Когда давно сидящие без зарплат и сильно оголодавшие работники николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара (Украина) в минувшую пятницу собирались на митинг протеста, вряд ли они рассчитывали, что услышат сенсационную весть. Но она прозвучала. Прибывший успокаивать бедолаг первый заместитель председателя администрации Николаевской области Вячеслав Бонь сообщил им, что все застарелые финансовые проблемы давно фактически остановленного предприятия вот-вот будут решены. На этот счет президент Петр Порошенко уже, как выяснилось, подписал специальный указ.
Найденный Киевом выход, со слов Боня, таков: «У вас стоит крейсер „Украина“. Есть указ президента о его демилитаризации».
Демилитаризация крейсера — это как? Переделка в зерновоз или пассажирский лайнер? Оказывается, на Украине все не так. И Бонь продолжил: «Если снять вооружение и продать то, что останется — там хватит на компенсацию ваших зарплат. Еще и останется три раза на столько же. Там есть корпус и турбины, они востребованы».
Для тех, кто еще не понял, о чем все же конкретно речь: проблеме с недостроенным со времен СССР ракетным крейсером «Украина» (четвертым по счету кораблем проекта 1164 «Атлант», спущенном на воду заводом имении 61 коммунара) уже четверть века. При закладке на стапеле в 1984 году он носил имя «Комсомолец». От головного корабля серии, гвардейского ракетного крейсера «Москва» (в прошлом «Слава»), нынешнего флагмана Черноморского флота России, тот «Комсомолец» отличается самую малость — изменённым составом радиоэлектронного оснащения, конструкцией дымовой трубы и расположением грузового и шлюпочного устройств.
11 августа 1990 года крейсер был спущен на воду уже с другим названием — «Адмирал Лобов». Но 1 октября 1993 года при 75% готовности был официально выведен из состава ВМФ РФ и, не покидая причальной стенки завода, перешёл в собственность Киева.
Иметь в рядах Военно-Морских сил Украины современный ракетный крейсер — это было верхом мечтаний руководства только родившейся страны, всерьез грезившей в ту пору океанскими перспективами своего будущего флота. Вполне естественно, что и название для долгожданного приобретения было выбрано громче некуда — «Украина». Старые бронзовые буквы с бортов «Адмирала Лобова» тут же спилили, торжественно приварили новые.
В 1994 году на палубу ступил первый украинский экипаж. Командиром крейсера «Украина» назначили тоже человека, для нового режима весьма значимого — любимца националистов и одного из первых национальных героев — капитана 1 ранга Сергея Настенко. Это он летом 1992 года в Донузлаве поднял мятеж на тогда уже не советском, а еще неизвестно чьем сторожевом корабле СКР-112, которым Настенко командовал в чине капитан-лейтенанта. Водрузив на мачте «жовто-блакитный» флаг, командир угнал СКР из Донузлава в Одессу. СКР-112 преследовали вышедшие из Севастополя корабли и авиация Черноморского флота. Кровопролития удалось избежать только чудом. Вот этому-то персонажу и доверено было вместе с заводчанами доводить корабль до ума.
Однако почти тут же деньги на достройку «Украины» иссякли. Период неопределенности продолжался до 1998 года, когда Леонид Кучма решил вторично взобраться на пост президента страны. Неизвестные пиарщики, видимо, подсказали ему сильный ход: надо во что бы то ни стало достроить «Украину»! В смысле — сначала крейсер, а затем уж и все «самостийное» государство.
Леонид Данилович горячо взялся за дело. Были найдены в бюджете необходимые миллионы долларов и на корабле снова засверкали сварочные огни. К 2002 году готовность корабля была доведена до 95%. Только Кучма уже снова стал президентом. Канитель с крейсером стала ему неинтересной, бюджетный ручеек пересох, и дело окончательно встало. По подсчетам Киева, до завершения процесса не хватало всего-то смешных для такого дела 22 миллионов долларов и доброй воли России, которая монопольно производила львиную долю оборудования и вооружения ракетных крейсеров проекта 1164. Но ни долларов, ни доброй воли Москвы к тому времени в наличии у Киева уже не было.
В целях экономии средств экипаж «Украины» сначала с полутысячи матросов, старшин и офицеров сократили до семи, превратив тех в сторожей у опустевшего трапа. Потом выгнали и этих. Капитан 1 ранга Настенко со службы уволился и ринулся в бизнес. Так «крейсер невезения» гирей повис на шее завода.
Чтобы обезлюдевший корабль не утонул, нужно было непрерывно снабжать его электричеством и паром, следить за исправностью хотя бы корпуса и электромеханической части. Делали это простые работяги в надежде, что настанет час и «Украину» либо кто-то купит в полуфабрикатном состоянии, либо все-таки корабль достроят и тогда передадут ВМСУ.
Заводу имени 61 коммунара это деятельное ожидание обходилось примерно по 6 миллионов гривен в месяц (по нынешнему курсу примерно 180 тысяч долларов). А поскольку других дел у заводчан уже не осталось, заказы на строительство новых кораблей и судов исчезли вместе с советской властью, деньги они зарабатывают лишь на производстве печек-«буржуек» для так называемой «АТО». На митинги с требованиями к президенту и правительству Украины погасить стремительно растущие долги на содержание крейсера и превратить их в реальную зарплату, рабочие и инженеры завода до сих пор ходят примерно по паре раз в год. Их никто не слышит. Но что же делать, если общая сумма задолженности Минобороны перед наследниками «61 коммунара» даже с учетом редких компенсаций из Киева к декабрю прошлого года достигла 50 миллионов гривен (примерно 2 миллиона долларов)?
Каких только предложений об устройстве своей несчастной судьбы не наслушался за эти четверть века неуклонно ржавеющий крейсер «Украина»! В Верховной Раде мечтали даже превратить его в музей и зарабатывать на туристах. Хотели «толкнуть» Китаю. Но те не взяли, поскольку хорошо понимали, что корабль никак не оживить без желания и подмоги Москвы. А уверенности в таком желании у Пекина не было.
Не раз пытались торговаться по этому поводу с Россией, в ВМФ которой до сих пор благополучно и напряженно несут службу три систершипа «Украины» — упомянутый ранее РКР «Москва», а еще — РКР «Маршал Устинов» (Северный флот) и РКР «Варяг» (Тихоокеанский флот). В Минобороны РФ вначале вроде не против были подумать. Хотя бы над тем, не приобрести ли «Украину» на запчасти? Но вот валюту не согласились платить ни разу. Сначала предлагали забрать корабль в счет «газовых» долгов. А в 2012 году прежний министр обороны РФ Анатолий Сердюков сделал наше последнее предложение украинской стороне: «Можем забрать, но только даром».
Оскорбленный Киев поджал губы, а напрасно. Дело для него было коммерчески выгодным. Ведь никогда не отходивший от причала крейсер продолжал ежегодно торпедировать оборонный бюджет Украины на миллионы гривен. А заодно топить в финансовой пучине Завод имени 61 коммунара, на котором полгода назад за хроническую неплатежеспособность отключили даже электричество и воду. Умеющий считать деньги Сердюков предлагать махом прекратить эти страдания. Но отдать «Украину» задаром? Нет, это выше сил нынешнего Киева.
Так дело прикатилось к очередному митингу, состоявшемуся 24 марта, и вести про указ Порошенко об окончательной и бесповоротной «демилитаризации» корабля и сдачи его в распил. Что там Порошенко постановил насчет демонтажа и продажи оружия Украины"? Что, собственно, можно из этого перечня продать и кому? 16 пусковых установок главного калибра крейсера — противокорабельного ракетного комплекса П-500 «Базальт»? Но, во-первых, ракет к нему у украинцев нет, и никогда не было. А без ракет пусковые установки П-500 — просто лом.
А во-вторых, такое оборудование не подлежит продаже по международным договорам об ограничении распространения ракетных технологий. В соответствии с этими соглашениями, нельзя экспортировать оружие, дальность полета которого более 300 километров. У П-500 этот показатель на пару сотен километров больше.
Или Порошенко рассчитывает выгодно сбыть стоящую на «Украине» зенитно-ракетную систему дальнего рубежа обороны C-300 «Форт», представляющую собой морской вариант сухопутной ЗРС С-300? На берегу она ни к чему, а другие корабли с таким вооружением ни одна страна даже не проектирует. И снова вопрос для потенциального покупателя: где взять ракеты к «Форту»? Россия ведь может и не продать.
И далее в том же духе — по поводу 130-миллиметровой автоматической артиллерийской установки АК-130, двух 5-трубных 533-миллиметровых торпедных аппаратов, зенитно-ракетного комплекса ближнего радиуса действия «Оса-М».
Полагаю, Россию могли бы заинтересовать на идущей на заклание «Украине» единственное — маршевые газотурбинные двигатели М70 мощностью 9993 л.с. и форсажных М90 мощностью 19986 л.с. И то лишь для того, чтобы в качестве запчастей использовать их при ремонте трех своих таких же кораблей. Поскольку собственных газотурбинных двигателей производить мы пока что не научились. Вице-премьер Дмитрий Рогозин обещает, что в этом году в Рыбинске сделаем первый, но это еще как получится. А запас бы не помешал. Так ведь военно-техническое сотрудничество между нашими странами давно прервано, поэтому и с двигателями ничего не выйдет.
Что остается? А остается для «Украины» единственное — дальняя дорога в заморские мартены. На буксире куда-нибудь в Индию или в Китай. Стало быть первое плавание станет последним. Но если крейсер продать на металлолом, много ли за него выручишь?
Тут арифметика такая. Тонна черного металлолома с медными проводами и прочей начинкой на мировом рынке колеблется в широком диапазоне 200−350 долларов за тонну. Как сторгуешься. Данные по доковому весу крейсера проекта 1164 найти не удалось, но определенное представление на этот счет, на мой взгляд, дает его полное водоизмещение — 11500 тонн. Если перемножить, выйдет всего-то 3,5 миллиона «зеленых». Теперь вычтем расходы за доставку к месту разделки. Только на долги заводу за содержание корабля и останется.
Нет, на продаже такой «Украины» сегодня ничего и никому не заработать. Слишком поздно.