Куда ведет Россию картелизация экономики? - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
Куда ведет Россию картелизация экономики? - «Новости Дня» 10:00 Пятница 0 457
10-03-2017, 10:00

Куда ведет Россию картелизация экономики? - «Новости Дня»


Куда ведет Россию картелизация экономики? - «Новости Дня»

В России происходит «картелизация» экономики, заявил 1 марта на расширенной коллегии Федеральной антимонопольной службы глава ФАС Игорь Артемьев. Из-за проведения госзакупок на неконкурентной основе 95 процентов из них являются профанацией, сказал он, пояснив, что под неконкурентной основой подразумевается форма закупки у единственного поставщика.


По мнению Артемьева, в России наблюдается «всеобщая картелизация экономики», ст. 178 Уголовного кодекса (ограничение конкуренции) «не работает», а правоохранительные органы «устранились» от борьбы с картелями.


«Мы сталкиваемся сегодня со всеобщей картелизацией российской экономики. Мы знаем, как реально сговариваются. Фактически мы думаем, что по многим сферам, например в сфере закупки лекарств, 80% на торгах — это картели, заранее состоявшийся сговор, уголовное преступление. Это организованные группы. Я не шучу, мы все это можем доказать», — заявил Артемьев.


В прошлом году ФАС возбудила 416 дел по антиконкурентным соглашениям в сфере госзакупок, 80 процентов из них — картели. Было выявлено 298 сговоров на торгах (рост на 28,4 процента по сравнению с 2015 годом), 262 антиконкурентных соглашения с участием госорганов (рост на 15 процентов). Картели действут помимо прочего в стратегически важных отраслях экономики, как указывается в докладе ФАС. Это касается разработки сметных индексов на космодроме Восточный, строительства дорог и больниц, гособоронзаказа и обеспечения населения продуктами.


Из наиболее резонансных разоблачений картельных сговоров в сфере гособоронзаказа можно назвать завышение цен на ракетное топливо гептил Салаватским химическим заводом в 2015 году; картельные сговоры на торгах при закупке самоспасателей (средств защиты дыхания) в рамках гособоронзаказа с 2013 по 2016 год, в которых участвовали 30 компаний; завышение цен ФГУП «Космическая связь», выявленное весной прошлого года.


В августе прошлого года был раскрыт самый массовый картель в истории России при проведении торгов на поставку вещевого имущества для нужд МВД России, ФСБ России и ФТС России.


Ответчиками по этому уголовному делу проходили 118 юридических лиц. Было выявлено 18 открытых аукционов в электронной форме, которые прошли в условиях сговора участников на общую сумму более 3,5 млрд рублей.


Виновными признаны 90 компаний. Некоторые участники картеля одновременно управляли несколькими компаниями и выставляли их на аукционы для создания видимости конкуренции на торгах.


Ценовые предложения подавались чаще всего одной организацией, несмотря на то, что в аукционе участвовали от 11 до 40 организаций, остальные отказывались от борьбы для обеспечения победы «нужному» участнику и поддержания цен на высоком уровне.


«Участниками картеля была разработана система «квот», которые рассчитывались с учетом начальной цены контракта пропорционально количеству участников аукциона. «Квоты» можно было получить, обменять или накопить. После накопления определенного количества «квот» и достижения договоренностей с остальными участниками картеля, один из сговорившихся мог стать «контрактодержаталем» по аукциону» — отметил начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.


В январе этого года раскрыт картель при закупке компьютеров для Пенсионного фонда, Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы; в марте раскрыты картели по закупке лекарств и строительству больниц.


Таким образом, картели и картельные сговоры являются основной «формой хозяйствования» в сфере госзакупок, что и констатировал в своем докладе глава ФАС.


Игорь Артемьев считает, что причиной экспансии картельных сговоров является бездействие правоохранителей. А как может быть наче, если картели охватывают контракты с участием практически всех силовых ведомств РФ?


Участники картелей демонстрируют высокий уровень организованности, о чем говорит наличие внутикартельного регулирующего «законодательства» (тех самых «квот»). То есть, картели, — это доминирующий тренд в развитии рыночной экономики России.


Возникновение картелей — общемировой тренд, связанный с процессом концентрации капитала для более успешного завоевывания новых рынков сбыта и лучшего позиционирования на внутреннем и внешнем рынке.


Впервые борьбы с монопольными сговорами крупных корпораций была начата в США в конце 19-го века. Тогда было введено так называемое антитрестовское законодательство, направленное в основном против захватившей всю нефтяную промышленность США компании «Стандард Ойл» Джона Рокфеллера. Закон Шермана, и принятый несколько позже закон Клеймана, ввели уголовное наказание за «тайные сговоры в области ценообразования или раздела рынков между конкурентами».


Считается, что «Стандард Ойл» — первый в истории трест. Юридически образование треста означает передачу контроля над ранее независимыми предприятиями (в форме контрольного пакета акций или особого доверительного сертификата) группе крупных собственников — создателей треста. Таким способом осуществляется огромная концентрация капитала, позволяющая проводить в рамках объединённых в трест предприятий единую техническую и экономическую политику и одновременно извлекать монопольную прибыль. Путём трестирования в США были созданы многочисленные монополии в важнейших отраслях промышленности.


Если американские тресты 19-го века обеспечивали необходимую для бизнес-элиты США концентрацию капитала и централизацию управления им де-юре, то российские картели 21-го века обеспечивают централизацию управления компаниями участников рынка де-факто. Но цель остается прежней — проведение единой технической и экономической политики для извлечения монопольной прибыли.


Для успешного функционирования трестов и картелей необходимо объединение промышленного и банковского капиталов. Знаменитые японские дзайбацу (Мицуи, Мицубиси) и корейские чеболи (Самсунг, Хёндё) имеют в своем составе три-четыре корпоративных банка, которые получили название «кэптивных», которые финансируют корпоративные проекты и обеспечивают защиту от недобросовестного поглощения. Не осталась в стороне от этого мирового тренда и Россия.


Справка:


Кэптивный банк – вид кредитной организации, созданной финансово-промышленной группой или частными лицами для обслуживания своих интересов. Название происходит от английского слова captive – «пойманный», «пленный». В мировой практике кэптивные банки могут учреждаться как офшорные кредитные организации, обслуживающие вплоть до всего одного клиента – их собственника.


В России принято называть кэптивными банки, которые используются для того, чтобы привлекать сторонние и перераспределять внутренние средства в рамках группы взаимосвязанных компаний. При этом зачастую получение собственной прибыли от банковской деятельности для таких организаций – второстепенная задача.


Основные признаки кэптивности банка:


— принадлежность узкому кругу собственников;

— льготное обслуживание закрытого круга клиентов;

— привлечение средств под проекты определенной финансово-промышленной группы;

— льготное кредитование собственников кредитной организации и связанных с ними компаний.


Кэптивные банки несут больший риск, чем универсальные. Это связано с тем, что их бизнес тесно связан с узким кругом компаний, чаще всего работающих в определенном секторе экономики. Кризис отрасли может привести к проблемам с ликвидностью или даже к более серьезным финансовым проблемам, потому что большая часть кредитов выдается «своим» компаниям.


Именно таким кэптивным банком был рухнувший недавно в Татарстане «Татфондбанк».


Зампред ЦБ Ольга Полякова сообщила, что порядка 65 процентов кредитного портфеля Татфонбанка представляли кредиты, связанные с бизнесом собственника:


«По результатам дистанционного надзора и рассмотрения практически 100% активов Татфондбанка было установлено, что имеется существенная недооценка кредитного риска, есть так называемые технические активы на балансе Татфондбанка. Что они собой представляют — это активы, которые вуалируют реальные проблемы. Собственно говоря, все проблемы банка были сосредоточены и заключались в той бизнес-модели, которая была выбрана банком — это кэптивная бизнес-модель, ориентированная на кредитование бизнеса конечных бенефициаров. И именно эта бизнес-модель и завела в такое тупиковое состояние данный банк».


Безусловно, таких кэптивных банков в России более чем достаточно. С тем лишь отличием от Татфондбанка, что облуживание узкой группы своих клиентов они осуществляют не столь открыто. Картели и «карманные» банки — системный признак российской экономики, вызванный к жизни сверхцентрализованным управлением народнохозяйственным комплексом РФ. Современный Татарстан, наряду с Москвой и Петербургом, в сущности это региональный «чеболь» или «дзайбацу», созданный в целях выживания в условиях сверхцентрализации экономического регулирования.


Доминирующие во всех сферах экономики России картели — это зародыши корпоративных дзайбацу, которые игнорируют общегосударственные интересы, нацеливаясь на удержание мнопольно высоких цен.

Попытки же даже стратегически важных корпораций действовать на иной, не картельно-кэптивной основе, как правило, заканчиваются крахом. Самый показательный пример такого рода — фактическое банкротство «Уралвагонзавода», производителя супертанка «Армата», пытавшегося кредитоваться у ставшего ныне универсальным, а не кэптивным, Альфа-банка. Спасло «Уралвагонзавод» лишь решение правительства включить его в супердзайбацу госкорпорацию «Ростех».


Нужно отметить, что Федеральная антимонопольная служба не столь уж давно активно включилась в борьбу с картельными сговорами. Да и Центробанк стал усердно банкротить проблемные кредитные организации только лишь после обвала нефтяных цен.


Таким образом, можно констатировать, что правительство РФ еще не нащупало оптимальный путь между Сциллой (всевластием финансово-промышленных монополий) и Харибдой (подавлением рыночных основ экономики).


Корпоративные и региональные картели-дзайбацу, игнорирующие общегосударственные интересы, — это реакция на государственный монополизм, игнорируюший корпоративный и региональный интерес.


Что касается США, то борьба с трестами привела к тому, что эти тресты стали крайне непрозрачными, создав многоуровневую иерархию собственников, когда реальные бенефициары суперхолдингов, зачастую неизвестны не только общественности, но и контролирующим структурам. Такой является, к примеру, корпорация «Вэнгард», контролирующая через миноритарные пакеты акций крупнейшие финансово-промышленные компании во всем мире.


Каким путем пойдет развитие российского финансово-промышленного капитала, который находится сейчас на этапе своего становления, пока предсказать трудно. Экономический кризис, в который все глубже погружается РФ, вызван в основном именно неуправляемостью этого процесса. Если во всем мире основной экономический рост дает малый и средний бизнес, то в России локомотивом экономики остаются крупные корпорации, всецело зависящие от госзаказа. Недавние алармистские заявления руководства Федеральной антимонопольной службы свидетельствуют о том, что реальные проблемы в этой сфере только еще обнаружены и обнародованы. Внезапное прозрение контролирующих инстанций не может слишком уж радовать. Проблемы, и не только экономические, решаются не на пути административных и уголовных репрессий, а на пути выработки грамотной экономической стратегии. Чуть ли не не ежедневные поиски «дна», на которое должна опуститься российская экономика, чтобы, оттолкнувшись от него, слегка всплыть, такой стратегией назвать нельзя.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

В России происходит «картелизация» экономики, заявил 1 марта на расширенной коллегии Федеральной антимонопольной службы глава ФАС Игорь Артемьев. Из-за проведения госзакупок на неконкурентной основе 95 процентов из них являются профанацией, сказал он, пояснив, что под неконкурентной основой подразумевается форма закупки у единственного поставщика. По мнению Артемьева, в России наблюдается «всеобщая картелизация экономики», ст. 178 Уголовного кодекса (ограничение конкуренции) «не работает», а правоохранительные органы «устранились» от борьбы с картелями. «Мы сталкиваемся сегодня со всеобщей картелизацией российской экономики. Мы знаем, как реально сговариваются. Фактически мы думаем, что по многим сферам, например в сфере закупки лекарств, 80% на торгах — это картели, заранее состоявшийся сговор, уголовное преступление. Это организованные группы. Я не шучу, мы все это можем доказать», — заявил Артемьев. В прошлом году ФАС возбудила 416 дел по антиконкурентным соглашениям в сфере госзакупок, 80 процентов из них — картели. Было выявлено 298 сговоров на торгах (рост на 28,4 процента по сравнению с 2015 годом), 262 антиконкурентных соглашения с участием госорганов (рост на 15 процентов). Картели действут помимо прочего в стратегически важных отраслях экономики, как указывается в докладе ФАС. Это касается разработки сметных индексов на космодроме Восточный, строительства дорог и больниц, гособоронзаказа и обеспечения населения продуктами. Из наиболее резонансных разоблачений картельных сговоров в сфере гособоронзаказа можно назвать завышение цен на ракетное топливо гептил Салаватским химическим заводом в 2015 году; картельные сговоры на торгах при закупке самоспасателей (средств защиты дыхания) в рамках гособоронзаказа с 2013 по 2016 год, в которых участвовали 30 компаний; завышение цен ФГУП «Космическая связь», выявленное весной прошлого года. В августе прошлого года был раскрыт самый массовый картель в истории России при проведении торгов на поставку вещевого имущества для нужд МВД России, ФСБ России и ФТС России. Ответчиками по этому уголовному делу проходили 118 юридических лиц. Было выявлено 18 открытых аукционов в электронной форме, которые прошли в условиях сговора участников на общую сумму более 3,5 млрд рублей. Виновными признаны 90 компаний. Некоторые участники картеля одновременно управляли несколькими компаниями и выставляли их на аукционы для создания видимости конкуренции на торгах. Ценовые предложения подавались чаще всего одной организацией, несмотря на то, что в аукционе участвовали от 11 до 40 организаций, остальные отказывались от борьбы для обеспечения победы «нужному» участнику и поддержания цен на высоком уровне. «Участниками картеля была разработана система «квот», которые рассчитывались с учетом начальной цены контракта пропорционально количеству участников аукциона. «Квоты» можно было получить, обменять или накопить. После накопления определенного количества «квот» и достижения договоренностей с остальными участниками картеля, один из сговорившихся мог стать «контрактодержаталем» по аукциону» — отметил начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. В январе этого года раскрыт картель при закупке компьютеров для Пенсионного фонда, Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы; в марте раскрыты картели по закупке лекарств и строительству больниц. Таким образом, картели и картельные сговоры являются основной «формой хозяйствования» в сфере госзакупок, что и констатировал в своем докладе глава ФАС. Игорь Артемьев считает, что причиной экспансии картельных сговоров является бездействие правоохранителей. А как может быть наче, если картели охватывают контракты с участием практически всех силовых ведомств РФ? Участники картелей демонстрируют высокий уровень организованности, о чем говорит наличие внутикартельного регулирующего «законодательства» (тех самых «квот»). То есть, картели, — это доминирующий тренд в развитии рыночной экономики России. Возникновение картелей — общемировой тренд, связанный с процессом концентрации капитала для более успешного завоевывания новых рынков сбыта и лучшего позиционирования на внутреннем и внешнем рынке. Впервые борьбы с монопольными сговорами крупных корпораций была начата в США в конце 19-го века. Тогда было введено так называемое антитрестовское законодательство, направленное в основном против захватившей всю нефтяную промышленность США компании «Стандард Ойл» Джона Рокфеллера. Закон Шермана, и принятый несколько позже закон Клеймана, ввели уголовное наказание за «тайные сговоры в области ценообразования или раздела рынков между конкурентами». Считается, что «Стандард Ойл» — первый в истории трест. Юридически образование треста означает передачу контроля над ранее независимыми предприятиями (в форме контрольного пакета акций или особого доверительного сертификата) группе крупных собственников — создателей треста. Таким способом осуществляется огромная концентрация капитала, позволяющая проводить в рамках объединённых в трест предприятий единую техническую и экономическую политику и одновременно извлекать монопольную прибыль. Путём трестирования в США были созданы многочисленные монополии в важнейших отраслях промышленности. Если американские тресты 19-го века обеспечивали необходимую для бизнес-элиты США концентрацию капитала и централизацию управления им де-юре, то российские картели 21-го века обеспечивают централизацию управления компаниями участников рынка де-факто. Но цель остается прежней — проведение единой технической и экономической политики для извлечения монопольной прибыли. Для успешного функционирования трестов и картелей необходимо объединение промышленного и банковского капиталов. Знаменитые японские дзайбацу (Мицуи, Мицубиси) и корейские чеболи (Самсунг, Хёндё) имеют в своем составе три-четыре корпоративных банка, которые получили название «кэптивных», которые финансируют корпоративные проекты и обеспечивают защиту от недобросовестного поглощения. Не осталась в стороне от этого мирового тренда и Россия. Справка: Кэптивный банк – вид кредитной организации, созданной финансово-промышленной группой или частными лицами для обслуживания своих интересов. Название происходит от английского слова captive – «пойманный», «пленный». В мировой практике кэптивные банки могут учреждаться как офшорные кредитные организации, обслуживающие вплоть до всего одного клиента – их собственника. В России принято называть кэптивными банки, которые используются для того, чтобы привлекать сторонние и перераспределять внутренние средства в рамках группы взаимосвязанных компаний. При этом зачастую получение собственной прибыли от банковской деятельности для таких организаций – второстепенная задача. Основные признаки кэптивности банка: — принадлежность узкому кругу собственников; — льготное обслуживание закрытого круга клиентов; — привлечение средств под проекты определенной финансово-промышленной группы; — льготное кредитование собственников кредитной организации и связанных с ними компаний. Кэптивные банки несут больший риск, чем универсальные. Это связано с тем, что их бизнес тесно связан с узким кругом компаний, чаще всего работающих в определенном секторе экономики. Кризис отрасли может привести к проблемам с ликвидностью или даже к более серьезным финансовым проблемам, потому что большая часть кредитов выдается «своим» компаниям. Именно таким кэптивным банком был рухнувший недавно в Татарстане «Татфондбанк». Зампред ЦБ Ольга Полякова сообщила, что порядка 65 процентов кредитного портфеля Татфонбанка представляли кредиты, связанные с бизнесом собственника: «По результатам дистанционного надзора и рассмотрения практически 100% активов Татфондбанка было установлено, что имеется существенная недооценка кредитного риска, есть так называемые технические активы на балансе Татфондбанка. Что они собой представляют — это активы, которые вуалируют реальные проблемы. Собственно говоря, все проблемы банка были сосредоточены и заключались в той бизнес-модели, которая была выбрана банком — это кэптивная бизнес-модель, ориентированная на кредитование бизнеса конечных бенефициаров. И именно эта бизнес-модель и завела в такое тупиковое состояние данный банк». Безусловно, таких кэптивных банков в России более чем достаточно. С тем лишь отличием от Татфондбанка, что облуживание узкой группы своих клиентов они осуществляют не столь открыто. Картели и «карманные» банки — системный признак российской экономики, вызванный к жизни сверхцентрализованным управлением народнохозяйственным комплексом РФ. Современный Татарстан, наряду с Москвой и Петербургом, в сущности это региональный «чеболь» или «дзайбацу», созданный в целях выживания в условиях сверхцентрализации экономического регулирования. Доминирующие во всех сферах экономики России картели — это зародыши корпоративных дзайбацу, которые игнорируют общегосударственные интересы, нацеливаясь на удержание мнопольно высоких цен. Попытки же даже стратегически важных корпораций действовать на иной, не картельно-кэптивной основе, как правило, заканчиваются крахом. Самый показательный пример такого рода — фактическое банкротство «Уралвагонзавода», производителя супертанка «Армата», пытавшегося кредитоваться у ставшего ныне универсальным, а не кэптивным, Альфа-банка. Спасло «Уралвагонзавод» лишь решение правительства включить его в супердзайбацу госкорпорацию «Ростех». Нужно отметить, что Федеральная антимонопольная служба не столь уж давно активно включилась в борьбу с картельными сговорами. Да и Центробанк стал усердно банкротить проблемные кредитные организации только лишь после обвала нефтяных цен. Таким образом, можно констатировать, что правительство РФ еще не нащупало оптимальный путь между Сциллой (всевластием финансово-промышленных монополий) и Харибдой (подавлением рыночных основ экономики). Корпоративные и региональные картели-дзайбацу, игнорирующие общегосударственные интересы, — это реакция на государственный монополизм, игнорируюший корпоративный и региональный интерес. Что касается США, то
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 26 633 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl