История об элементарной ошибке командования, грозившей пустой растратой ресурсов и едва не стоившей жизни многим пилотам.
История об исчезнувших пробоинах, и тайном, которое значит, больше чем явное. Скрытый смысл? Скорее типичное забуждение, свойственное человеческому несовершенству.
Техническая справка
Суматошно на подходе
Нас калибры обнимают
Сквозь разрывы в шлемофоне:
Мы над целью - начинаем
Масса броневых плит у поздних модификаций “Крепостей” достигала 900 кг. На более легких машинах также применялась защита, которая непрерывно усиливалась с эскалацией боевых действий.
Авиационная броня не рассчитывалась на прямые попадания снарядов. Её задача - прикрывать жизненно важные узлы самолета от роя осколков, образующихся при дистанционном подрыве зенитных боеприпасов. А также - от огня мелкокалиберных авиационных пушек и пулеметов истребителей.
Помимо бронирования кабины, основных узлов и агрегатов, применялись другие действеные меры, направленные на локализацию повреждений и возможность продолжения полета при получении повреждений. Многомоторная схема, дублирование жизненно важных систем (электропроводка, тяги управления), протектирование топливных баков и наддув их свободного объема азотом или выхлопными газами двигателя. Кто-то пошел еще дальше, установив внутри фюзеляжа стальную “лыжу” для спасения пилота при жесткой посадке.
В бою выживали сильнейшие. Концепции защиты авиатехники непрерывно эволюционировали на протяжении всей войны. А перед конструкторами стоял вопрос - на основе имеющихся данных предвидеть и спрогнозировать наиболее эффективные пути решения проблемы.
____________________
Манхэттен, 118-я улица, район Морнингсайд-Хайтс. Место дислокации Центра статистических исследований для решения военных задач. Сокращенно - SRG.
Среди сотрудников Центра числились лучшие математики той эпохи - Ноберт Винер, Леонард Сэвидж, будущий Нобелевский лауреат М. Фридман.
Они рассчитывали все. Наиболее выгодные сочетания вооружения. Способы бомбардировок. Схемы выборочного контроля боеприпасов (когда при наименьших усилиях удается проверить достаточное число, чтобы сделать вывод о соответствии стандартам той или иной партии снарядов).
Группе ученых, которой руководил Абрахам Вальд, выпала задача проанализировать повреждения и найти оптимальную схему бронирования. Какие места самолета нуждаются в наибольшей защите?
Как подданный “враждебной страны” Вальд, формально, не имел доступа к секретным документам. Коллеги шутили, что “особисты” должны сразу выхватывать из его рук составленные им отчеты, чтобы он не успел их прочесть.
Рабочей группе статистиков был представлен обширный материал о вернувшихся с задания самолетах, чьи плоскости и фюзеляжи были похожи на швейцарский сыр. По результатам анализа повреждений были составлены схемы с указанием наиболее уязвимых мест.
Наибольшее число попаданий приходилось вдоль плоскостей крыла, в районе хвостовой оборонительной установки и в нижнюю сторону фюзеляжа.
Задача была успешно решена. Представители командования видели возможность повышения выживаемости самолетов, путем усиления защиты в найденных уязвимых местах.
Единственный, кто выразил сомнения - был Абрахам Вальд. Он рассмотрел снимки, но не увидел следов от попаданий в двигатели и кабину пилотов. По мнению венгерского математика, это могло означать следующее.
Либо осколки отличаются особой избирательностью при выборе целей, они попадают везде, кроме кабины и моторов.
Второе объяснение - самолеты с убитым экипажем и пораженным двигателем, как правило, не возвращались с задания. Фотографировать было нечего.
Подобно тому, как основное число пациентов военных госпиталей имеют ранения в конечности. Но это не значит, что пули не попадают в голову. Это свидетельство того, что получившие ранение в голову, как правило, погибают на месте.
Поэтому, делать выводы только на основе вернувшихся самолетов - это ошибка.
Изрешеченные плоскости и фюзеляж не нуждаются в дополнительных мерах защиты. Представленные факты свидетельствуют, что их прочности хватает для продолжения полета даже при обширных повреждениях обшивки и силового набора.
Все имеющиеся резервы должны быть потрачены на защиту критических важных узлов, повреждения которых неминуемо приводят к катастрофе.
_______________________
Почему Абрахам Вальд смог увидеть то, чего в упор не видели все офицеры ВВС, обладающие набором профессиональных знаний и пониманием законов воздушного боя? Как отмечалось выше - виной тому было несовершенство человеческого мышления. Обрастая набором стереотипов, мы уже не способны видеть истину - во всей её простоте и красе. Единственный, кто сумел задать верный вопрос и получить верный ответ - был ученый-математик, привыкший смотреть на вещи с аналитической точки зрения.
Что касается самой задачи с таинственно исчезнувшими пробоинами, этот феномен стал известен, как “систематическая ошибка выжившего”. И встречается она не только на войне, а практически в любой ситуации.
В основе её - составление законов, советов и инструкции только на основе удачных примеров. Неудачные - в топку. На этом снована вся реклама, любые диеты, лотереи и городские легенды. Рассказы о том, как дельфины толкают тонущих людей к берегу (ведь те, кого толкали от берега, поделиться своим опытом не смогли). И прочие, прочее.
Как много успешных людей в этом зале! (И как много неуспешных)
Рассказы о Билле Гейтсе, который бросил учебу и добился успеха, подается, как пример, для, и без того не слишком грамотных и стремящихся к знаниям, жертв ЕГЭ.
Что касается заглавной темы статьи, то элементарная, очевидная и теперь уже простая ошибка, допущенная ответственными лицами ВВС, есть показатель особенностей человеческого мышления. Несовершенны мы все, ничего с этим не поделать. И хорошо, что в той ситуации нашелся хоть кто-то, кто усомнился в общепринятой токе зрения, задумался над оставленными без внимания фактами и смог указать на ошибку.