31.05.2017, ТРК «Звезда».
На Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед-2017» военные ученые продемонстрировали свои открытия и разработки в различных областях науки и техники.
Переправа из стеклопластика
Специалисты Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева разработали дорожный разборный мост из композитных материалов. Новейший АРМ-К аналогов в мире не имеет. Как и положено настоящему ученому, один из его создателей, капитан Владислав Стройков, дотошен и беспристрастен.
– Только, пожалуйста, не пишите, что этот мост – «невидимка», – просит он. – Ваш брат журналист несколько преувеличил, и понеслось…
Скромничает офицер: АРМ-К действительно малозаметен для головок самонаведения высокоточного оружия. У нового моста много и других достоинств.
– Мосты обычно рассчитаны на 25–30 лет эксплуатации, – говорит капитан Стройков. – Одно из преимуществ АРМ-К – долговечность. Я рассчитал: такой простоит минимум полвека.
Молодой ученый провел глубокий анализ, изучил отечественный и мировой опыт. Понял, что и у нас, и на Западе мостостроители застряли на уровне 1980-х в убеждении, что военный мост может быть только металлическим – прочным, но тяжелым. Капитан Стройков пошел своим путем. Изучив свойства полимерных композитных материалов (стеклопластик в 2–2,5 раза прочнее стали, а углепластик – в 4–8 раз), он решил применить их для создания мобильного и легкого разборного моста.
Верность научной идеи доказали расчеты и разработанная Владиславом 3D-модель. Новая конструкция из стекло- и углепластика с наполнителем из быстрозатвердевающих пенообразующих составов позволит наводить и восстанавливать мостовые переходы очень быстро – то, что нужно на войне.
Боевые роботы станут живучими
В прошлом году в Козельской дивизии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) прошли войсковые испытания новейшей автоматизированной системы охраны объектов. Робототехнический комплекс (РТК), оснащенный целой линейкой оптико-электронных устройств, прошел проверку боевым дежурством на реальных стартовых позициях ракетных полков шахтного базирования. Вооруженный стрелковым и гранатометным комплексами робот показал себя хорошим охранником. «Диверсантам» проникнуть к ядерным ракетам не удалось – были обнаружены и нейтрализованы.
Но испытания выявили проблему: необходимость постоянного дистанционного контроля за техническим состоянием РТК. Действительно, нельзя же к замаскированному «часовому» постоянно наведываться с кучей тестеров и масленкой. Возможный сбой работы сложнейших систем робота надо обнаруживать оперативно и дистанционно. Возникшую техническую задачу решили ученые из Военной академии РВСН имени Петра Великого. Капитан Дмитрий Макаров и майор Анатолий Гладышев разработали оригинальное и в то же время простое и надежное устройство для мониторинга состояния военной робототехники.
Этот прибор по размерам не больше ноутбука. В качестве штатного оборудования он легко крепится к любому РТК.
– Эффективность этой разработки в масштабах вооруженных сил может быть весьма высокой, – считает кандидат технических наук Дмитрий Макаров. – Мы разработали устройство не под один конкретный вид робототехники. Им можно проводить мониторинг технического состояния любого РТК – «Нерехты», «Урана», других перспективных образцов.
Несомненным достоинством разработанного военными учеными прибора является то, что он способен одинаково надежно работать в любых погодных и климатических условиях. Универсальный тестер для боевых роботов, вероятно, особенно пригодится в Арктике, где скоро все больше задач будут выполнять не люди, а умная техника.
Первый шаг
На «Архимеде» Вооруженные Силы России провели своеобразный научный смотр перед предстоящим Международным военно-техническим форумом «Армия-2017». Многое из того, что вузы, ЦНИИ и НИИ Минобороны в мае показали в Сокольниках на чертежах и схемах, очень скоро будет воплощено в реальных образцах боевой и специальной техники. Возможно, уже в августе мы увидим их в парке «Патриот» во всей боевой мощи.
– Надеюсь, там будет представлен и действующий комплект групповой заправки летательных аппаратов топливом (КГЗЛАТ), – говорит оператор научной роты ВА МТО рядовой Александр Писарев. – Его уже вывозили на учения «Кавказ-2016», но реально он еще не работал.
Сейчас исследовательский коллектив под началом профессора Александра Каптюха вместе с промышленниками готовит комплект к госиспытаниям. Недавний выпускник Ульяновского института гражданской авиации, Саша в этом проекте занимался вопросами эргономики и надежности. С задачами справился – не зря же вместе с установкой из Петербурга на выставку в Москву командование отправило спикером именно его, солдата срочной службы.
О новой уникальной заправке для самолетов и вертолетов рядовой Писарев знает все и способен рассказывать о ней долго и подробно. О том, что теперь боевые вертушки могут быть не привязаны к аэродромам, а двигаться следом за наступающей пехотой. КГЗЛАТ компактен, легко транспортируется и уже через 15 минут на любом участке местности, где способен примоститься вертолет, приступает к заправке. Что дозации-фильтрации и прочие операции цикла работ с топливом мобильный комплекс производит лучше, чем стационарные. Что у него уникальный вакуумный контроль протечек, а примененные инновационные технологии позволяют работать хоть при плюс 50 градусах в пустыне, хоть при минус 50 в Арктике…
Одного только пока не знает солдат-ученый: останется ли сам после срочки в вооруженных силах?
– Никогда не думал, что можно одновременно служить в армии и серьезно заниматься наукой, – говорит Александр. – В научной роте сделал первый шаг, сейчас на «Архимеде» увидел, какими интересными делами занимаются ученые в Сухопутных и космических войсках, на военном флоте и в авиации. Буду думать…
«Соколиная» охота подполковника Шубина
– Не поверите, во всем виновата рыбалка, – смеется преподаватель Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВВА) подполковник Артур Шубин. – Сидел на лодке с удочкой, а над речкой висел сокол. За 20 минут ни разу крылом не шевельнул. А у меня же мозги на беспилотниках зациклены…
Первую «птицу» офицер сконструировал и собрал дома, детали и материалы купил на свои деньги. Теперь усовершенствованный беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Сокол» представлен на экспозиции ВВА.
– Практически точная копия самки сокола-балобана, – говорит подполковник Шубин. – Они у этих хищников крупнее самцов, а мне такой размер позволил дополнить полезную разведнагрузку еще и звукоимитатором.
Покрытая специальной полимерной пленкой «птичка» мало заметна в небе не только визуально, но и для радиолокационных средств противника. Мало того, ее и тепловизор не ловит. Подполковник Шубин так рассчитал, что распределяемое по конструкции тепло от работающего миниатюрного двигателя соответствует стандартной температуре птичьего организма.
– А звукоимитатор-то зачем? – спрашиваю изобретателя.
– В гражданской сфере этот БЛА может пригодиться для обеспечения орнитологической безопасности в аэропортах, – говорит военный ученый. – Проверено практикой: стоит только «Соколу» разок подать голос, как от взлетно-посадочной полосы моментально разлетаются все воробьи и вороны.
Артур Владимирович нажал кнопку, и беспилотник заверещал – протяжно и угрожающе. Находящиеся поблизости участники и гости «Архимеда» от неожиданности невольно вздрогнули – ну очень хищно!
Автор: Тихон Григорьев