Силы международной коалиции во главе с США нанесли удар по проправительственным вооружённым отрядам в Сирии, сообщает РИА Новости.
Дело произошло на юго-востоке, в направлении города Ат-Танф, где американо-британо-иорданский спецназ, прикрывшись наскоро изобретённой оппозиционной группировкой, захватили бывшую военную базу. Как сообщают западные СМИ со ссылкой на источник в американском военном ведомстве, по дороге на Ат-Танф двигалась колонна правительственных войск, которая будто бы не реагировала на предупреждения, что туда идти дальше нельзя. И тогда авиация американской коалиции нанесла авиаудар по колонне, принудив её остановиться и рассеяться.
Что примечательно: удар был нанесён в пределах установленной зоны деэскалации, где даже правительственные ВВС обязались никого не бомбить. Причина нападения, по признанию американцев, — «командующий на земле посчитал, что эти силы представляют угрозу силам коалиции».
Кроме того, представитель американских военных сообщил, что пока не ясно, относилась ли колонна к сирийским правительственным силам или союзникам Дамаска. Теперь западная пресса включила тезис о том, что в составе колонны были иранские военные, словно это что-либо меняет, но факт признан: США готовы бомбить на сирийской земле кого угодно, включая и войска суверенного правительства.
США и раньше бомбили правительственные войска, как это было под Дэйр-эз-Зором, после чего их позиции занимали силы запрещённого в России ИГ, но тогда она это называли ошибкой. Теперь же об ошибке речи нет, действия свои американцы признают обоснованным и целенаправленными — со своей точки зрения. Следовательно, произошло прямое включение США в войну против законного правительства в Сирии, уже не прячась среди курдов и не прикрываясь борьбой против ИГ.
Это Вьетнам. Там начиналось так же.
Расклад перед боем
Ключевой пункт в этом эпизоде, однако, не Ат-Танф, который все эти годы был никому не нужен, и даже владевший им ИГ за него особенно не дрался. Ключевой пункт здесь — Дэйр-эз-Зор, уверенно говорят военные аналитики.
Отметим интересы сторон.
Исходный пункт для всех — ИГ как военная и политическая сила перестаёт существовать. Он ещё сопротивляется и способен попить крови, но он уже — не игрок. Слишком невосполнимые потери он понёс под Дэйр-эз-Зором, Пальмирой, Аль-Бабом и в Мосуле. Фактически окружённая Ракка также может стать чем-то вроде Мосула в смысле долговременной обороны, но, как и он, стратегическое значение уже потеряла. Стратегически важным пунктом для него остаётся только Дэйр-эз-Зор. Всё остальное — эпизоды, театры войны уже не ИГ, и сирийцев под флагом ИГ с сирийцами под другими флагами.
Для Дамаска освобождение Дэйр-эз-Зора от блокады ИГ и полное овладение городом и провинцией означает возврат себе ключевого стратегического пункта, но и восстановление контроля над гигантской нефтяной провинцией, некогда кормившей всю Сирию. Это тоже критически важно в условиях, когда под властью Дамаска четыре пятых населения страны, но сосредоточены они в уже не самых «кормящих» провинциях страны. Они были такими раньше, но в условиях общих разрушений и упрощений экономических отношений в результате войны кормить начинает то, что проще пустить на корм — природные и сельскохозяйственные ресурсы. Проще говоря, завод надо ещё восстановить, товар произвести, найти ему платёжеспособный рынок и продать, — а нефть, вот она, только ведро подставляй.
Для курдов Дэйр-эз-Зор стратегического интереса не представляет. А вот для коалиции западных варваров — даже очень. Во-первых, это указанное выше экономическое значение. Забрать город и контролировать из него нефть — это означает костлявую руку голода у самого горла Дамаска: нефть наша, а ты, Асад, корми 80% населения с беженцами, чем хочешь, и готовься к неминуючему социальному взрыву.
Во-вторых, там рядом очень интересный пункт — города Абу-Кемаль и Аль-Каим. Это переход из Ирака в Сирию (вокруг, напомним, пустыни, потому война в Сирии и Ираке привязана прежде всего к дорогам). В Ираке правят шииты, в Сирии воюют на стороне правительства шииты, Иран — центр и цитадель шиитов — надо ли продолжать? Этот пункт пока счастливо контролируется ИГ, но поскольку шиитские пополнения в Сирию как-то проникают, значит, проблема решаема. А американцам и Израилю (или Израилю и поэтому американцам) эту проблему очень хочется закрыть. И с тем большим желанием, что между этим пунктом и Дэйр-эз-Зором лежат городишки Аль-Ашари и Аль-Мухасан, которые плавают на той самой нефти и утопают в нефтяных вышках.
Стратегические замыслы сторон
Дамаск, понятное дело, рвётся освободить Дэйр-эз-Зор. Но сил для этого маловато — доехать по дороге от Пальмиры можно, а вот гарантировать дорогу от перерезания воинством ИГ, пока оно нависает над нею с двух сторон — уже никак. Опыт есть. К тому же, как гири на ногах виснут «зелёные» в провинциях Хама, Дамаск и вдруг даже Латакия (это там, где наши базы), которые, демонстрируя взаимную резню и резню с ИГ, как-то всегда вдруг активизируются против правительственных войск, едва речь заходит о стратегических операциях.
Вот и сейчас: все в Сирии почему-то знают, что как раз сейчас САА готовится к освобождению Дэйр-эз-Зора, причём вместе с армией Ирака, а на базе Хмеймим с сирийскими офицерами идут штабные игры, где отрабатываются детали и варианты этой операции.
Наступление может идти по двум направлениям – по, собственно, дороге от Пальмиры до Дэйр-эз-Зора, а также по сходящимся направлениям между Итрией и Аш-Шамом с дальнейшим поворотом на Ракку, с целью обеспечения левого фланга группировки, идущей на Дэйр-эз-Зор.
И вот в это время обостряется обстановка в провинциях Хама и Дамаск, а от иорданской границы в общем направлении на Дэйр-эз-Зор начинает двигаться некая группировка «Магавир Аль-Таура» («Коммандос революции», последыши разгромленной ранее «Новой сирийской армии»), прикрываемая с воздуха и на марше войсками США и Великобритании. Не исключается — а вернее, должно даже включаться в замысел даже с чисто военной точки зрения — овладение Абу-Кемалем/Аль-Каимом. Нельзя не упомянуть и о локальном, но потенциально могущим обернуться стратегическим интересом: захвате авиабазы Т2, с которой затем вольготно будет держать воздух над всем этим пространством боевых действий.
Что в этих условиях делать правительственной армии? Либо срочно бежать к Дэйр-эз-Зору и освобождать его, что невозможно пока стратегически, либо брать под свой контроль исходный пункт и базу снабжения «Коммандос» Ат-Танф и резать противнику тылы. Что они и попытались сделать силами «Хизбаллы», а также местных племенных ополчений под управлением иранских офицеров. Но когда они находили всего в двух десятках километров от Ат-Танфа, то есть вышли на позиции, с которых могут осуществлять как минимум огневой контроль над тылами «Коммандос», американцы и нанесли по ним авиационный удар.
Акт вступления в войну
Теперь американцы делают вид, что ничего не случилось. Авиаудар не свидетельствует об эскалации ситуации в регионе, заявил телеканалу Fox News некий военный чиновник. «Речь об изменении политики не идёт», — сказал он. А конвой, мол, сам не отвечал на многочисленные попытки предупредить его не приближаться к силам коалиции.
И, как говорится, глаза при этом честные-честные…
На самом деле, конечно, случилось. Впервые Запад демонстративно открыто нанёс удар по правительственным силам, чтобы защитить свою оппозиционную группировку. Это есть акт вступления в войну. И теперь с этим нужно считаться.
Что будут делать Дамаск и российское командование с контингентом в Сирии? Пока никто не знает. Очевидно, что некоторое время потребуется на осмысление и выработку ответных действий. Но очевидно и то, что своим поступком и американцы «разрешили» предупреждать «революционеров», что их путь ведёт к опасности. И бомбить при игнорировании предупреждения.
Американцы открыли ящик Пандоры. Какой уже по счёту? Бог весть…