Соседи ищут дыры в ПВО Беларуси - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Соседи ищут дыры в ПВО Беларуси - «Военные действия» 11:00 Вторник 0 406
9-05-2017, 11:00

Соседи ищут дыры в ПВО Беларуси - «Военные действия»


Соседи ищут дыры в ПВО Беларуси - «Военные действия»

Некоторое время назад в воздушное пространство Беларуси вторгся нарушитель государственной границы. Это был не истребитель, не бомбардировщик и не самолет-разведчик, а всего лишь легкомоторный самолет, лицензию на управление которым получить не намного сложнее, чем права автомобилиста-любителя.

Прилетел он со стороны Литвы. И, углубившись в чужое воздушное пространство на 8 километров, совершил разворот на сто восемьдесят и вернулся в Литву.

Это были очень напряженные несколько минут для командования ПВО страны. Когда обдумывались самые разнообразные решения внезапно возникшей проблемы. Поднимать в воздух перехватчик? Немедленно сбить ракетой ЗРК? Повременить, отслеживая дальнейшее развитие событий? В конце концов, был выбран последний вариант. Нарушитель сам, без посторонней помощи, убрался восвояси.

А повод для повышенной нервозности у командующего Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Беларуси Олега Двигалева был. Сравнительно недавно, в 2012 году, примерно такой инцидент привел к отставке главы Госпогранкомитета генерала Игоря Рачковского и командующего ВВС и войсками ПВО генерала Дмитрия Пахмелкина.


4 июля 2012 года шведское рекламное агентство Studio Total провело акцию «плюшевый десант» с целью поддержки белорусской оппозиции и «приближения политического краха Александра Лукашенко». Легкомоторный самолет, управляемый двумя шведами, взлетев с литовского аэродрома Поцюнай, совершил полуторачасовой полет в воздушном пространстве Беларуси на высоте 300−500 метров. На окраине Минска самолет сбросил на город 879 плюшевых медведей.

Так вот, тот самолет белорусские средства ПВО не смогли обнаружить. Из-за чего своих постов лишились два генерала. Вполне понятно, что Лукашенко рвал и метал. О неполном служебном соответствии были предупреждены министр обороны Юрий Жадобин и начальник Генштаба Петр Тихоновский. Выговоры получили госсекретарь Совета безопасности Леонид Мальцев и председатель Комитета государственной безопасности Вадим Зайцев. Досталось и шведам. Но не авиационным хулиганам. Из Минска был выдворен посол Швеции Стефан Эрикссон, хоть он и заявил о непричастности Стокгольма к воздушному инциденту. Вслед за ним было вынуждено покинуть Беларусь и посольство в полном составе.

Было проведено расследование инцидента. И не одно, а целых два. Следователи Литвы и Швеции, объединив усилия, спустили дело на тормозах. Участники воздушной акции наказания не понесли. Более того, организаторы «плюшевого десанта» получили международную рекламную премию.

А вот обнародование результатов белорусского расследования вызвало у всех недоумение. Пограничный наряд, находившийся на дежурстве в тот день, увидел пролетевший над головами самолет. О чем было немедленно сообщено дежурному пограничного поста. Тот должен был передать эту информацию вышестоящему пограничному командованию, а также в подразделение войск ПВО. Однако он этого не сделал. А вот радиолокаторы ПВО обнаружить нарушителя границы не смогли.

В 2012 году Лукашенко был категоричен: «Любой, кто решится незаконно пересечь государственную границу, должен быть остановлен. Любыми средствами. В том числе и с помощью оружия. Пограничники должны защищать свою родину». Поэтому 19 апреля белорусским силовикам, и в первую очередь новому командующему ВВС и войсками ПВО Олегу Двигалеву, пришлось проявить изрядное мужество, чтобы не поразить поршневой самолетик ракетой ЗРК. В интервью «Новостям Беларуси» он сказал, что войска ПВО действовали в соответствии с нормами международного воздушного права, а также законодательства Беларуси. Силовые меры не предпринимались, хоть нарушение произошло вблизи строящейся белорусской АЭС. «Хочется верить, что это была непреднамеренная ошибка пилота, — заявил генерал. — Однако если такие случаи повторятся, военные вынуждены будут применить и силовые меры воздействия».

И на сей раз оценки инцидента в Беларуси и Литве, откуда прилетел нарушитель, существенно разнятся. Литовская сторона «раскрыла тайну»: за штурвалом сидел гражданин Дании, владелец самолета. Он намеревался продать самолет гражданину Литвы, который находился в кресле пассажира. И во время полета так увлеченно рассказывал потенциальному покупателю о достоинствах крылатой машины, что невольно залетел на чужую территорию.

Официальная точка зрения в Беларуси пока не опубликована, Минск ждет, когда Литва завершит расследование (если, конечно, она его намеревается провести) и сообщит результаты. Но в СМИ циркулируют различного рода предположения, часть которых опираются на мнение экспертов, часть — на голословные утверждения. При этом версия ошибки пилота крайне непопулярна.

К голословным утверждениям, например, относится предположение относительно того, что таким образом определенные силы в Литве в связи с исчерпанностью дипломатических методов противодействия строительству белорусской АЭС решили продемонстрировать уязвимость станции перед террористической угрозой. Понятно, что на Лукашенко такие приемы не действуют, скорее — раззадоривают.

Куда реалистичнее выглядит версия относительно того, что таким образом натовский военный контингент, с этой весны обосновавшийся в Прибалтике, прощупывает систему ПВО Беларуси. При этом, разумеется, гораздо выгоднее использовать не военный самолет-разведчик, что чревато серьезными политическими осложнениями, а легкомоторную авиетку с экипажем, который косит под дурачков. Этим «дурачкам» ничего особенного делать не надо — немного углубиться на территорию чужой страны и вернуться назад. А в это время на полную мощность включаются РЛС системы ПВО и радары зенитно-ракетных комплексов, излучение которых тщательно исследуется при помощи расположенной близ границы спецаппаратуры. Пеленгуется местоположение РЛС, а также их тип и радиотехнические характеристики — чтобы наиболее эффективно использовать против них средства радиоэлектронного противодействия.

Версия вполне реальная, если учесть массовый психоз, который охватил Литву по поводу «русской угрозы». Угроза «возросла» еще больше после того, как власти республики начали распространять измышления о том, что после ожидающихся совместных российско-белорусских маневров наши войска не вернутся в свои казармы, а останутся на территории Беларуси. Ну и, разумеется, в связи с этим необходимо пробивать бреши в противовоздушной обороне своих соседей, чтобы не стать жертвами «русской агрессии».

Надо сказать, что инцидент 19 апреля стал прекрасной проверкой ПВО Беларуси. Он подтвердил, что уроки «плюшевого десанта» учтены в полной мере. До 2012 года воздушная граница была дырявой. Перелеты через границу со стороны Литвы легкомоторных самолетов были, можно сказать, заурядным явлением. Просто они не были сопряжены с политическими скандалами. Вот один из вопиющих примеров. В 2005 году крестьяне, собиравшие в лесу грибы, обнаружили разбившийся самолет с телом погибшего пилота.


В 2013 году части радиотехнических войск ПВО начали усиливаться новым оборудованием. В эксплуатацию стали вводиться мобильные РЛС сантиметрового диапазона с фазированной антенной решеткой «Роса-РБ». Станция предназначена для обнаружения маловысотных целей. Ее физическая дальность лежит в диапазоне от 0,3 км до 60 км. Цель с низкой эффективной площадью рассеивания, например, беспилотник, летящий на высоте 25 м, обнаруживается на расстоянии в 30 км. При этом одновременно сопровождаются 35 целей, полная информация о которых выдается на командный пункт.

Еще одна новинка белорусских радиоинженеров из КБ «Радар» — двухкоординатная РЛС «Восток — Э/Д». Она обладает повышенной помехозащищенностью. В условиях сильного электронного противодействия способна засечь истребитель F-16 на расстоянии 150 км, а F-22, сделанный с применением стелс-технологий, — на 57 км. При этом погрешность по дальности не превышает 25 м.

Возросло не только качество оборудования войск ПВО Беларуси, но и численность. Так, полтора года назад на территории Минской области было создано новое подразделение — 3-й радиолокационный узел. Так что можно предположить, что радиолокационное поле Беларуси вдоль западных границ не имеет разрывов. А, может быть, пока еще не все дыры успели залатать. Но это, разумеется, военная тайна. Но частично ее можно раскрыть при помощи легкомоторных самолетов с экипажами, которые залетели на чужую территорию «по ошибке».


Некоторое время назад в воздушное пространство Беларуси вторгся нарушитель государственной границы. Это был не истребитель, не бомбардировщик и не самолет-разведчик, а всего лишь легкомоторный самолет, лицензию на управление которым получить не намного сложнее, чем права автомобилиста-любителя. Прилетел он со стороны Литвы. И, углубившись в чужое воздушное пространство на 8 километров, совершил разворот на сто восемьдесят и вернулся в Литву. Это были очень напряженные несколько минут для командования ПВО страны. Когда обдумывались самые разнообразные решения внезапно возникшей проблемы. Поднимать в воздух перехватчик? Немедленно сбить ракетой ЗРК? Повременить, отслеживая дальнейшее развитие событий? В конце концов, был выбран последний вариант. Нарушитель сам, без посторонней помощи, убрался восвояси. А повод для повышенной нервозности у командующего Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Беларуси Олега Двигалева был. Сравнительно недавно, в 2012 году, примерно такой инцидент привел к отставке главы Госпогранкомитета генерала Игоря Рачковского и командующего ВВС и войсками ПВО генерала Дмитрия Пахмелкина. 4 июля 2012 года шведское рекламное агентство Studio Total провело акцию «плюшевый десант» с целью поддержки белорусской оппозиции и «приближения политического краха Александра Лукашенко». Легкомоторный самолет, управляемый двумя шведами, взлетев с литовского аэродрома Поцюнай, совершил полуторачасовой полет в воздушном пространстве Беларуси на высоте 300−500 метров. На окраине Минска самолет сбросил на город 879 плюшевых медведей. Так вот, тот самолет белорусские средства ПВО не смогли обнаружить. Из-за чего своих постов лишились два генерала. Вполне понятно, что Лукашенко рвал и метал. О неполном служебном соответствии были предупреждены министр обороны Юрий Жадобин и начальник Генштаба Петр Тихоновский. Выговоры получили госсекретарь Совета безопасности Леонид Мальцев и председатель Комитета государственной безопасности Вадим Зайцев. Досталось и шведам. Но не авиационным хулиганам. Из Минска был выдворен посол Швеции Стефан Эрикссон, хоть он и заявил о непричастности Стокгольма к воздушному инциденту. Вслед за ним было вынуждено покинуть Беларусь и посольство в полном составе. Было проведено расследование инцидента. И не одно, а целых два. Следователи Литвы и Швеции, объединив усилия, спустили дело на тормозах. Участники воздушной акции наказания не понесли. Более того, организаторы «плюшевого десанта» получили международную рекламную премию. А вот обнародование результатов белорусского расследования вызвало у всех недоумение. Пограничный наряд, находившийся на дежурстве в тот день, увидел пролетевший над головами самолет. О чем было немедленно сообщено дежурному пограничного поста. Тот должен был передать эту информацию вышестоящему пограничному командованию, а также в подразделение войск ПВО. Однако он этого не сделал. А вот радиолокаторы ПВО обнаружить нарушителя границы не смогли. В 2012 году Лукашенко был категоричен: «Любой, кто решится незаконно пересечь государственную границу, должен быть остановлен. Любыми средствами. В том числе и с помощью оружия. Пограничники должны защищать свою родину». Поэтому 19 апреля белорусским силовикам, и в первую очередь новому командующему ВВС и войсками ПВО Олегу Двигалеву, пришлось проявить изрядное мужество, чтобы не поразить поршневой самолетик ракетой ЗРК. В интервью «Новостям Беларуси» он сказал, что войска ПВО действовали в соответствии с нормами международного воздушного права, а также законодательства Беларуси. Силовые меры не предпринимались, хоть нарушение произошло вблизи строящейся белорусской АЭС. «Хочется верить, что это была непреднамеренная ошибка пилота, — заявил генерал. — Однако если такие случаи повторятся, военные вынуждены будут применить и силовые меры воздействия». И на сей раз оценки инцидента в Беларуси и Литве, откуда прилетел нарушитель, существенно разнятся. Литовская сторона «раскрыла тайну»: за штурвалом сидел гражданин Дании, владелец самолета. Он намеревался продать самолет гражданину Литвы, который находился в кресле пассажира. И во время полета так увлеченно рассказывал потенциальному покупателю о достоинствах крылатой машины, что невольно залетел на чужую территорию. Официальная точка зрения в Беларуси пока не опубликована, Минск ждет, когда Литва завершит расследование (если, конечно, она его намеревается провести) и сообщит результаты. Но в СМИ циркулируют различного рода предположения, часть которых опираются на мнение экспертов, часть — на голословные утверждения. При этом версия ошибки пилота крайне непопулярна. К голословным утверждениям, например, относится предположение относительно того, что таким образом определенные силы в Литве в связи с исчерпанностью дипломатических методов противодействия строительству белорусской АЭС решили продемонстрировать уязвимость станции перед террористической угрозой. Понятно, что на Лукашенко такие приемы не действуют, скорее — раззадоривают. Куда реалистичнее выглядит версия относительно того, что таким образом натовский военный контингент, с этой весны обосновавшийся в Прибалтике, прощупывает систему ПВО Беларуси. При этом, разумеется, гораздо выгоднее использовать не военный самолет-разведчик, что чревато серьезными политическими осложнениями, а легкомоторную авиетку с экипажем, который косит под дурачков. Этим «дурачкам» ничего особенного делать не надо — немного углубиться на территорию чужой страны и вернуться назад. А в это время на полную мощность включаются РЛС системы ПВО и радары зенитно-ракетных комплексов, излучение которых тщательно исследуется при помощи расположенной близ границы спецаппаратуры. Пеленгуется местоположение РЛС, а также их тип и радиотехнические характеристики — чтобы наиболее эффективно использовать против них средства радиоэлектронного противодействия. Версия вполне реальная, если учесть массовый психоз, который охватил Литву по поводу «русской угрозы». Угроза «возросла» еще больше после того, как власти республики начали распространять измышления о том, что после ожидающихся совместных российско-белорусских маневров наши войска не вернутся в свои казармы, а останутся на территории Беларуси. Ну и, разумеется, в связи с этим необходимо пробивать бреши в противовоздушной обороне своих соседей, чтобы не стать жертвами «русской агрессии». Надо сказать, что инцидент 19 апреля стал прекрасной проверкой ПВО Беларуси. Он подтвердил, что уроки «плюшевого десанта» учтены в полной мере. До 2012 года воздушная граница была дырявой. Перелеты через границу со стороны Литвы легкомоторных самолетов были, можно сказать, заурядным явлением. Просто они не были сопряжены с политическими скандалами. Вот один из вопиющих примеров. В 2005 году крестьяне, собиравшие в лесу грибы, обнаружили разбившийся самолет с телом погибшего пилота. В 2013 году части радиотехнических войск ПВО начали усиливаться новым оборудованием. В эксплуатацию стали вводиться мобильные РЛС сантиметрового диапазона с фазированной антенной решеткой «Роса-РБ». Станция предназначена для обнаружения маловысотных целей. Ее физическая дальность лежит в диапазоне от 0,3 км до 60 км. Цель с низкой эффективной площадью рассеивания, например, беспилотник, летящий на высоте 25 м, обнаруживается на расстоянии в 30 км. При этом одновременно сопровождаются 35 целей, полная информация о которых выдается на командный пункт. Еще одна новинка белорусских радиоинженеров из КБ «Радар» — двухкоординатная РЛС «Восток — Э/Д». Она обладает повышенной помехозащищенностью. В условиях сильного электронного противодействия способна засечь истребитель F-16 на расстоянии 150 км, а F-22, сделанный с применением стелс-технологий, — на 57 км. При этом погрешность по дальности не превышает 25 м. Возросло не только качество оборудования войск ПВО Беларуси, но и численность. Так, полтора года назад на территории Минской области было создано новое подразделение — 3-й радиолокационный узел. Так что можно предположить, что радиолокационное поле Беларуси вдоль западных границ не имеет разрывов. А, может быть, пока еще не все дыры успели залатать. Но это, разумеется, военная тайна. Но частично ее можно раскрыть при помощи легкомоторных самолетов с экипажами, которые залетели на чужую территорию «по ошибке».

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl