Этим словам президента Белоруссии уже более 13 лет, но он вновь имеет основания их повторить. Хотя на очередной встрече с лидером РФ речь пойдет не только об этом.
Санкт-Петербург станет местом встречи президентов Белоруссии и России — Александра Лукашенко и Владимира Путина. Встреча долгожданная, хотя бы потому, что после предыдущей произошло много чего: неприезд Александра Лукашенко на саммит ОДКБ и ЕАЭС в Северную столицу, жесткие слова премьера Медведева в адрес белорусского коллеги о том, что «в ЕАЭС никого насильно не держат», да и «критических стрел» выпущено было сторонами друг в друга немало — прежде всего, как раз по газовой проблеме. Но вот наконец-то есть возможность, так сказать, обменяться мнениями лицом к лицу.
По словам Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента РФ, на встрече 3 апреля Путин и Лукашенко обсудят разногласия между Москвой и Минском. «Повестка переговоров — это двусторонние отношения», — сообщил он журналистам. Лидеры обсудят, «безусловно, те разногласия, которые имеют место и в плане разных нюансов в процессе евразийской интеграции, и хозяйственные разногласия в плане двусторонних отношений». «Все это будет главами государств проговариваться. И не только это», — добавил пресс-секретарь российского лидера.
При этом Песков уточнил, что встреча президентов пройдет во время рабочего визита Лукашенко, а не на Высшем государственном совете Союзного государства России и Белоруссии. Предыдущий ВГС, к слову сказать, был достаточно давно, а потому очередного заседания ждут очень многие, так как от его проведения зависит работа многих белорусско-российских совместных проектов.
Накануне визита Путин и Лукашенко поздравили как друг друга, так и граждан обеих стран с Днем единения народов Беларуси и России, как и полагается, отметив важность этого единства, однако белорусский лидер «не постеснялся» сказать и о «хрупкости» достигнутого. Мог бы он вновь сказать и об «испорченной газом атмосфере». Незадолго перед этим министр энергетики РФ Александр Новак вновь напомнил о белорусском долге за газ в 700 миллионов долларов и неготовности белорусов его гасить.
«Что касается заявлений главы Минэнерго Александра Новака о неготовности Беларуси погасить так называемый долг перед Россией за газ, то белорусская сторона не рассматривает данные средства в качестве долга», — тут же отпарировал пресс-секретарь премьер-министра Белоруссии Владислав Сычевич, назвав заявление Новака не только «неконструктивным», но и «пропагандистским».
В свою очередь посол РФ в Минске Александр Суриков на своей пресс-конференции 30 марта напомнил, что в Белоруссию газ продается по субсидируемым ценам, а в «Россию возвращался по цене в 400-500 долларов».
Но не только газовая проблема, как оказалось, омрачает белорусско-российские отношения. Посол дал повод обеспокоиться и будущем Союзного государства. «У меня такое ощущение, что мы хотим получить от него больше, чем туда дали. А получить, не дав ничего, крайне сложно. Есть вопросы в экономической плоскости, которые наши белорусские коллеги называют равными условиями хозяйства, — отметил Суриков.
Как отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» председатель координационного совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников в Республике Беларусь Андрей Геращенко, при анализе нынешней ситуации необходимо делать скидки на то, что процесс строительства Союзного строительство не является завершенным, многие идеи еще в стадии формирования. «Если говорим о Союзном государстве, то оно нуждается в конкретном наполнении. Необходимо, чтобы скрепы были более серьезными», — добавил он. Не поспоришь, хотя Союзу этому не далее как 2 апреля исполнилось 20 лет, а дискуссия о «наполнении» и «скрепах» в самом разгаре.
Еще одна горячая тема последних месяцев — проверка паспортов российскими пограничниками на белорусско-российской границе. Будет ли она обсуждаться двумя президентами — не ясно, но Александр Суриков о ней не забыл. «Вопрос паспортного контроля — это объективная сторона, мы вынуждены в местах, где осуществляется пропуск граждан третьих стран, вести паспортный контроль, отсекая лиц, которые, не имея виз, хотят въехать на территорию России», — заявил он.
Не следует забывать и еще об одной теме — экспорте белорусских продуктов, хотя госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота на своей пресс-конференции в Москве 31 марта и призвал не драматизировать ситуацию. «По большинству позиций поставки не только не сокращаются, но и растут. То есть это преувеличение говорить, что Россельхознадзор остановил всю торговлю, — заявил Рапота. — Что нас напрягает? То, что эта работа не ведется системно и спокойно без выплесков в СМИ. Нужно наладить диалог между ведомствами двух стран и устранять все шероховатости в рабочем порядке. В нашей работе крайне важно доброжелательное отношение к партнеру. Должно быть доверие, когда оно возникает, то вопросы решаются легко».
Но легко пока никак не получается. В очередной раз белорусских партнеров «поддел» министр сельского хозяйства Александр Ткачев, вновь отметив, что Белоруссия стала крупнейшей перевалочной базой санкционной продукции на территорию РФ, «заняв более 15% импортного рынка России, тогда как в 2012 году доля такой продукции из Белоруссии не превышала 1%».
Вырвав слова из контекста, министра вообще можно было понять таким образом, что доля Белоруссии в общем объеме российского импорта теперь составляет 15%, но, разумеется, это не так. Речь, конечно же, идет о пресловутых «белорусских креветках» и тому подобном, то есть только о санкционной продукции
Вообще-то, по данным Минсельхоза РФ, всего с момента введения эмбарго было задержано и уничтожено порядка 9 тыс. тонн контрабандной растительной продукции и почти 400 тонн продукции животного происхождения, «приехавшей» из Белоруссии. Будем откровенны — не так уж и много, чтобы для этого поссориться так, чтобы помириться без участия двух президентов было невозможно.