В борьбе за восточную Сирию наступил критический момент: основные игроки на зелёном поле столкнулись у ворот Ракки, так называемой столицы «Исламского государства». До этого момента можно было тешить себя фантазиями о совместной борьбе с террористами, но сейчас настало время делёжки трофеев. Американцы плюнули на правила игры и сбили сирийский бомбардировщик Су-22. Россия справедливо возмутилась и предупредила партнёров-противников, что с этого момента их самолёты окажутся на мушке у русских систем ПВО, как только пересекут Евфрат.
По ним не будут стрелять, если они не станут угрожать российской авиации и базам. Россия выключила канал прямой связи с американским командованием в Сирии (находящимся на базе в соседнем Катаре), по которому военные двух стран общались не меньше двух раз в день на протяжении последних лет. Его собирались выключить ещё после ракетного обстрела сирийской базы ВВС (помните, шоколадный торт, визит китайского президента, восторг Трампа?), но так тогда и не выключили.
Возникла сложная, непредсказуемая по своим последствиям, но ещё не фатальная ситуация, напоминающая апрель—май 1945 года. Тогда тоже союзники и партнёры задумывались, а не жахнуть ли по Красной армии, благо немцы уже разбиты. Американский генерал Джордж Паттон рассчитывал, сколько ему понадобится стали и свинца, чтобы уничтожить русских, — и не скрывал своих намерений. Уинстон Черчилль призывал вооружить остатки вермахта и ударить по русским. Нечто похожее — типичное американское двурушничество — происходит и сейчас.
Для русского командования — и в первую очередь для Верховного главнокомандующего президента Путина (он руководит страной и армией в этот сложный момент) — настало время ответственных и быстрых решений. Нельзя спускать американцам, а то они окончательно обнаглеют. Нет и желания затеять мировую войну из-за решения полевых командиров низшего звена. Надо пройти по самой кромке обрыва и не сорваться.
Сирийская война была крайне удачной для России. Такой победоносной и не слишком затратной войны Россия давно не знала. Основную тяжесть наземной войны несли сирийцы, иранцы и их союзники — добровольцы из Ирака и Ливана. Россия использовала своё высокотехническое оружие, но, слава Богу, больших потерь не понесла. В результате большая часть сирийской территории освобождена от вооружённых мятежников, мир стал реальностью, а не пустой мечтой. У России появилась мощная база на сирийской земле, способная принимать большегрузные самолёты. Давняя имперская мечта — прийти спасителями, а не завоевателями на Ближний Восток — в общем-то осуществилась.
Американцы оказались в более затруднительном положении, которое, впрочем, усложняет и российскую задачу. Президент Трамп находится на грани импичмента. Американская пресса разжигает против него так, как даже «Новая газета» и «Эхо Москвы» не мечтают. Против Трампа — сенаторы, конгрессмены обеих партий, семнадцать разведагентств и массы, распалённые пропагандой. Они называют Трампа путинским агентом и ставленником Кремля. В этих условиях его способность договориться с Россией близка к нулю. Что бы он ни сделал, американские газеты подымут вой, мол, «Трамп слил Сирию», а то и «Трамп слил Ближний Восток». Но и спускать ему нельзя: Трампы приходят и уходят, а партия Россия — США продолжается. Тем более что Оранжевый Лис хитёр и может воспользоваться своей слабостью для достижения результатов.
Некоторое время назад Трамп самоустранился и передал военным на местах пульт управления операциями в Сирии. А американские генералы любят Россию не больше, чем её любил генерал Паттон, и несколько переоценивают свой боевой потенциал. Напомню, об этом говорил Путин Оливеру Стоуну, мол, американцы недооценивают мощь России. Поэтому от них можно ожидать и опрометчивых решений. Американские генералы уже говорят, что Россия не посмеет отреагировать — силы слишком неравны, с единственной сверхдержавой русским не тягаться.
Самолет Су-22 был сбит, когда помогал сирийским наземным силам сражаться с ИГ, а неподалёку находились проамериканские арабские и курдские части. Они под бомбёжку не попали, как и в предыдущие разы, когда американцы прямо вмешивались в боевые действия против сирийской армии. Ясно, что американцы стараются помочь своим подопечным взять Ракку и помешать армии Асада освободить Дейр эз-Зор.
Есть у них и ещё одна проблема: на днях иракские силы, сочувствующие Асаду, пробились с боями к сирийской границе. Таким образом, по мнению американцев, реализовалась главная угроза Израилю: сухопутный коридор из Ирана в Ливан через Ирак и Сирию. Так ли это — рано судить, и в любом случае пока идёт речь о тропке, не о коридоре. Но учтём, что и Дональд Трамп, и его саудовские спонсоры, и его израильские друзья, и его еврейский зять Кушнер, и его министр обороны Матис — все они подзуживают друг друга ударить по Ирану.
На этом фоне имеет смысл удар ракетами класса «земля — земля» средней дальности, который вчера — 19 июня — иранцы нанесли по боевикам ИГ в ответ на дерзкий теракт в центре Тегерана. Этот удар привёл в замешательство американцев и их союзников — саудитов и израильтян. Они догадывались, что Иран может, но не знали наверняка. А это значит, что нападение на Иран чревато большими жертвами для американцев. Их боевые корабли и их военные базы находятся в пределах досягаемости иранских ракет. Конечно, иранцы не начнут, но вполне способны отреагировать.
Главная опасность исходит от совершенно зашкаливших в своей ненависти к Трампу и к России американских кругов, близких к Демократической партии. Они так разжигают страсти в СМИ, что большая война вполне реальна. Правда, Белый дом заявил вчера, что «войны с Россией не будет» и что американская авиация будет передислоцирована, чтобы избежать столкновений, а генералы в Катаре успокоили, мол, русские посердятся и снова откроют канал связи. Однако они не обещали прекратить провокации и начать уважать суверенитет Сирийской Арабской Республики — члена ООН. А жаль.