Альпинист и бейсджампер из России Валерий Розов погиб в Непале после прыжка с гималайской вершины Ама-Даблам
Как отметил главный тренер сборной РФ по парашютному спорту Вадим Ниязов, 52- летний Розов – один из символов российского парашютного спорта.
С 1993 года он совершил около 10 000 парашютных и более 1200 бейс-прыжков.
В карьере Розова есть уникальные вещи, которые не повторил ни один человек. Например в 2009 году спортсмен впервые в истории прыгнул с парашютом в воронку действующего вулкана Мутновский (полуостров Камчатка).
В 2013 году россиянин прыгнул с северной стены Эвереста, а в 2015-м совершил первый в истории бейс-прыжок с вулкана Кибо, массив Килиманджаро.
В 2016 - м он поставил мировой рекорд по высоте прыжка, когда совершил попытку с отметки 7700 метров с Чо-Ойю – одной из самых высоких вершин Азии.
В 2017 году первым в истории совершил бейс-прыжок с горы Уаскаран, находящейся в Перу.
Валерий Розов родился 26 декабря 1964 года. Он является рекордсменом мира по парашютному спорту, чемпионом России по альпинизму, победителем чемпионата Европы и Кубка мира, двукратным чемпионом мира по парашютному спорту.
Валерий Розов: Пролетая над бездной…
«Я не сравниваю себя с ангелом, скорее, в таких прыжках, я ощущаю себя маленькой ракетой, быстро летящей вниз»
Его экспедиции и акции были всегда уникальными, не имеющими аналогов в мире.
Прыжок над пропастью.… Вот так, хорошенько оттолкнувшись и широко раскинув руки, наподобие ангела – дело почти «потустороннее». Увидеть собственную тень, неумолимо мчащуюся навстречу самому себе – вот что значит свободный полет.
Ускользнуть от нее, не встретиться лоб в лоб, избегая соблазна скинуть с себя парашют и раствориться в этом чувстве, чувстве свободного падения…
Оказаться над облаками, увидеть, как в замедленном кино, весь долгий предшествующий прыжку путь наверх, и встретить вдруг так внезапно оказавшуюся под ногами земную твердь.
Земля стремительно несется навстречу, внимательно всматриваясь в силуэт летящего к ней человека – как она его встретит: смертельными и жесткими объятиями, либо мягким теплом своего тела?
Каждый прыжок неповторим, его нельзя предугадать. Просчитать – да, конечно: скорость ветра, скорость падения.…
Но только множество «если» и «вдруг» не зависят от тебя. Случайности, которые никогда не «происходят случайно» водят вокруг хороводы: каждый раз размышляя, выпустить тебя из этого круга, либо нет. Сколько трагических судеб, странных необъяснимых падений и смертей, непонятных с точки зрения логики несостыковок…
«Скорость падения нельзя ни замедлить, ни приостановить», - говорил Валерий.
«Под действием такой убийственной смеси из страха и нереальных эмоций уходит что-то наносное и второстепенное, предметы и события приобретают более яркие очертания. Каждый новый прыжок – это поиск, поиск новых чувств и ощущений»
Одним из его ярчайших воспоминаний всегда оставалась поездка в «бейсерскую Мекку» - к водопаду Анхель в Венесуэле. Даже просто добраться туда было задачей не из легких и в организационном, и в финансовом плане, а прыгнуть в исчезающую где-то внизу пропасть – захватывающее и мистически.
«Это место очень высокое от поверхности земли - в мире практически нет больше скал такой высоты с вертикальными стенами», - вспоминал тогда Розов, - «И само по себе труднодоступное, экзотичное - бескрайние тропические джунгли и колоссальное плато с ровной вершиной.
Красиво было необыкновенно: быстро образующиеся облака, будто цепляются за эти высокие скалы. Вы можете приехать, с трудом добраться туда и… не прыгнуть. Земли не видно будет с верхней точки водопада и все. Вообще, если ты туда выбрался, залез наверх, смог прыгнуть, то считай - тебе уже повезло!
Но тем и хорош экстремальный спорт, что в нем постоянно преодолеваешь в первую очередь сам себя, свои страхи, свои какие-то внутренние проблемы, учишься концентрироваться, контролировать себя в условиях тяжелого психологического стресса»
Несмотря на то, что B.A.S.E-спорт в ближайшие десятилетия вряд ли станет олимпийским, в мире достаточно много его поклонников. В одних странах бейс-прыжки строго запрещаются законом, в других - экстремалам предъявляют хоть какое-то обвинение, чтобы воспрепятствовать прыжкам, но в - третьих – власти иногда снимают запреты и организовывают бейс – соревнования и специальные бейс-акции.
«Делать то, что нравится, искать сумасшедшие места и совершать безумные полеты – это то, что я хочу делать в этой жизни.
Здесь нет ни проигравших, ни последних: ты начинаешь чувствовать сам себя, жить с ощущением, что ты - первый. В этом смысле легче получить удовлетворение от своей деятельности»