Вооруженные силы Германии два десятилетия испытывали нехватку финансирования, поэтому многие образцы военной техники поступают на вооружение с опозданием или не готовы к эксплуатации. Как пишет издание «Военно-промышленный комплекс», ссылаясь на рейтинг издания Deutsche Welle, список самых проблемных вооружений бундесвера выглядит следующим образом:
— истребитель Eurofighter — современный одноместный боевой самолет бундесвера, и один из самых скандальных, в его разработке участвовали несколько европейских стран, но он оказался слишком дорогом — машина стоит свыше 100 млн евро;
— поставки новых истребителей задерживаются, поэтому в ВВС бундесвера до сих пор летают на старых Tornado, которых осталось 86, но их них готовы к полетам не более 30, причем только днем — из-за проблем с освещением кабины;
— одна из острейших проблем не только в бундесвере, но и в большинстве европейских армий — надежные транспортные самолеты. ВС Германии очень долго ждали замены разработанного еще в 1960-х годах грузового C-160 Transall (осталось их не более 57 экземпляров, из которых в воздух поднимаются не более 25), но проблемы с новым аэробусом A400M продолжаются. Пока бундесвер получил 8 самолетов A400M, но готов к взлету сегодня только один, остальные в ремонте. Так, одна из новых машин сломалась в Литве, и вывозить оттуда министра обороны пришлось старому Transall;
— не меньшие проблемы у бундесвера с вертолетами: из-за проблем с двигателями в феврале 2015 года пришлось на время отказаться от использования транспортных вертолетов NH90, удалось повысить боеготовность современных боевых вертолетов Tiger, но из 37 летают 20, а вот из 22 экземпляров многоцелевого Sea Lynx поднимаются в воздух только пять;
— бундесвер модернизирует парк бронированных машин, но в 2014 году выяснилось, что из 189 многоцелевых колесных БТР Boxer больше половины к эксплуатации не готовы, правда, с тех пор жалоб на них не поступало. Тем временем, на замену устаревшим БМП Marder, служившим с 1971 года, приходят БМП Puma, сейчас их на вооружении 78 (у машин первой серии протекала крыша, но дефект уже устранен);
— Минобороны Германии решило обновить системы противоракетной обороны и заменить устаревшие ЗРК Patriot на комплексы Meads, в разработку которых вкладывались деньги европейских налогоплательщиков. Но пока контракт с производителем Meads не заключен из-за удорожания проекта с четырех до семи млрд евро, а компания-производителе ЗРК Patriot — Raytheon заверила, что смогут сделать ЗРК, которые будут дешевле Meads;
— еще в декабре 2001 года Германия заказала пять корветов K130, иони должны были войти в состав ВМС в 2007-ом, но из-за проблем с двигателями, системой кондиционирования воздуха и компьютерными программами их поставка сильно затянулась. Сегодня готовы к выполнению операций только два корвета из пяти, но бундесвер собирается с 2018 года заказать еще пять корветов, чтобы хотя бы четыре выходили в море по первому приказу. Бундесвер объясняет необходимость покупки кораблей требованиями со стороны НАТО, предварительная цена проекта — 1,5 млрд евро.
Насколько этот список проблемных вооружений действительно отражает болевые точки Вооруженных сил Германии? Ситуацию комментирует научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Немцы давно жалуются на низкую исправность Eurofighter, довольно много самолетов приходится «каннибализировать» (снимать годные части и детали с неисправной или повреждённой техники), чтобы остальные поддерживать в боевом составе. Кроме того, истребитель явно запаздывает с получением окончательного облика. Например, Eurofighter Tranche I — чистый перехватчик, а не многофункциональный самолет, Tranche II до сих пор не получил АФАР (активную фазированную антенную решётку) и только-только проведена интеграция ракет большой дальности «воздух-воздух». Поэтому критика истребителя действительно обоснована, но это тот случай, когда у Минобороны ФРГ нет выбора — немцы вошли в консорциум производителей просто потому, что не могли своими силами разработать новый истребитель.
Что касается Tornado, то тезис о полетах этих самолетов только в дневное время мне кажется преувеличением. Но пока не будет достаточного количества Eurofighter, Tornado придется тянуть лямку, поскольку если вывести их сейчас из эксплуатации, то число самолетов в боевом составе резко снизится. А по ударным и разведывательным возможностям тот же Eurofighter с Tornado не сравнится.
«СП»: — У бундесвера действительно большие сложности с военно-транспортной авиацией?
— C-160 Transall — очень старый самолет, который эксплуатируют только ФРГ и Франция. «Жив» он только потому, что A400M сильно «припозднился» и его никак не могут довести до ума. Он, A400M, имеет ряд технических проблем, связанных с «болезнью роста» и которые страны-разработчики, в частности Airbus Military, пытаются излечить. Но из всех участников этого проекта немцы оказались главными пострадавшими — именно из-за ситуации с транспортной авиацией.
Airbus Military постоянно заявляет о том, что решена проблема с коробкой приводов агрегатов двигателя, повышен его ресурс, но в действительности самолет имеет ограниченную боеготовность. Немцы и французы только проводят испытания по перевозке бронетехники, однако Париж хотя бы закупил четыре военно-транспортных самолета C-130J для своих Сил специальных операций. Другое дело, что все утечки и критика A400M, видимо, идут со стороны Минобороны ФРГ. Возможно, что здесь важен не только военный, но и финансово-экономический аспект.
Что касается вертолетов, то, скажем, с многоцелевым NHI NH90 ситуация аналогичная — он разработан франко-германским консорциумом Eurocopter, но оказалось, что он с трудом берет полную нагрузку. Тем не менее, деваться немцам некуда — они будут эксплуатировать машину.
Теперь о бронетехнике. Бундесвер практически разом принимает на вооружение целый спектр систем, а, как показывает практика, новые машины всегда имеют какие-то проблемы. Другое дело, что иногда проблемы носят конструктивный характер и для их решения нужно фактически переделывать машину. Мне кажется, что с БТР и БМП немцы так или иначе все вопросы решат. Все дело в том, что у бундесвера не так много денег, поэтому проблемы, которые можно было решить массовыми вливаниями денежных средств, растягиваются по времени.
«СП»: — Два года назад Минобороны ФРГ заявляло, что приняло окончательноe решение по закупке ЗРК Meads, но, как мы видим, немцы все еще колеблются в решении.
— С одной стороны, есть некая европейская солидарность и попытки при прочих равных выбирать европейских производителей. С другой — к Patriot есть вопросы, которые особенно усилились после войны в Йемене, и далеко не факт, что Raytheon может дать на них внятные ответы. Но, как ни крути, ЗРК Patriot, за исключением израильских систем, — это комплекс, который имеет боевой опыт, причем довольно солидный. Новая европейская система может неплохо работать на полигонах, но как она будет вести себя в реальной обстановке — вопрос. В этом смысле сложно прогнозировать, что в итоге выберут немцы. Но если они возьмут комплекс другого поколения, то, допускаю, смогут себе поставить элементы без всяких ограничений, что может иметь место в случае с ЗРК Patriot. Но здесь вопрос еще в том, что в таком случае придется адаптироваться к новой системе ПВО, что также стоит денег.
Что касается корветов K130, то немцы все больше участвуют в заморских операциях, например, в борьбе с пиратами, нелегальной миграцией, и им нужны новые корабли. Здесь опять-таки тот случай, когда особых альтернатив нет, поэтому они будут закупать эти корабли, в том числе и для поддержки своих кораблестроителей.
«СП»: — Резюмируя, бундесвер действительно находится в крайне тяжелом состоянии?
— Самое опасное в истории — недооценивать потенциальных противников. Очевидно, что бундесвер переживает не лучшие времена, к тому же и период немецкого пацифизма также даром не прошел. Как говорится, выбирая между социальными обязательствами и военными расходами любой политик, скорее, отдаст деньги «беременным пенсионерам». А ведь системы вооружений постоянно дорожают и усложняются.
С другой стороны, Вооружённые силы ФРГ по-прежнему одни из крупнейших в Европе, и если посмотреть на их вооружение, то они все-таки находятся на мировом уровне. Я думаю, что если мы сравним наши ВС и немецкие, то по ряду направлений у них дела будут не хуже наших.
ВС Германии небольшие по численности, они отказались от призыва, но сейчас к нему возвращаются. Но я бы не стал говорить, что они побегут от одного шлепка, тем более что любую европейскую армию надо рассматривать в контексте НАТО.
Еще один важный момент — все стенания европейцев по поводу плохого состояния их вооруженных сил укладываются в общий тренд — попыток увеличения военного бюджета НАТО и Евросоюза. Поэтому они, с одной стороны, твердят о том, что «все пропало», с другой — говорят о «российской угрозе», «Армате», вездесущих подлодках и т. д. И вроде бы немцы, французы и другие европейцы не врут — у них, как мы видим, достаточно проблем в вооружённых силах, но в итоге складывается такая печальная картина, что если политики срочно не выделят еще полпроцента от ВВП на армию, то русские орды уже завтра завоюют Европу.