Американское издание Defense News, специализирующееся на военной тематике, опубликовало на днях очередной ежегодный рейтинг ста лучших мировых производителей вооружения. В списке лидеров и одна украинская компания — Государственный концерн «Укроборонпром».
Причем, если два года назад — в 2015-м — флагман украинского ОПК занимал в рейтинге 92-ю строчку, теперь поднялся на 62-ю позицию. То есть, взлетел сразу на тридцать пунктов (впервые «Укроборонпром» стали упоминать среди ведущих производителей оружия только в 2014 году).
Ежегодные рейтинги Defense News, как известно, формируются с учетом объемов выручки предприятий и компаний оборонной индустрии. Что касается доходов украинского «топового оружейника», то в 2016 году, по данным американского издания, они составил 1,075 млрд. долларов. И это, кстати говоря, значительно больше, чем годом ранее, когда прибыль у концерна была скромнее — 920 млн. долларов. Таким образом, если судить по динамике, панове из «незалежной» весьма активно наращивают свой военный потенциал.
Тогда совершенно непонятно, зачем президент Украины Петр Порошенко и люди его команды при каждом удобном и неудобном случае постоянно клянчат у западных партнеров оружие для «защиты отечества от агрессивной России»? Ну, если вы такие успешные на рынке вооружений, может вполне могли бы обойтись собственными силами?
Тем более, Киев регулярно рапортует о новых успешных разработках военной техники. То «уникальный миномет» «Молот» с помпой презентуют. То — «непробиваемый» танк «Азовец». То какую-то «сверхсекретную» ракету запустят. Только накануне Порошенко сообщил о проведении успешного испытания новой украинской военной разработки — беспилотного БТР «Фантом-2».
«Беспилотный БТР «Фантом-2»: мощнее и эффективнее. Способен создать эффект «Града» на поле боя. И уже подтвердил свою надежность во время успешных испытаний. Также во время испытаний прошел проверку противотанковый ракетный комплекс «Стугна-П» и легкий переносной ракетный комплекс «Корсар», — написал президент в Facebook.
Прокомментировать рейтинговые успехи «Укроборонпрома» «СП» попросила военного эксперта Центра изучения кризисного общества Алексея Кривопалова:
— Ни о каких особых успехах там говорить не приходится. Хотя Украина действительно активно экспортируют продукцию своего ВПК — в первую очередь, танки и бронетранспортеры. Отчасти — в Ирак, отчасти — в Пакистан. Там это все готовы закупать.
Но серийно они ничего нового не производят. Поэтому, собственно, у ВСУ весьма серьезные проблемы с оснащением из-за тяжелых потерь в вооружениях в 2014—2015 годах Они, по сути, вынуждены ставить в строй ту технику, которая якобы находится на долгосрочном хранении в арсеналах. А фактически — на свалках возле крупных танкоремонтных заводов.
А все новинки, что презентовали президенту в последнее время, — это образцы единичные. Вопрос доведении этих образцов до состояния серийного производства открыт. Потому что ни Т-84 (украинский основной боевой танк «Оплот-М», разработан Харьковским КБ им. Морозова, на базе советского танка Т-80УД — ред.), ни какие-то новые типы БМП и БТР украинская оборонная промышленность серийно пока производить не может.
«СП»: — Чем тогда объяснить такой взлет в рейтинге, если налицо явная деградация? При том, что танковый завод в Харькове был одним из лучших в советское время оборонных предприятий…
— Объяснять взлет в рейтинге, я, честно говоря, не возьмусь. Не знаю, как американцы его составляли, и что конкретно в нем отразили, как произошел взлет сразу на тридцать позиций.
Но если говорить о деградации… Я напомню, что Россия прошла через точно такую деградацию. У нас серийное производство бронетехники возобновилось только с 2008 года, по большому счету. На протяжении пятнадцати лет до этого — с 1992 по 2008 годы — был провал, когда крупными сериями мы, в общем-то, ничего не производили. Ну, кроме, может быть, модернизированных вариантов БТР-80.
Но и то, это нельзя было оценивать как принципиально новую боевую технику. Массовое серийное производство и массовая модернизация устаревших танков Т-72 начались в последние десять лет. Когда при Сердюкове в армию пошли действительно серьезные деньги. Когда они попали в военную промышленность. Пока военная промышленность их «переварила», пока заводы прошли техническое перевооружение, пока вышли на требуемые производственные мощности… Это же все очень инертно, заняло не один год.
Украина армией не занималась с 1992 года. Фактически она у них содержалась по остаточному принципу. Весь военный бюджет уходил, грубо говоря, на зарплату и на еду.
«СП»: — Но с тех пор они как раз очень «милитаризировались». Все время с повышенным чувством гордости презентуют новые виды оружия … А есть вообще чем гордиться Киеву?
— Ну, то, что они показали в виде «Фантома-2», это, по большому счету, конечно, смешно. Выкатили дистанционно управляемый легкий бронетранспортер, на который поставили балочный держатель от вертолета с пусковой установкой для неуправляемых ракет. Ну, это примерно то же самое, что туареги делали в 80-е во время войны, когда они разбили армию Каддафи на границе Ливии и Чада.
Со стороны все это «железо» смотрится, конечно, дико. И когда страна, имевшая 25 лет назад четвертую военную промышленность Европы, сейчас всем этим гордится, это вызывает только слезы.
«СП»: — Но доходы-то от продажи оружия растут почему-то? Судя по рейтингу…
— Есть иракский рынок, который для них расчистили Соединенные Штаты. Их БТР-4 сейчас активно закупает правительственная армия Ирака. Несмотря на большое количество рекламаций, и претензий по части брака, наличие американского союзника позволяет здесь открывать те экспортные ниши, которые бы другим способом открыть у украинцев просто не получилось.
А что касается распределения нынешнего украинского военного бюджета по статьям расходов… Конечно, в обстановке военного кризиса они тратят на нужды армии больше, чем тратили до 2014 года. Но все равно это заведомо не соответствует минимальным требованиям украинских вооруженных сил.
Там речь идет о 250-тысячной группировке. Во-первых, у украинской стороны нет сил на ее полноценную боевую учебу. У них нет сил на мобилизационные сборы резервистов. Они, в общем-то, фактически весь лимит своей техники израсходовали при формировании танковых и механизированных бригад. Вот эти соединения оснащены более-менее сносно.
Но все, что квалифицируется как мотопехота, оснастили, как бог на душу положит. Все, что было на складах, — пошло на фронт. Начиная от древних советских БТРов и БМП, заканчивая малопонятными грузовиками, снятыми с хранения.
То есть, им, конечно, остро не хватает современной боевой техники. Конечно, там много, что осталось от Прикарпатского, Одесского и Киевского военных округов, но даже те арсеналы не бездонны. И у боеприпасов существует гарантийный срок хранения. И у техники тоже есть достаточно ограниченный гарантийный срок хранения под открытым небом. Прошло все-таки 25 лет. Многое пришло в негодность.
На советском заделе, наверное, можно ехать еще какое-то время. Но «на уровень счастья» сейчас уже запасами советского вооружения оснащать украинскую армию не получается. А массовое производство боеприпасов, боевой техники, даже стрелкового оружия, Украина пока не в состоянии наладить.