
В конце этой недели, в пятницу, 20 сентября, в будущей столице зимней Олимпиады — Милане, состоится заседание исполкома МОК, которое, как заявляют российские спортивные чиновники, может стать историческим.
В Москве ждут, что на этом заседании МОК, под председательством нового главы Комитета Кристи Ковентри, обсудит вопрос об участии наших спортсменов в зимних Играх-2026. Это может произойти, но на самом деле повестка предстоящей встречи немного другая — финальные решения о готовности итальянского оргкомитета к проведению крупнейшего спортивного форума.
Российская тема тоже присутствует, но она одна из многих, к тому же рассматривать ее придется на фоне нового витка геополитической напряженности. Поэтому у руководителей МОК велик соблазн отложить трудное решение еще на три месяца — до следующего заседания, которое пройдет в декабре. Тем более и повод есть — вмешался «израильский фактор», который путает все карты МОК.
Сложилась ситуация, когда, в принципе, недовольны все.
Дело в том, что олимпийских тем, связанных с Россией, несколько — и они связаны между собой. Первым делом российские представители ждут отмены временного отстранения самого Олимпийского комитета России (ОКР), которое было объявлено два года назад со ссылкой на «нарушение территориальной целостности НОК Украины».
Наша сторона пытается решить вопрос в юридической плоскости (хотя это, понятное дело, работает избирательно) и здесь ключевым станет вердикт соответствующей комиссии МОК. Если он окажется положительным, исполком может прямо в Милане проштамповать решение о новом признании России. То есть ОКР как бы восстановит свои права и статус в МОК. Это станет первым шагом к возвращению в олимпийскую семью, но далеко не окончательным. Решение будет носить, если можно так выразиться, теоретический характер.
Ведь зимой прошлого года ни российские, ни белорусские спортсмены не получили приглашения на Игры-2026, решение об их участии (и о формате участия) теперь нужно принимать отдельно. И это новая головная боль.
Проблема в том, что ни Ковентри, ни ее соратники не хотят принимать на себя груз ответственности по корректировке политики МОК по «российскому вопросу» и подставляться под шквал критики западных СМИ. Любому здравомыслящему человеку понятно, что решения от 2022 года было, как минимум, абсурдным, но отменить его теперь очень трудно. Надо иметь мужество и собрать внушительную поддержку.
Поэтому почти со стопроцентной вероятностью можно сказать, что окончательное решение снова перенесут. И не факт, что даже ОКР восстановят. Но тут хоть в виде «морковки» могут подать.
А что касается Игр… Понятно же, что принципиальное решение надо было принимать гораздо раньше — до начала квалификации в Милан. Старт олимпийского сезона в октябре-ноябре — последний флажок для любого разумного организатора. Однако у исполкома МОК огромный соблазн, да и прямо признаем — желание, вновь отложить вопрос «до прояснения ситуации», то есть до декабря. Сколько раз такое уже было? Всех этих «отложений», «прояснений ситуации» и прочего.
Тому, кто более-менее в теме, понятно, что будет то же самое. За два месяца до старта Игр-2026 могут выразить сочувствие нашим атлетам и сослаться на то, что «все сроки прошли», «квоты распределены» и «ничего сделать нельзя». А в качестве «ложки меда» выделить для россиян и белорусов несколько «уайлд-кард».
Такое не устроит ни нас, ни наших постоянных противников. Те же представители «страны 404» и их «группа поддержки» в виде прибалтов, и британцев, а также постоянных русофобов поляков, чехов, скандинавов, всегда выступают за полную изоляцию России на вечные времена. Ну, а наше недовольство понятно. Непонятны только надежды и даже иллюзии, которые, по крайней мере на словах, ещё питают руководители российского спорта.
Кристи Ковентри считает допуск нейтральных россиян на прошлые летние Игры удачным решением и была бы рада перенести его на Милан-2026. Однако здесь несколько важных нюансов. Один из них — позиция федераций по зимним видам спорта.
В мире практически весь негатив в отношении России (особенно на бытовом уровне) схлынул пару лет назад, за исключением отдельных стран (Великобритания, Скандинавия и Финляндия, Прибалтика, Польша и Чехия, в меньшей степени — Германия, Нидерланды, Канада). Но именно эти государства, особенно скандинавы и канадцы, принимают ключевые решения в снежных и ледовых видах спорта. Поэтому они и ставят шлагбаум рекомендациям МОК о нейтральном статусе со стороны многих федераций.
Теперь у олимпийских боссов возникает выбор — либо свалить всю тяжесть отказа россиянам на федерации, либо показать, кто в доме хозяин (что очень просто, с учетом огромных денежных вливаний в пользу «бедных видов спорта» из казны МОК, которые реально притормозить).
Но этим же самым боссам проще чуть что — кивать на федерации. Вся эта игра со стороны Лозанны обкатана. Она состоит в том, чтобы при первой возможности переводить стрелки на «мнение спортивной общественности».
А вот тут как раз и возникает израильский фактор.
ООН признала действия этой страны в отношении палестинцев геноцидом. Да, Израиль не играет большой роли в зимнем спорте, но сейчас МОК попадает в тяжелую ситуацию. Дабы избежать скандала, по логике, надо либо вернуть Россию с Белоруссией, либо забанить Израиль и далее поступать так с каждым возмутителем спокойствия на геополитической арене. Но если и будет выбран какой-то вариант, то явно второй. Опять же если выберут. Помимо решения ООН, тут и мир разделился, особенно Европа.
Акции против представителей Израиля сейчас угрожают безопасности многих соревнований. Последний яркий пример — фактический срыв пропалестинскими активистами веломногодневки «Вуэльта Испания». Где не только заставили убрать флаг страны, но и допустили лишь одного велогонщика с нейтральным статусом, который подвергается обструкции.
И такая ситуация неизбежно порождает вопрос: почему отстаивание интересов израильских атлетов — это борьба за спорт вне политики, а дискриминация россиян — укрепление целостности спортивного движения?
Отвечая на этот тяжелый вопрос, Ковентри, как ее предшественник Томас Бах, наверное, может пробубнить что-нибудь про «нарушенное олимпийское перемирие». Да и просто «это другое». Но может и не прокатить. Ведь тот же премьер-министр Испании Педро Санчес ответил на вопрос об участии израильских спортсменов в международных соревнованиях на фоне отстранения России.
«Наша позиция ясна и недвусмысленна: ни Россия, ни Израиль не должны участвовать в международных соревнованиях», — написал Санчес в соцсетях.
— Ничего не буду говорить про спортсменов из Израиля. Хорошо, что они выступают на международной арене. И по этой логике мы должны выступать давно и прочно. Министр Испании прав относительно двойных стандартов. Но он сам их диктует, голосуя за санкции. Европа иногда делает вещи, которые трудно понять. Сначала нас отстранили, теперь хотят Израиль. Давайте мы будем всех убирать, — сказал известный комментатор Дмитрий Губерниев.
Так что испанская история с антиизраильскими протестами на самом деле выглядит тревожно и для России. Аналогичные акции, только уже в отношении участия россиян, под флагом или нет, — возможная перспектива в некоторых странах после нашего возвращения на международную арену.
Ведь именно, якобы «мерами безопасности» МОК аргументировал отстранение наших спортсменов от международных турниров весной 2022 года, решив главную правовую задачу — обход слова «санкции». На санкции, согласно нормам всех международных спортивных организаций, можно подать апелляцию.
Более того, рассмотрение иска должно быть бесплатным для истцов, то есть российской стороны. А вот «меры безопасности» — это не санкции, «это другое». И вопрос с апелляциями для нас значительно усложнился. А если отстранят Израиль, от этого нам, ни холодно и не жарко…
Тем временем российские спортсмены на днях лишились права на участие в Олимпиаде еще в двух видах спорта — бобслее и скелетоне. А там были все шансы на медали. Но зачем конкуренты тем же латышам, немцам, которые также там сильны? Понятно, что они лоббировали большинство при голосовании.
Ранее не были допущены к Играм-2026 российские хоккеисты, керлингисты, саночники и биатлонисты. Международная лыжная федерация окончательного решения еще не вынесла.
Участвовать в отборе будут российские ски-альпинисты, фигуристы, конькобежцы и шорт-трекисты. Скорее всего, на предстоящем заседании, в лучшем случае мы получим частичный допуск в нейтральном статусе в этих видах спорта, ну и парочку «уайлд-кард» в других.
О новостях спорта, спортсменах и спортивных скандалах, — в теме «Свободной Прессы».




