Материал комментируют:
Лариса Шеслер
Сергей Кулик
Служба безопасности Украины застрелила члена первой делегации Украины на переговорах с Россией в конце февраля 2022 года Дениса Киреева из-за подозрений в «шпионаже» в пользу Москвы, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на сотрудника спецслужбы.
Начальник Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов рассказал газете, что в ночь перед вторым раундом переговоров в Белоруссии Кирееву позвонили из офиса начальника контрразведки страны Александра Поклада, который хотел встретиться. Киреев сказал своей охране, что его могут арестовать по пути, и попросил их не вмешиваться. После этого СБУ увезла его на машине в неизвестном направлении, а вскоре было обнаружено его тело с огнестрельным ранением.
Неназванный сотрудник СБУ заявил газете, что служба «застрелила Киреева, поскольку он якобы занимался шпионажем в пользу Москвы», не приведя подробностей и доказательств. При этом, как утверждает издание, 23 февраля 2022 года Киреев якобы передал Буданову информацию о скором начале СВО, полученную через свои контакты в России.
Так шпион или ценный агент? Кому верить? И почему нужно просто убивать человека среди бела дня?
— Когда где-то публикуется сенсационная информация, надо задуматься над четырьмя вопросами: кто её опубликовал, почему именно в это время, зачем опубликовал и кто стоит за этой публикацией, — говорит журналист, секретарь комитета Крымского регионального отделения ОКП Сергей Кулик.
— Текст появился в американской WSJ. Это издание американских деловых кругов придерживается право-консервативной, т.е. республиканской линии. Надо полагать, в преддверии выборов республиканцы вывели атаку на демократическую администрацию Джо Байдена на новый уровень. Если раньше популярный ведущий Такер Карлсон фактически в одиночку критиковал Белый дом за непродуманное финансирование сомнительного с коррупционной точки зрения режима Зеленского, который не может отчитаться по квитанциям, то сейчас, похоже, республиканцы решили ударить по Белому дому тяжелой артиллерией. Ведь какой вывод напрашивается из этой публикации?
Жил себе некий украинский финансист Денис Киреев, работавший в различных международных финансовых структурах, таких как Citibank, Credit Lyonnais, ING, Raboban. И решил он помочь своей стране — рассказал начальнику ГУР Буданову, когда Россия пойдет на штурм Киева. То есть, Киреев — не иначе как герой Украины, спасший свою страну от захвата столицы. А тут его вдруг убили сотрудники СБУ, подконтрольной Зеленскому. Хороший повод для предвыборной критики близорукой украинской политики Байдена.
Самое интересное, что американцам все это рассказал сам Буданов, находящийся на излечении в Национальном военно-медицинском центре имени Уолтера Рида в штате Мэриленд. А в Минобороны Украины американцы чувствуют себя вольготно — неделю назад как минимум два гражданина США, Крис Риззо и Тодд Браун, появились в штате Директората политики Министерства обороны бывшей УССР. То есть, выходит, что украинская военщина налаживает тесные контакты с республиканцами.
К тому же появилась эта статья через несколько часов после загадочной катастрофы в Броварах, в которой погибло высшее руководство МВД Украины. Я думаю, что все эти события — тревожный звоночек для Зеленского. Грызня пауков в банке начинает переходить в решающую стадию.
Был ли Киреев двойным агентом? Если он был чьим-то агентом, то его хозяином всегда был Андрей Клюев, в финансовых структурах которого он работал. Напомню, это последний глава администрации Януковича, до этого — секретарь Совета национальной безопасности Украины. После переворота 2014 года в украинской прессе много писалось, в том числе и со ссылками на протоколы допросов домайданного мэра Киева Александра Попова, что именно г-н Клюев был катализатором государственного переворота, отдав приказ разогнать 30 ноября 2013 года малочисленный майдан в центре Киева, чтобы установить новогоднюю елку. Правда это или нет — мы, пожалуй, не скоро узнаем. Но факт остается фактом — после ночи 30 ноября умирающий «Майдан» обрел новую жизнь. А через два с половиной месяца произошел государственный переворот.
«СП»: — Кто, по-вашему, отдает приказы о ликвидации? Президент? Глава СБУ? Или еще-кто?
— Зеленский — ноль без палочки, он ничего не решает. По одному окрику со стороны своих западных «партнеров» он уволил своего друга Баканова с поста главы СБУ, а Венедиктову — с должности генерального прокурора. Заменив их креатурой Запада. Впрочем, Запад здесь — это расплывчатый термин. Англия и США борются между собой за влияние над Украиной, в том числе используя и силовые структуры (СБУ и ВСУ), и государственные институты. Если, например, офис президента контролируется англичанами, которые, кстати, и обеспечивают личную охрану Зеленского, то Верховная Рада — полным полна американскими воспитанниками. Поэтому на месте Зеленского я бы напрягся после того, как в США начали раздувать шумиху с двенадцатью покушениями на него. Потому что сделан явный намек: тринадцатое может оказаться удачным. А в таком случае и.о. президента вместо Зеленского может оказаться более удобный для американцев председатель Верховной Рады. Или депутат парламента, который им станет.
«СП»: — Можно ли говорить о появлении на Украине «эскадронов смерти»? Имя того же Александра Поклада ранее фигурировало в скандалах с созданием под крылом СБУ отрядов палачей. Кто ими управляет?
— После 2014 года каждая украинская спецслужба и каждый олигарх обзавелись собственными «эскадронами смерти». Разве полк «Азов"* или тесно взаимодействующая с СБУ неонацистская группировка «С14"* - это не классические «эскадроны смерти»?
У представителей региональных элит свои интересы, у олигархов — свои. Если есть крупные деньги — можно нанять частную армию. После 2014 года эти армии обрядились в камуфляж и стали называть себя патриотами. Самый удобный для частных армий человеческий материал — это дети-сироты. Вспомним, что одним из центров вербовки для «Азова» в Мариуполе была некая харизматическая секта, заманивавшая в свою паутину беспризорников. Безнадзорных ребят кормили, обихаживали, устраивали отдых и учебу в бывших пионерлагерях. А потом отправляли на задание. И не важно, что делать — кошмарить бизнес-конкурента или убить инакомыслящего. Бойцы частных армий выполняют любой приказ.
Председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер напоминает, что Киреев участвовал в самом первом раунде переговоров, которые состоялись уже через несколько дней после начала СВО, 28 февраля.
— В тот момент ситуация казалась совершенно безвыходной для Киева, и Киреев, по всей вероятности, был сторонником срочного поиска компромисса. Однако западная разведка была неплохо осведомлена об ограниченных возможностях российской группировки, о реальных сложностях, которые возникли перед российским войсками, и западные кураторы ставили целью всевозможное затягивание переговоров для срочной мобилизации украинских сил.
В это время украинские спецслужбы проводили повальные зачистки, ликвидируя и арестовывая за любые признаки нелояльности, а западные кураторы перебрасывали новое вооружение и разведывательное оборудование, помогая создавать линии обороны Киева и вытеснять российские войска из Харькова.
В этих условиях Киреев был, очевидно, очень неудобным человеком, хорошо осведомленным о реальных целях украинской делегации. Его убрали, чтобы избежать возможных утечек и «снести» возможность компромисса.
«СП»: — Если были к нему претензии, подозрения, почему не арестовали, не отправили под следствие? Что за дикость — убивать среди бела дня в центре Киева?
— Убрать неудобного свидетеля — это не дикость, а обычная практика спецслужб, которые никогда не выносят в публичную плоскость внутриведомственные конфликты. Чтобы предъявлять какие-то обвинения, нужно было обнародовать смысл и содержание самих переговоров, а этого никто не собирался делать.
«СП»: — Это уже нормальная практика для СБУ? Под ее руководством существует реальный «эскадрон смерти», который может устранить любого неугодного?
— Я не сторонник пафосных определений, типа названия «эскадроны смерти». Но совершенно очевидно, что Украина для западных спецслужб — страна третьего мира, и методы, которые применяют там для уничтожения любых противников — это методы, которые практиковались в Латинской Америке или Африке.
Иногда украинская власть использовала нацистских отморозков, и их руками расправлялась с известными людьми, такими, как писатель Олесь Бузина, политик Олег Калашников или адвокат Грабовский.
Но, безусловно, и в рядах СБУ были специально подготовленные люди, которые устраняли политических противников с помощью терактов или оформляя убийства самоубийствами. Десятки странных самоубийств известных людей, таких, как бывший губернатор Пеклушенко, или бывшая глава Госкомимущество Самсоненко, в ряду этих заказных убийств.
«СП»: — Вчерашнюю смерть главы МВД Монастырского уже приписывают Авакову, Буданову, Залужному. Это тоже их методы?
— Сейчас трудно сказать, кто был напрямую заинтересован в смерти Монастырского. Со времен Авакова МВД стало мощнейшей силовой структурой, которая подгребла под себя и Нацгвардию, и погранслужбу, и МЧС. После начала СВО значение этого ведомства еще выросло, поскольку оно курировало мобилизованные отряды теробороны и огромные потоки оружия для местных вооруженных формирований. Все же полагаю, что вряд ли Аваков был инициатором диверсии, поскольку его шансы на возвращение в эту должность ничтожно малы.
В любом случае гибель всей верхушки МВД ничего не изменит в общем направлении действий киевской власти. Эскалация будет нарастать, а Запад будет с утроенной силой поставлять вооружение Украине, и любая кандидатура нового министра будет обязательно согласовываться и с американцами, и с Ермаком.
«СП»: — По-вашему, «эскадроны смерти» на Украине различаются по специализации? Одни занимаются охотой на известных личностей по мотивам политических преследований, другие — устранением бизнес-конкурентов, третьи — террором простого населения?
— Уничтожение неугодных и репрессии по отношению к инакомыслящим — не одно из направлений работы СБУ, а главное и единственное направление. Это не сбор махновских банд, а организованная по западным лекалам серьезная спецслужба, оснащенная самыми современными средствами слежки и прослушивания.
Уничтожение политических конкурентов может вестись как по линии бизнеса, так и с помощью обвинений в измене и предательстве. СБУ также готовит и проводит диверсии и теракты вне границ Украины, такие, как взрыв на Крымском мосту или убийство Дарьи Дугиной.
Непосредственно руководят этим представители офиса президента, но все почти обязательно согласовывается с западными кураторами.
СБУ представляет этакий штаб, куда стекается вся информацию, и куда поступают руководящие указания, и подразделения, отвечающие за физическое уничтожение политических противников, встроены в иерархическую структуру этой спецслужбы.
* Запрещенные в России организации