Министерство иностранных дел России выразило разочарование решением американских властей ввести санкции против восьми российских организаций.
— Решение администрации США о введении ограничительных мер в отношении ряда российских организаций, в том числе связанных с авиастроением и подготовкой летных специалистов, вызывает недоумение и разочарование, — говорится в сообщении официального представителя МИД РФ Марии Захаровой. — Никаких серьезных проблем нам эта новая порция санкций, конечно, не причиняет, однако американцы даже не назвали причины, а лишь сослались на свое законодательство, запрещающее им самим сотрудничать с Ираном и Сирией.
Действия Вашингтона противоречат утверждениям о приоритетности борьбы с террором, который угрожает и самим США, уверены в МИД. Захарова полагает, что американские власти «идут на поводу у тех, кто сделал своим основным занятием последовательное разрушение российско-американского сотрудничества».
Напомним, 25 марта США ввели санкции в отношении восьми российских предприятий, инкриминировав им передачу ключевых технологий и продажу оружия Тегерану, Дамаску и Пхеньяну. В черный список попали «Рособоронэкспорт», «150-й авиационный ремонтный завод», внешнеэкономическое объединение «Авиаэкспорт», научно-производственное объединение «Базальт», научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения», Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Уральский учебно-тренировочный центр гражданской авиации, Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. В Госдепе отметили, что эти санкции не связаны с теми, что были массово введены в 2014 году после воссоединения Крыма с Россией, однако американская сторона не конкретизировала, в чём на этот раз обвиняются россияне.
Как заявил первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, введенные США санкции вызваны желанием Вашингтона «подвинуть» Россию с рынка оборонной промышленности, что является недобросовестной конкуренцией.
Член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук Константин Сивков также полагает, что новый пакет санкций направлен на подрыв имиджа России на рынке вооружений, и, соответственно, потенциала отечественного ОПК.
— С другой стороны, подобный шаг новой администрации, которая не могла не одобрить ограничения, на мой взгляд, подталкивает Россию к сближению с Китаем и Ираном. Как это вяжется с планами Трампа ограничивать влияние Пекина и Тегерана — непонятно, по-моему, наоборот — этот шаг таким стремлениям противоречит.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин объясняет решение Вашингтона банальной логикой бюрократического аппарата.
— Представители бюрократической машины получают довольно хорошую зарплату, и должны как-то оправдывать свой заработок. Рынок вооружений, на мой взгляд, тут не причём… Скажем, северокорейцы получили ОТРК «Точка» из Сирии еще в 1996 году, которая в свою очередь получила эти ракеты еще от Советского Союза. Поэтому в введении этих санкций сейчас нет ни малейшего смысла, тем более что никаких доказательств не предъявлено. Возможно, этот документ долго пылился у кого-то в шкафу, и вот теперь увидел свет, потому что «так положено».
Обвинения в адрес России нарушениях режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки звучали задолго до украинского кризиса, замечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов
— Так, в 2013 году Пентагон бездоказательно обвинял Москву в поставках Дамаску военного оборудования, которое «может быть использовано сирийцами для развития оружия массового уничтожения». Ранее — в 2006 году, США вводили санкции против компаний «Сухой» и Рособоронэкспорт, которых обвиняли в передаче Тегерану технологий, запрещенных американским законом «О нераспространении в отношении Ирана». Разногласия двух стран касались следующих моментов. Якобы тогда Россия ставила свои коммерческие интересы превыше всего и «могла пожертвовать принципами нераспространения».
«СП»: — В ответ на критику Вашингтона Москва приводила пример взаимодействия США и Индии в сфере мирного атома.
— В общем, эта тема странная и комбинация для введения санкций, откровенно говоря, довольно странная — сотрудничество с КНДР, Ираном и Сирией. Насколько эти обвинения имеют под собой основания — вопрос Штатам. Тем более что Россия последовательно и со всех площадок выступала за нераспространение оружия массового уничтожения, а упреки в передаче технологий КНДР вообще выглядят странно, хотя не секрет, что КНДР и Иран в этой сфере взаимодействовали.
«СП»: — Зачем новой администрации нужно введение санкций? Эта тема — резонансная, и вряд ли такой шаг можно объяснить просто маховиком бюрократического аппарата.
— Тут можно только гадать. Не исключено, что Трампу при всех обвинениях в сотрудничестве с Россией нужно некими антироссийскими порциями кормить собственных «ястребов». Возможно, он действительно хотел бы улучшить отношения с Москвой, но при наличии мощных противников такого шага ему приходится идти на определенные символические жертвы. А Рособоронэкспорт для Соединенных Штатов уже давно стал некой «красной тряпкой», которую при каждом удобном случае вытаскивают из кармана, а при необходимости — прячут подальше. Например, в ноябре 2015 года США изменили режим санкций против Рособоронэкспорта, выведя из-под ограничений обслуживание ранее поставленных для ВВС Афганистана вертолетов Ми-17.
Поэтому нынешний пакет ограничений носит достаточно символический характер. Эта мера из серии выселения властями США при Бараке Обаме 35 российских дипломатов и закрытии двух принадлежащих РФ дипломатических дач. Дональд Трамп, если бы хотел, мог действовать намного жестче. Скажем, двум институтам гражданской авиации и Военно-воздушной академии от этих ограничений вообще ни жарко, ни холодно.
«СП»: — То есть этот пакет санкций никаких проблем для отечественного ВПК не несет?
— Скорее, неприятности, вызванные имиджевыми потерями. То есть эффект от ограничений может быть только один — усложнение взаимоотношений с партнерами, которым надо будет хорошо подумать, прежде чем сотрудничать с Россией, чтобы не нарваться на американские санкции. Тем более что иранская и северокорейская угроза сейчас на слуху.
Кроме того, это месседж тем оптимистам, которые надеются на какую-либо разрядку во взаимоотношениях Вашингтона и Москвы. Хотя, возможно, подобные антироссийские шаги под непонятным предлогом служат отвлекающим маневром для совместного решения каких-либо вопросов.
«СП»: — Но какая-то логика при введении санкций против конкретных компаний на современном этапе должна быть. Возможно, что здесь фактор Сирии является преобладающим? Скажем, КБ машиностроения специализируется на оперативно-тактических ракетных комплексах.
— Не исключено, что новость про поставку 50 баллистических ракет малой дальности для ОТРК «Точка» в Сирию была правдой, однако этот ракетный комплекс не подпадает под ограничения. Если сильно захотеть, то, конечно, можно найти аргумент в пользу распространения ракетных технологий, но, мягко говоря, надо быть блаженным, чтобы на полном серьезе считать, что правительственные силы сделают из ракет оружие массового уничтожения. В Сирии остались только заводы по ремонту техники.
«СП»: — «150-й авиационный ремонтный завод» выполняет капитальный ремонт вертолетной техники.
— Вертолетный завод точно никаких технологий массового уничтожения не распространяет. Видимо, санкции против него объясняются чисто сирийской темой. Я не слышал, что сейчас был какой-то массовой ремонт вертолетной техники для ВВС Сирии, но, скажем, в 2012 году была громкая история с задержанием у побережья Шотландии британскими властями российского грузового судна Alaed, которое перевозило вертолеты Ми-25 в Сирию.
«СП»: — По логике американских властей, сирийские вертолеты могли сбрасывать бочковые бомбы с химоружием, в чем неоднократно обвиняли Дамаск. Тогда научно-производственное объединение «Базальт» могло попасть под санкции за производство боеприпасов, применяемых в Сирии.
— Возможно. По этой же логике учебные заведения могли попасть под санкции за обучение как сирийских, так и иранских летчиков. Скажем, ядерное соглашение не предполагало ограничений по обучению военных. А к тому времени, когда истечет пятилетнее эмбарго на поставку ударных вооружений в Иран, иранские курсанты могут быть уже подготовлены к пилотированию российских самолетов.
Скорее всего, этот документ был принят с большой задержкой из-за американской бюрократии и разрабатывался еще при Обаме. А может быть, ему дали ход, исходя из внутриполитических соображений.
«СП»: — Резюмируя, подобный санкционный пакет вряд ли имеет цель «подвинуть» Россию с рынка вооружений?
— Основные неприятности США нам создали, когда ввели санкции против предприятий ОПК из-за Украины. Насколько я знаю, эти ограничения сказались на работе российских экспортеров с инозаказчиками из-за сложностей, связанных с оплатой. С одной стороны, санкции привели к техническим сложностям, с другой — к имиджевым потерям, поскольку теперь нужно 100 раз подумать, прежде чем начинать вести диалог с нами.
Но это касается колеблющихся заказчиков, на которых могут повлиять обвинения в сторону РФ по поводу якобы передачи технологий Ирану или КНДР. А так у России и США рынки вооружений в значительной степени разведены. Мы при всем желании никогда бы не попали на рынок стран-членов НАТО, а американцы не могут заходить на рынок Китая из-за собственных введенных против КНР санкций. В Индии также не всегда все определяется американским окриком — там свои особенности, да и США в основном туда поставляют то, что не можем предложить мы. Поэтому я не думаю, что в Вашингтоне постоянно думают, как выпихнуть Россию с оружейного рынка. Скорее, тогда американцам нужно работать против французов, которые у них зачастую перехватывают контракты.