В России впервые в новейшей истории появятся военные летчицы — Краснодарское авиационное училище в 2017 году наберет группу девушек. Об этом в субботу, 12 августа, заявил глава Минобороны РФ Сергей Шойгу.
«Их будет немного — 15 человек, но с учетом большого количества заявок, которые поступают от девушек в адрес Воздушно-космических сил, мы не можем не ответить на эти просьбы», — сказал Шойгу на торжествах, посвященных Дню ВКС.
Заметим, ВКС России сегодня испытывают значительный дефицит в летном составе. В феврале, выступая в Госдуме, Шойгу сообщил, что по состоянию на 2016 год дефицит военных летчиков достиг 1300 человек, из-за чего Минобороны было вынуждено «продлить летно-подъемному составу срок службы особо сложных специальностей на пять лет».
Причем, операция в Сирии показала: при имеющейся нехватке летчиков только такую кампанию — с ограниченным числом самолетов, действующих на ограниченном ТВД — Россия и способна тянуть. На более масштабную войну в воздухе сил у нас может не хватить.
Напомним: дефицит военных летчиков возник в ходе реформ экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. В 2010-м отработанную годами систему обучения летных кадров сломали под предлогом изменения задач ВВС и сокращения самой военной авиации. Училища по родам авиации — Балашовское, Борисоглебское, Барнаульское, Ставропольское, Челябинское штурманское, Воронежское, Иркутское, Краснодарское для подготовки летчиков-иностранцев объединили в один Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия» в городе Воронеже. Кроме того, Сердюков посчитал, что в летных военных учебных заведениях имеется якобы перебор с курсантами, а в войсках — с летчиками, и на три года прекратил набор в летные военные училища.
Только в 2013 году — спустя полгода после увольнения Сердюкова — в Минобороны схватились за головы. Однако оказалось, что наверстать упущенное непросто. Так, число выпускников единственного в России Краснодарского авиационного училища в 2017 году возрастет более чем вдвое, но составит только около 150 пилотов. А в 2016-м Краснодарское училище выпустило всего 65 летчиков.
Между тем, при Шойгу наладилось снабжение армии новой техникой. Так, в текущем году ВКС России получили около 400 новых и модернизированных самолетов и вертолетов, в 2016 году — 139. Получается, самолеты в армии есть, но летать на них некому.
В этой ситуации Сергей Шойгу и дает «зеленую улицу» набору 15 курсанток в Краснодарскую «летку». Спрашивается, зачем? В России хватает пацанов, которые бредят небом. Да и полеты на современных истребителях предполагают запредельные перегрузки. Например, на новейшем Т-50 они могут достигать фантастических 9G. Могут ли выдерживать такое женщины — вопрос открытый.
Другое дело, что женщины в армии — общемировой тренд. И мы, возможно, решили доказать, что русские девушки способны не только останавливать коня на скаку, но и атаковать врага на сверхзвуке.
Что стоит за решением Шойгу, нужны ли России военные летчицы?
— Даже на заре авиации русские женщины штурмовали небо на аппаратах тяжелее воздуха, — говорит Герой России, генерал армии в отставке, главком ВВС РФ в 1992—1998 годах Петр Дейнекин. — Одна из них, первая русская женщина-пилот Лидия Зверева, была дочерью генерала русской армии, героя войны на Балканах. Другая, первая в мире женщина летчик-испытатель Любовь Голанчикова, потянулась в авиацию вслед за любимым мужчиной, летчиком-пионером российского воздухоплавания Михаилом Ефимовым.
И, пожалуй, ни в одной другой стране в годы Второй мировой не воевало сразу три авиационных полка, укомплектованных только пилотами-женщинами: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный. Кстати — полк, летавший на По-2, стал знаменитым благодаря кинофильмам «Небесный тихоход», «Ночные ведьмы» и «В бой идут одни старики».
23 летчицы, воевавших в этих полках, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. А уже в новой России троим было присвоено звание Героя России — из тех, на кого в годы Великой Отечественной писали представления к Золотой Звезде, но не наградили по каким-то причинам.
«СП»: — Но у американцев в годы войны также были подразделения, которые комплектовались пилотами-женщинами…
— Это так. Но американские летчицы не воевали, они пилотировали машины внутри материка. Например, перегоняли самолеты, поставляемые США в Советский Союз по ленд-лизу.
Машины перегонялись с разных американских авиазаводов на аэродром Грейт-Фоллс на севере США, и дальше через Канаду на Аляску, на аэродроме в Фэрбенксе. Там была развернута советская приемка, и далее самолеты гнали советские летчики по трассе Аляска-Сибирь через Якутск до Красноярска.
Если же вспомнить послевоенные годы, женщины-летчицы не отставали от мужчин и в переходе на реактивную тягу, и в покорении сверхзвука. Женщин не было только среди испытателей ядерного оружия.
Зато, когда начался штурм космоса, русские женщины снова заявили о себе. И первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, и первая женщина, которая вышла в открытый космос — Светлана Савицкая.
Так что, если говорить о силе характера, есть женщины, которые не уступают по психофизиологическим данным мужчинам.
«СП»: — То есть, Шойгу поступает правильно, объявляя набор девушек в военную авиацию?
— Считаю, этот эксперимент достоин уважения. Что до избытка абитуриентов в военное летное училище среди юношей, он пока не достиг необходимой величины. Как показывает практика, конкурс в военное летное училище должен составлять не менее 6 человек на место (сейчас 4 человека) — только тогда гарантируется необходимый отбор. Надо понимать, что современные военные самолеты требуют от летчика и более высокого интеллекта, и более сильного характера.
У нас же был провал в подготовке летного состава в 2010—2013 годах, и только сейчас дело с великим трудом поправляется. Прежде всего, благодаря новому руководству Минобороны и командованию ВКС.
Нет ничего дурного в том, что мы набираем девушек в военное летное училище. Наоборот, это сделает военную авиацию более популярной. Им предстоит пройти суровые испытания, так как требования при поступлении очень жесткие.
«СП»: — Могут ли женщины выдерживать нагрузки на современных истребителях?
— Женщины выдерживают огромные перегрузки. Ярчайший тому пример — наши чемпионки мира по высшему пилотажу. Легендарная Светлана Капанина на Су-29 выделывает такое, что далеко не каждый мастер спорта способен повторить.
Но, замечу, с учетом женской физиологии никто наших летчиц загонять на 9G не станет. У нас есть вполне достойные рабочие места за штурвалами тех же военно-транспортных самолетов. И женщины, которые по природе менее бесшабашны в любом деле, нежели мужики, вполне справятся с поставленными задачами.
— Военные летчицы — вовсе не дань моде, я в свое время даже в пилотажную группу брал двух девушек, — рассказывает генерал-полковник запаса, командующий фронтовой авиацией ВВС России, Герой Советского Союза Николай Антошкин. — Одна из них, Светлана Протасова — единственная в мире женщина, летавшая на МиГ-29 — дослужилась до майора. В нашей стране всегда были и великолепные летчицы-спортсменки, и военные летчицы. Достаточно напомнить, что в годы Второй мировой летчики брат и сестра Константиновы стали Героями Советского Союза: Владимир летал на По-2, а Тамара — на Ил-2.
У нас Екатерина Зеленко стала единственной в мире женщиной, совершившей таран. За годы войны она успела совершить 40 боевых вылетов, участвовала в 12 воздушных боях. В сентябре 1941-го была атакована немецкими «Ме-109». Сумела сбить один самолет, а когда закончился боезапас, протаранила самолет врага, уничтожив его. Сама погибла. Ей было 24 года.
Или можно вспомнить Лидию Литвяк — самую результативную женщину-авиатора Второй мировой. Воевала в составе 586-го, 437-го, 9-го Гвардейского, 73-го Гвардейского истребительных авиаполков. Совершила около 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбила лично 6 самолетов и 1 аэростат наблюдения, еще 6 самолетов противника уничтожила в группе с товарищами.
Словом, русские женщины летали во все времена. И тем более могут летать сейчас, когда в армии есть вертолеты, вспомогательная авиация. Лично я считаю, что женщины в ВКС могут служить практически где угодно.