этом плане и вовсе бессмысленно комментировать. Единственным фильмом, в котором роль Красной Армии в Победе над нацизмом показана в позитивном ключе, является разве что лента «Ганнибал: восхождение» (по сюжету убегающего от эсесовцев главного героя спасают именно советские солдаты).

Если на протяжении длительного времени наши противники откровенно демонизировали Советский Союз 1920-х — 1940-х гг., а мы последние 30 лет активно поддерживали и продвигали этот вариант интерпретации истории, то почему нас должны удивлять действия властей Гамбурга, которые вполне укладываются в эту парадигму? Если мы признаем, условно, что советская система и само общество СССР адекватно описаны, допустим, в романе «Зулейха открывает глаза», то как после этого можно убеждать людей в единстве советского народа в борьбе против захватчиков?

В советский период Москва активно пыталась продвигать на международной арене образ Второй мировой войны, альтернативный западному мейнстриму. А Российская Федерация на протяжении последних десятилетий прямо или косвенно поддерживала модель интерпретации прошлого, выработанную в США и Европе. Так стоит ли удивляться, что она в итоге восторжествовала?

Происходящее — это закономерный итог шизофреничной политики памяти официальной Москвы. Кремль попытался усидеть на двух стульях, пытаясь убедить и российскую, и международную общественность в том, что одни и те же люди могут сначала «устроить геноцид собственному крестьянству», написать четыре миллиона доносов, расстрелять «лучших людей Польши» в Катыни, а потом на протяжении четырех лет демонстрировать беспримерный массовый героизм. Вполне ожидаемо, что последнее слагаемое этой формулы было в итоге вытеснено за пределы общественного сознания. У россиян в данном случае сработал предохранитель: гордость за победу в войне и переживание общей трагедии — важнейшие элементы их национальной идентичности, а участники и младшие современники войны — это, в конце концов, наши родственники. А вовне закономерно утвердились идеи о том, что в ходе Великой Отечественной войны «Москва вновь оккупировала Украину».

«СП»: — Это может быть очередная провокация?

— Вряд ли мы имеем дело с провокацией. Речь идет скорее о синтезе нескольких негативных факторов — разрушения системы представлений о роли СССР в ходе войны, распространения представлений о Советском Союзе как тоталитарной «тюрьме народов» и естественном свойстве политики памяти актуализировать мемориальные традиции и практики в соответствии с текущей политической конъюнктурой.

«СП»: — О чем это свидетельствует?

— В совокупности с прочими элементами мемориальных войн в государствах Центральной и Восточной Европы это свидетельствует о том, что Россия потерпела тяжелое поражение в ходе «войны символов» и ее потенциал мягкой силы, накопленный благодаря памяти о роли СССР в разгроме нацизма, в значительной степени обнулен. Происходящее стоит рассматривать не как эксцесс, а как проявление новых трендов в политике памяти Запада. История Второй мировой войны в Европе была успешно переписана, в том числе — при активной поддержке с нашей стороны.

«СП»: — Ждать ли в дальнейшем появления новых идей, от которых веет одновременно и фашизмом, и шизофренией?

— Конечно, переформатирование социальной памяти открывает широкое окно возможностей, в особенности — с учетом последствий разжигания антироссийской истерии в зарубежных массмедиа. Вероятнее всего, активнее всего этот потенциал будут использовать европейские правые, в первую очередь — в Польше и государствах Балтии. И вряд ли это вызовет особую обеспокоенность в прочих странах Запада. Есть даже некоторая вероятность, что мемориальная политика в некоторых государствах начнет выстраиваться вокруг тезиса «коммунизм хуже нацизма» со всеми вытекающими из этого последствиями для позиционирования прошлого России.

— Во-первых, следует понимать, что Немецкая комиссия по военным захоронениям Гамбурга — это относительно небольшая организация, которая ухаживает за могилами жертв Первой и Второй Мировых войн, которые нашли место своего упокоения в пределах Гамбурга — города и, одновременно, федеральной земли, — отмечает немецкий политолог, доктор Григор Шпицен. — Как известно, в Первой Мировой войне солдаты Российской империи хотя и сражались с врагом на Западном фронте в составе Русского экспедиционного корпуса во Франции, их хоронили как правило недалеко от мест боев. Очень маловероятно, что кто-то из состава корпуса попал в немецкий плен и после этого был направлен в лагерь для военнопленных куда-то под Гамбург, где умер и был похоронен. История эта весьма маловероятна, хотя и возможна теоретически. Во всяком случае, мне о подобных захоронениях ничего не известно.


Читайте также

Николай Бурляев: «Мы будем выводить культуру из рыночных отношений»
Депутат и актер рассказал об уехавших из России артистах, неграмотных депутатах и новой государственной идеологии в искусстве

Во-вторых, под Гамбургом и в самом городе в ходе Второй Мировой войны хоронили непосредственно погибших немецких солдат, голландских солдат, гражданских немецких жертв бомбардировок союзников, солдат Британского Содружества (Гамбург входил в зону ответственности британских ВВС и ВМФ и здесь было сбито немало английских пилотов), а также узников концентрационных лагерей. Поскольку Красная Армия в 1945-м году до Гамбурга не дошла, советских солдат, убитых в бою, на гамбургском кладбище быть не может. То есть речь в 99% случаев здесь может идти лишь об советских узниках концентрационных лагерей, и вряд ли таких могил наберется более нескольких десятков.

Делить могилы узников по национальному признаку не только возмутительно, но и трудно реализуемо. Каким образом предполагается определять национальность обитателя последнего пристанища? По фамилии? Для восточных славян этот метод очень ненадежен: вспомним, например, что президентом Украины был человек с белорусской фамилией Янукович, а президентом Белоруссии — человек с украинской фамилией Лукашенко. По месту рождения? Но у подавляющего большинства военных захоронений подобный идентификатор усопшего зачастую отсутствует, а даже если и нет — доказывает ли факт рождения в Киеве то, что человек был этническим украинцем?

В общем, единственное объяснение подобной инициативе, граничащей со святотатством, может быть лишь одно: кто-то из членов организации и, возможно, гамбургских властей решил устроить дешевый PR на костях, в очередной раз обратившись к беспроигрышной теме российско-украинского конфликта. Дело, это, конечно, очень недостойное, и я не сомневаюсь, что несколько лет спустя всем тем, кто замарает руки в подобном кощунстве, будет очень стыдно.


Евросоюз и Еврозона


Ярослав Качиньский предрек полякам вымирание из-за женского алкоголизма



Дуда: некоторые из ЕС хотят любой ценой добиться смены власти в Польше



Медведев обрушился на Шольца и «тётку» фон дер Ляйен



Польша требует от Шольца «глубоких пояснений» слов о пересмотре польско-немецкой границы


Все материалы по теме (1280)

Материал комментируют: Григор Шпицен Николай Пономарев Немецкая комиссия по военным захоронениям Гамбурга выступает за начало дифференциации советских солдат по национальному признаку при уходе за воинскими захоронениями, в частности — на русских и украинцев. Звучит абсурдно, но это реальность. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на публикацию в одном из немецких изданий, управляющий директор региональной ассоциации Кристиан Любке заявил, что инициатива может коснуться захоронений советских военных в Гамбурге, где покоятся примерно 1400 участников Великой Отечественной войны. Впрочем, немецкая сторона уже посетовала на трудности, которые могут возникнуть при реализации инициативы. «В немецких документах, а также в документах западных союзников национальность обычно указывается только как „русский“ или „советский“. Также солдаты могут быть казахами, прибалтами или белорусами. Такое указание, как „место рождения — Киев“, может свидетельствовать об украинском происхождении», — отмечается в статье. Примечательно и заявление немецкой комиссии по военным захоронениям о том, что в последние годы она отказывалась принимать участие в организации международной акции «Бессмертный полк». Понять, что двигало немецкой комиссией, довольно сложно и вряд ли можно объяснить даже русофобией. Непонятно также, причем тут уход за могилами: за одними будут ухаживать лучше, за другими — хуже? С другой стороны, в некоторых странах не стесняются и вовсе перепахивать захоронения советских и русских солдат. Так, например, в Словакии уничтожили кладбище солдат Русской императорской армии, погибших в годы Первой мировой войны. По информации российского посольства в этой стране, в 2014 году оно было торжественно открыто после дорогостоящей реставрации. Читайте также «Коричневая чума» возвращается? Германия примеряет нацистскую форму Прививка против нацизма в Европе, похоже, перестала действовать «Спустя восемь лет, 13 сентября, в ходе рабочей поездки Посла И.Б.Братчикова в восточные регионы страны обнаружился факт порушения могил покоящихся героев. Два месяца назад по указанию старосты н.п. Ладомирова захоронения были с помощью бульдозера сравнены с землей», — говорится в сообщении диппредставительства. Ситуация с советскими памятниками и захоронениями солдат в Прибалтике и вовсе похожа на вакханалию. Эксперт Центра ПРИСП, к.и.н. Николай Пономарев считает, что возникновение такого рода идей вполне закономерно. Они являются ожидаемым результатом политики памяти, которую реализовывали государства Запада, сама Украина и отчасти Россия. Какой нарратив относительно сути СССР в целом и пребывания Украины в его составе продвигался на мемориальном поле в последние десятилетия? В качестве наглядного примера возьмем позиционирование украинских националистов (или в просторечии «бандеровцев») в романе Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Последний, напомню, с 2009 г. входит в школьную программу по литературе. Каким образом Александр Исаевич описывает последователей Бандеры и Шухевича? Во-первых, вполне очевидно, что для Солженицыны те самые «бандеровцы» стоят на одной доске с бунтовавшими против большевиков русскими крестьянами, т.е. являются сугубо положительными персонажами. И он выступает в роли их адвоката. Солженицын пишет: «Мы давно не говорим — „украинские националисты“, мы говорим только „бандеровцы“, и это слово стало у нас настолько ругательным, что никто и не думает разбираться в сути. (Ещё говорим — „бандиты“, по тому усвоенному нами правилу, что все в мире, кто убивает за нас, — „партизаны“, а все, кто убивает нас, — „бандиты“, начиная с тамбовских крестьян 1921 года.)». Во-вторых, согласно Солженицыну, украинские националисты были фактически преданы советской властью, пообещавшей им независимость. Но это не помешало им, по словам писателя, на протяжении Великой Отечественной войны яростно сопротивляться немецким оккупантам. «…ещё 15−20 лет потом усиленно и даже с нажимом _

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl