Почему призывники испытывают трудности с попаданием в Вооруженные силы РФ
8 апреля в России отмечается профессиональный праздник сотрудников военных комиссариатов. Многим военкоматы запомнились по ежегодным халтурным медицинским осмотрам, окошкам сдачи и выдачи всевозможных документов и натужно строгим усатым дядям в военной форме, которые любят разгуливать по коридору и делать замечания призывникам.
После окончания чеченской войны серьезное отношение к деятельности военкоматов исчезло, срочная служба превратилась в дежурную формальность, а сами военкоматы, сохранив гвардию из тетушек предпенсионного возраста, так и не научились без привычного советского хамства обходиться с молодежью. Однако нынешняя геополитическая обстановка требует нормально функционирующей системы мобилизации и военной подготовки.
Часть экспертов, например, замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, уверена, что в составе российской армии обязательно должны служить хорошо подготовленные солдаты-срочники. Аналитики испытывают большой скепсис по поводу перспективы создания профессиональной армии, большая часть которой — контрактники. Храмчихин считает, что в критической для страны ситуации (а этот сценарий всегда нужно учитывать) именно не воюющие за деньги и чины призывники станут наиболее боеспособной силой.
Работу с будущими и отдавшими долг солдатами осуществляет военкомат и от профессионализма его работников зависит очень многое: какое будет отношение молодого человека к срочной службе, насколько он будет мотивирован ее проходить и захочет ли в критический для родины момент пожертвовать собой. Такие гештальты формируются в голове призывника не только в школе, но и во время прохождения достаточно большого количества бюрократических процедур в процессе призыва.
Молодому человеку всегда немного боязно перед отправкой в войска. Он на целый год (а раньше и вовсе на два) окажется в незнакомом месте, будет вынужден существовать в достаточно жестких условиях и принимать, может быть, чуждый ему образ жизни и мышления. Отзывчивое и доброжелательное отношение к призывнику в военкомате в сочетании с минимальным бюрократизмом поможет снять робость у призывника.
В этом контексте оценить работу типичного российского военкомата на «отлично» или даже «хорошо», наверное, не получиться. В 2000-е годы, когда интерес к армии заметно остыл, военкоматы испытывали трудности с набором и пытались бороться с уклонистами (юридически такого понятия не существует). В свою очередь молодые люди, не желающие по разным причинам служить в армии, изобретали способы, как избежать повинности.
Примерно с 2010 года ситуация выправилась, и призывники стали гораздо охотнее идти на службу. Число уклонистов сократилось в несколько раз. Только по итогам 2016 года этот показатель упал на 20% по сравнению с 2015 годом. Такие кардинальные положительные изменения стали следствием роста патриотизма и авторитета армии в обществе, но заслуги военкоматов в этом нет никакой.
Более того, высокая мотивация молодежи расслабила военных комиссаров, и главной проблемой призывников стал не поиск поводов уклониться от военной службы, а поиск способа, как можно быстрее попасть в ряды Вооруженных сил. Часто военкоматы либо отказываются брать молодых людей в период призывной кампании, либо выдают повестку на прибытие «с вещами» и в итоге не забирают в армию.
Хуже всего приходится выпускникам вузов и колледжей, которые получают диплом в конце июня и стремятся попасть по набору в весенний призыв (1 апреля — 15 июля). В противном случае молодые люди оказываются в подвешенном состоянии, и им приходится ждать осеннего призыва (1 октября — 31 декабря). В течение нескольких месяцев выпускники не могут трудоустроиться, а иногда — продолжать работать, так как не знают, когда военкомат решит их забрать в армию и не ошибется ли он вновь. Как правило, в такой ситуации оказываются 15-20% призывников.
В связи с этим юристы отмечают спрос на услуги, помогающие попасть в Вооруженные силы. Военкоматы эксплуатируют рвение призывника, игнорируют его достижения, которые могут быть полезными в армии. Нередко молодые люди сталкиваются с хамским и наплевательским отношением, несмотря на искреннее желание отслужить.
«В моей практике был эпизод, когда целеустремленный и патриотично настроенный молодой человек специально взял академический отпуск в институте на год. Уведомил об этом военкомат. А его чуть ли не с автобуса уже сняли: «Жди следующего призыва». И что ему было делать? Пришлось едва ли не судиться, чтобы уехать в часть», — цитирует РИА Новости адвоката Павла Фомкина, который сам пострадал от неадекватности военкомата в 1996 году.
«Неприятно видеть расстроенные, полные негодования и недоумения лица юных патриотов, которые обращаются за помощью адвокатов: «Я всю жизнь готовился к этому моменту, а тут меня, оказывается, никто не ждет, а тут я должен платить, чтобы послужить?» — сетует Фомкин.
Адвокат Виктор Наумов также рассказал «Русской планете» о проблеме приема молодых людей на срочную службу. В частности, юрист обратил внимание на то, что среди желающих служить часто оказываются люди, которым по медицинским показаниям этого делать нельзя.
«Даже если заболевание никак не проявляется, рисковать не стоит. Однако отказы по медицинским основаниям нельзя считать несправедливыми, поскольку это разработанные общие стандарты, которые учитывают реальные возможности прохождения службы с тем или иным диагнозом», — говорит Наумов.
Как считает адвокат, закрытый характер деятельности военкоматов порождает множество нарушений и создает благодатную почву для развития коррупции. «Расценки за «освобождение» от армии не составляет труда узнать практически в любом комиссариате. По статистике около 30% призывников не идут в армию по состоянию здоровья — именно в этой сфере очень много нарушений», — отметил Наумов.
По его мнению, уровень коррупции в военкоматах последние годы мог увеличиться из-за того, что с 2014 года военкоматы не выдают военный билет тем, кто пропустил более трех призывных комиссий без законных оснований. Не отслужившие молодые люди получают справку, которая не позволяет им работать в органах власти или государственных компаниях.
Работа военкоматов — это невольный индикатор отношения государства к мобилизации резервистов и лично к призывникам. Согласно закону о воинской обязанности, на военкомате и призывнике лежит равная степень ответственности за выполнение обязательств. Военкомат должен держать связь с человеком, подлежащим призыву, а призывник — становиться на учет, проходить комиссии и пр. Однако сегодня от нарушения законодательства страдают только призывники и те, на кого власти решили повесить ярлык уклониста, лишив возможности служить государству.