Недавно СМИ в очередной раз сообщили об ударе американской коалиции по проправительственным вооруженным формированиям в Сирии. Тема развивается на иорданском направлении, где иорданско-британско-американский спецназ, прикрывшись на скорую руку слепленной «оппозиционной» группировкой, захватил военную базу в районе населенного пункта Ат-Танф. Американский авиационный удар был нанесен в пределах так называемой «зоны деэскалации», где в результате «миротворческих договоренностей» с участием России не наносят удары ВВС Сирии.
Причина удара американцами не скрывается, это сделано потому, что проправительственные формирования с участием иранских военных якобы представляли «угрозу для сил коалиции». Таким образом, результат договоренностей по линии Госдепа США — это для России почти всегда безвыигрышная лотерея. Ведь США нанесли удар по правительственным силам Сирии не впервые. Ранее «по ошибке» ударам подвергались позиции сирийской армии в районе осажденного Дэйр-эз-Зора.
Во время визита в США китайского лидера Си Цзиньпина американцы ударили по авиабазе, где находились и российские военные. Сообщений о гибели российских граждан тогда не поступало. Не отстают от американских ВВС и вооруженные силы Израиля. Сообщения об ударах по сирийским военным или их союзникам здесь тоже поступают регулярно. Фактически американцы действуют на территории Сирии примерно также, как они когда-то начинали на территории Вьетнама.
Аналитики отмечают, что ИГИЛ (организация запрещена в России) уже довольно ослаблена под Дэйр-эз-Зором, Пальмирой, Аль-Бабом и Мосулом. Ракка стала второстепенной целью на фоне ситуации у Дэйр-эз-Зора. Это ключевое направление для сирийских правительственных сил хотя бы потому, что это «нефтяная территория». Отсюда же и повышенная активность «борцов с режимом» с территории Иордании. Американцы воюют не с терроризмом, а с усилением шиитов на территории Сирии.
Точнее, они воюют с «режимом» Башара Асада прикрываясь «ложным флагом» борьбы с терроризмом. Известный российский эксперт по военно-политическим вопросам генерал-полковник Леонид Ивашов обращает внимание на необходимость продолжения стратегической линии на политическую устойчивость Башара Асада. Американская политика в регионе сводится к выдавливанию России и Ирана с территории Сирии и воздействию на Турцию. Часть этой программы — столкновение интересов Турции, России и Ирана, разобщение этих стран в американо-израильских интересах. В идеале — прямое столкновение Ирана и Саудовской Аравии.
Леонид Ивашов оценивает позицию руководства России как ключевую в вопросе сохранения политической устойчивости Башара Асада. Пока война привела к фактическому расчленению сирийского государства на ряд территорий, удерживаемых по этническому или религиозному принципу. Вряд ли усиление курдов под американским руководством будет способствовать большей централизации Сирии. Курды могут использоваться не только против президента Асада, но и против президента Эрдогана, а в перспективе будут, вероятно, использованы и против руководства Ирана.
За так называемой умеренной оппозицией, которая внешне мало чем отличается от террористов, стоят, прежде всего, США, Турция, Катар (Великобритания) и Саудовская Аравия. Леонид Ивашов уверен, что если российская дипломатия будет уступать «американским партнерам» в Сирии, это не приведет для России ни к чему хорошему. Американская администрация заинтересована не столько в нормализации, сколько в продолжении хаотизации региона. Российский эксперт предлагает строить свою стратегию больше на взаимодействии с Ираном и Турцией. Опираться нужно лишь на те государства, которые заинтересованы в стабилизации, а не в хаотизации региона.
Между тем, Россия явно пошла на очередную уступку «партнерам», заявив о том, что российская и сирийская авиация не будут летать над так называемыми «зонами деэскалации». Это при том, что американцы вообще не связывают себя какими-либо ограничениями. Пока американская «борьба с терроризмом» привела лишь к тому, что Ирак и Сирия превратились в «лоскутные территории», а террористические группировки расширяют свои сетевые структуры, в том числе в Афганистане, Средней Азии и Европе. «Исламский экстремизм» стал явлением глобальным. За это различные народы мира должны быть «благодарны», прежде всего, американской администрации.