Топ-менеджеры российского Центробанка вчера синхронно выступили с алармистскими прогнозами. Замглавы департамента денежно-кредитной политики Центробанка Александр Полонский заявил, что Банк России учитывает возможное повторение периода экономической нестабильности.
«Международная ситуация остается достаточно неустойчивой, существует угроза повторения периодов нестабильности… При этом в первую очередь страны с формирующимися рынками испытывают воздействие таких факторов, отток капитала в первую очередь происходит», — сообщил Полонский.
А его прямой начальник глава департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев, выступая на заседании совета по денежно-кредитной политике и финансовому регулированию Ассоциации региональных банков России, фактически расписался в своей некомпетентности, заявив, что рост годовой инфляции в июне до уровня 4,4% стал «полнейшей неожиданностью для специалистов»:
«В июне инфляция ускорилась до 0,6%, а в годовом выражении до 4,4%… Шок большой…. Это выше чем мы ожидали в месячных терминах. Мы сейчас как раз готовим июльский прогноз, там будет уже понятно, какие коррекции требуются… До этого был позитивный сюрприз в виде ускоренного снижения инфляции, сейчас негативный. Мы ожидали роста в годовом выражении инфляции, просто он произошел чуть быстрее, чем мы ожидали. Сейчас всю траекторию пересмотрим, прогноз посчитаем».
На самом деле, уже на следующий день после обвала российского фондового рынка 15 июня Центробанк объявил о снижении ключевой ставки на два с половиной процентных пункта – до 9 процентов. Это сразу же сделало менее выгодной спекуляцию на российском валютном рынке и ускорило исход иностранных спекулятивных инвесторов. И как следствие — с середины июня резко ускорилось снижение курса национальной валюты.
В пресс-релизе ЦБ говорится также, что «банк России видит пространство для снижения ключевой ставки во втором полугодии 2017 года».
С середины июня регулятор перестал заботиться о стабильности национальной валюты, и сегодня рубль перешагнул за символическую черту в 60 рублей за доллар.
Не могла отстать от этого тренда и инфляция, что не могло стать «полнейшей неожиданностью для специалистов». Для грамотных специалистов, естественно.
Лукавые заявления чиновников ЦБ на самом деле означают, что они будут и в дальнейшем «переводить стрелки на мировой кризис», пытаясь тем временем провести российский финансовый корабль между Сциллой мгновенного обвала рубля и Харибдой многомесячной управляемой девальвации национальной валюты, которая призвана спасти доходы российских экспортеров и постепенно переложить все издержки финансового падения на плечи рядовых граждан.
Поскольку на март будущего года назначены президентские выборы, то задача, которую, по слухам, поставил перед кремлевскими политтехнологами куратор внутренней политики Сергей Кириенко, — обеспечить 70-процентную явку и 70 процентов голосов за Владимира Путина, — становится крайне сложной, если вообще разрешимой.
Единственный способ обеспечить такой результат, на мой взгляд, – отправить в отставку все правительство во главе с премьером. И заявить о коренном пересмотре экономической политики и решительном повороте лицом к ядерному электорату, то есть широким массам трудящихся, верящих в действующего президента, несмотря ни на что.
По моим наблюдениям, дело к тому и идет. Утечка информации о вероятном самовыдвижении Владимира Путина, то есть его позиционирование как президента всех россиян, а не только сторонников правящей партии, означает дистанцирование «Лидера нации» от опостылевших многим единороссов.
Кстати, в последнее время Дмитрий Анатольевич Медведев, стоящий у руля «Единой России», практически исчез из поля зрения российских СМИ. Дистанцирование от единороссов может произвести впечатление на избирателей, но только если оно будет сопровождаться еще и удалением их формального «вождя», рейтинг которого никогда не был столь низким, а в недалеком будущем может упасть, как говорится, ниже плинтуса.
Если будет принято такое кардинальное решение, то любые огрехи российского Центробанка только усилят эффект от резонансной отставки любителя айфонов и прочих гаджетов.
Что все это будет означать для рядового россиянина? На мой взгляд, лишь стопроцентную определенность с фигурой будущего президента РФ. Больше ничего радикально нового. Экономическая политика России не может быть изменена чисто волюнтаристским решением, пусть даже это решение Президента России. Для этого нужен консенсус элит, которого нет. Или разрушительная революция, чего хотят только безответственные радикалы и экстремисты.
Предвижу, что многие скажут, что такой прогноз не так уж плох и добавят: лишь бы не было войны. Именно благодаря таким оптимистам и возможна разрушительная экономическая политика, которую мы наблюдаем уже два с лишним десятка лет. И именно к ней надо было бы менять подход в первую очередь.