Не так давно мы начали собирать истории олимпийских чемпионов, которыми славилась донская земля. Первым был – бывший узник концлагеря Иван Удодов, а на второй строчке по хронологии – Валентин Николаев. Красавец и богатырь, боровшийся настолько интеллигентно, что со стороны казалось, будто он не борется, а играет с противником.
Информационная сводка о главной победе Николаева выглядит так: на Летних Олимпийских играх в 1956 года в Мельбурне Валентин Николаев боролся в категории до 87 килограммов, выиграл все четыре схватки со счетом 3:0 и стал чемпионом Олимпийских игр.
Вот как писал о пой победе в своей книге «В жарких схватках» Сергей Преображенский:
"Полутяжеловес Валентин Николаев единственный из наших чемпионов прошёл все соревнования без помарок. Как начал он с первого круга таранить своих соперников, так и о финала не уступил никому лидерства…
Те противники, с которыми он встретился в турнире, мягко говоря, «не кладутся: они сами привыкли выходить победителями из подобных ситуаций.
Первый круг: Петко Сираков из Болгарии – мужчина с широченными плечами, способными удержать дом, потом венгр Дьюла Ковач, который с одинаковым успехом боролся как в тяжелом весе, так и в полутяжелом, финн Вейко Лахти тоже крепкий орешек и в конце «на сладкое» - олимпийский чемпион в Лондоне Карл- Эрих Нильсен из Швеции. Валентин очень силен физически, но борется при этом мягко, ласково, не запугивает противника, а, наоборот, как бы приглашает его на активные действия…
Без шума, переживаний и страстей была завоевана золотая медаль в полутяжелом весе».
...Родился Валя 6 апреля 1924 года. Особыми данными природа наделила его еще при рождении: он был сильным и очень выносливым. Повезло парню и с характером. Он мог часами упражняться в любом предмете, пока не добьется нужного результата. Спортом занимался еще в школе, но связывать с ним свою жизнь не думал - хотел быть железнодорожником.
Когда Валя учился в старших классах, Ростов, где жила его семья, оккупировали немцы. Валентин записался в знаменитый партизанский отряд Югова – разбрасывал листовки, вел подрывную работу, собирал сведения.
В семье вспоминают историю о том, как однажды немцы проводили рейд по квартирам – забирали людей, сажали в машины и увозили для того, чтобы при взятии Аксая выставить их в качестве живого щита. Постучали и в квартиру Николаевых. Валя – высокий, крепкий, открыл дверь. Немцы посмотрели на него, задали несколько вопросов: «Откуда такой крепкий? Спортсмен? Что за спорт?». Валя отвечал, не таясь. Вел себя спокойно и достойно. И тут случилось чудо: крепкого, плечистого подростка пожалели. Закрыли дверь и ушли. Этот случай чемпион считал главным подарком судьбы.
В настоящий спорт Валентин Николаев пришел уже студентом – ему был 21 год. Он учился в РИЖТе – в то время там было множество спортивных секций и направлений, а студенты-железнодорожники постоянно занимали первые места на самых крупных соревнованиях. В народе этот вуз даже прозвали спортивным с железнодорожным уклоном.
К тренировкам Валя подходил основательно. И поскольку быстро добивался нужного результата, со временем пришел к мысли, что главное в его жизни - спорт.
В середине сороковых Николаев познакомился с Михаилом Грековым – учеником легендарного силача Ивана Поддубного. Тот посмотрел, как парень борется, и предложил ему поехать с ним в Москву, выступать в цирке.
В то время силачи были в фаворе. Сам Греков показывал такой номер: вызвал из зала сорок человек, делил их на две группы по двадцать. А потом клал себе на плечи толстое бревно и предлагал ухватится вызванным за это бревно с двух сторон. Как правило, до сорока человек дело не доходило – бревно ломалось на плечах силача.
Еще один популярный номер – Греков носил в зубах табурет, на котором сидел и играл аккордеонист.
Валентин был поражен, когда увидел, на что может быть способен человек. Но тут ему самому предложили поучаствовать в борьбе на цирковой арене. О том опыте впоследствии он вспоминал так:
«Мне тогда сломали уши и ребра. Это было в 1945 году в цирке на Цветном бульваре. В первом бою против меня вышел громила. Я быстро положил его. Следующий противник — смотреть не на что. И вдруг — лежу на лопатках. Так половину схваток проиграл, половину выиграл. В Ростов привезли на носилках. Я был не готов к этим соревнованиям: борьбой прозанимался всего 20 дней. Но понял, что борьба — это не только сила, но и техника. Полгода болел, потом опять пришёл на тренировку, настырный был...»
И начались победы – на Всемирном фестивале молодёжи и студентов, который проходил в Берлине в 1951 году, Валентин Николаев стал чемпионом. Потом была победа на соревнованиях в Бухаресте и Будапеште. Наш борец стал трёхкратным победителем турниров, и на всех фестивалях нёс наше знамя.
В своем интервью "АиФ на Дону" он рассказывал о победе в Ливане так:
«Прекрасно помню поездку в 1954 году на международный турнир в Ливан и Египет. Прилетели в Бейрут. Думали, бороться будем через день-два. А уже афиши висят, что в тот же день. Когда нас взвешивали, обратил внимание, что соперник, даже одетый, не тянул 87 кг. А на ковёр вышел борец килограммов 110. И видно, что знаменитость, публика его приветствует. Тренер ко мне: «Борец не тот». Привели переводчика. Ливанцы доказывают, что взвешивался со всеми. А весы уже убрали. Зрители шумят, требуют борьбу. Я сказал: «Буду бороться». Он рассчитывал, что на 30 кг тяжелее меня, в атаку бросился, а мне того и надо: секунд через 15 уложил его. После мы еще в трёх городах Ливана боролись, и против меня никого не ставили...
Из Ливана отправились в Египет. Первая встреча со сборной армии Египта. Мой противник — огромный негр. Едва я его поборол, египтяне схватили меня на руки и понесли. Ощупывают, переводчика спрашивают, чем я мышцы качал. А я накачкой вообще не занимался, только гимнастикой. Вечером фуршет. И вдруг капитан египетской армии поднимает тост за Николаева. Все в шоке. А он поясняет: «Если бы Николаев участвовал в международном конкурсе фигур, был бы первым». Оказалось, он сам чемпион Египта по фигуре. В России тогда о культуристах ещё и не слышали».
Потом были еще несколько побед, но пиком достижений Николаева стали Олимпийские игры 1956 года в Мельбуне. За тот красивый и зрелищный бой и за победу над пятикратным чемпионом мира Карлом Нильсоном маршал СССР Георгий Жуков подарил Валентину Николаеву именные часы. Тогда же ему вручили орден Трудового Красного Знамени.
Николаев успешно выступал и в вольной борьбе, и в самбо. И десять раз становился чемпионом РСФСР.
Он воспитал целую плеяду юных спортсменов и именно благодаря ему в Ростове-на-Дону стали активно развивать это направление.
Никакой специально придуманной методики у Валентина Владимировича не было. Он всегда был спокоен, доброжелателен, внимательно вникал в чужие проблемы. И, если дело касалось не его лично, мог постучать в любую дверь с просьбой о помощи. Для себя же ничего не просил. Он был уверен, что судьба наградила его с лихвой: у него была прекрасная семья, дети, внуки, серия побед, о которых другой мог бы только мечтать.
Естественно, такой любимчик фортуны не мог не иметь завистников. И в начале 60-х на Николаева прилетел донос о том, что он торгует контрабандой - кофе и сигаретами.
Валентин Владимирович, услышав такое обвинение, даже не поверил, что это не розыгрыш. В деньгах он не нуждался, да ему бы и в голову не пришло заниматься спекуляцией. Но донос был, а значит на репутацию чемпиона легло черное пятно.
Дело разбирали около года и доказали полную невиновность Николаева.
До конца жизни он так и не раскрыл фамилии того спортсмена, который написал донос. Говорил, что любой человек может ошибиться. У доносчика есть семья и Николаев не хотел народной мести.
... В 80 лет он еще приходил на тренировки. И последний раз был в зале за неделю до ухода. В интернете есть видео, где Валентин Николаев проводит одно и последних своих занятий. В кадре высокий, крепкий мужчина, похожий на артиста 60-х. Таким он был и полвека назад.
В октябре 2004 года олимпийского чемпиона Валентина Николаева не стало. На его доме в Ростове-на-Дону появилась памятная доска, а залу борьбы, который открыли в городе благодаря стараниям чемпиона, присвоили его имя.