Водители, представители Объединения перевозчиков России (ОПР) устроили акцию протеста, во время которой было перекрыто несколько полос платной петербургской магистрали — Западного скоростного диаметра (ЗСД). Акция продолжалась около часа. В результате сотрудники полиции задержали одного из нарушителей. В ответ общественники заявили, что направят результаты собственного расследования в прокуратуру и МВД.
Как сообщили в компании-консорциуме «Магистраль северной столицы» (МСС), управляющей ЗСД, «5 января, около 15:00 на пункте взимания платы, расположенном на Южном участке, водители нескольких транспортных средств, из которых одно — грузовое, одновременно совершили по предварительным данным намеренные ДТП — наезды на шлагбаумы пункта взимания платы». В результате семь полос оказались временно заблокированными для движения транспорта и сотни пользователей автомобильной дороги вынуждены были терять время.
«Частная автомобильная дорога, как и любой инфраструктурный объект, является категорически неприемлемым местом для проведения каких-либо акций», — подчеркнули в пресс-службе МСС.
Как заявляют в Объединении перевозчиков, участника акции задержали незаконно. «Сначала у него потребовали предъявить паспорт, он отказался, потом его заковали в наручники и отвезли в отдел. Сегодня его собираются судить», — рассказал активист ОПР Михаил Курбатов.
За «автопротестантов» уже вступился депутат Заксобрания Петербурга Борис Вишневский. Он написал в соцсетях: «Требование платы за проезд по ЗСД, построенному или за счет бюджета, или за счет контролируемых государством банков, является совершенно грабительским. Нигде в мире платные дороги не строят за счет казны. К тому же… „концессионеры“ ЗСД еще и получают из бюджета Петербурга огромные деньги — компенсация их недополученной прибыли. В 2017 году — запланировано 4, 2 млрд рублей».
В ОПР также рассказали, что провели независимое расследование по «проекту ЗСД» и пришли к выводу, что плата за пользование автодорогой собирается незаконно, так как большую часть денег в объект было вложено из бюджета, кроме того, по существующему законодательству рядом с платной должна быть построена альтернативная бесплатная трасса, а её — нет.
«Сейчас мы готовим обращение в Прокуратуру и МВД РФ, в Министерство транспорта и губернатору Санкт-Петербурга. В результате расследования нами из открытых источников также было установлено, что МСС перечисляет прибыль на иностранные оффшоры. Если это так, то это тоже незаконно и данную информацию должны проверить правоохранительные и надзорные органы», — пояснил Михаил Курбатов.
В свою очередь в МСС заявили, что консорциум реализует свои права концессионера в строгом соответствии с Соглашением о государственно-частном партнерстве и обладает достаточными ресурсами для их защиты.
«Если чьи-либо действия будут препятствовать штатному функционированию объекта, нарушать права пользователей и в особенности влиять на функционирование специальных служб (ЗСД активно используется каретами „скорой помощи“, транспортом пожарной охраны, полиции и других экстренных служб), оставляем за собой право на обращение в правоохранительные органы для возбуждения дел и поддержания правопорядка. Кроме того, будет рассмотрен вопрос о подачи исковых заявлений о компенсации причиненного материального ущерба, в том числе недополученных средств в связи с блокировкой полос пункта взимания платы», — подчеркнули в МСС.
Напомним, что полностью 46-километровый Западный скоростной диаметр был открыт в начале декабря прошлого года президентом РФ Владимиром Путиным. Из более чем 200 млрд рублей потраченных на строительство — две трети средств выделило государство и около 70 млрд инвесторы, среди которых большая часть денег — кредиты государственных и частично государственных банков. Деньги, взимаемые за проезд по ЗСД, идут частной структуре. Кроме того, город должен субсидировать недополученную коммерсантами прибыль. Депутаты петербургского Заксобрания отмечают, что не видели полного текста Соглашения государственно-частного партнёрства, подписанного в 2011 году, сроком действия на 30 лет, и до сих пор являющегося коммерческой тайной. По словам Вишневского, он запрашивал у Смольного текст договора ещё в прошлом году. «Жду документ для анализа. Я не раз предлагал изменить это соглашение — Смольный отказывается», — подчёркивает парламентарий.
В конце декабря 2016 года в Санкт-Петербурге презентовали появление ещё одного транспортного гиганта — Восточного скоростного диаметра, строительство и обслуживание которого планируется вести по схожей схеме.