«Спрут-СДМ1»: Жечь «Абрамсы» и «Леопарды» будет не только «Армата» - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
«Спрут-СДМ1»: Жечь «Абрамсы» и «Леопарды» будет не только «Армата» - «Военные действия» 00:00 Суббота 0 527
2-09-2017, 00:00

«Спрут-СДМ1»: Жечь «Абрамсы» и «Леопарды» будет не только «Армата» - «Военные действия»


«Спрут-СДМ1»: Жечь «Абрамсы» и «Леопарды» будет не только «Армата» - «Военные действия»

Государственные испытания модернизированной самоходной противотанковой пушки «Спрут-СДМ1», предназначенной для Воздушно-десантных войск, начнутся в ближайшее время. Об этом сообщил «Интерфаксу» генеральный директор концерна «Тракторные заводы» Альберт Баков. Уже и утверждена программа испытаний, и техника подготовлена к их началу. А серийное производство новой машины предполагается развернуть в 2018 году. «Спрут-СДМ1» пойдет на замену базовой модификации «Спрут-СД», разработанной ЦНИИ точного машиностроения и Волгоградским тракторным заводом. «Спрут-СД» был принят на вооружение в 2005 году.

Надо сказать, что возможности «Спрута» существенно шире, чем у самоходного орудия. Он способен не только обстреливать танки противника, находясь в укрытии, но и вести бой как с бронетехникой, так и с живой силой, поддерживая наступление сухопутных войск. В данном случае — десантную операцию. То есть обладает точно такими же возможностями, как и танк. И основное орудие у него абсолютно танковое — гладкоствольная пушка калибра 125 мм с полным набором танковых боеприпасов. Подвижность и проходимость достаточные для активного маневрирования на поле боя, а скоростные качества позволят совершать прорывы и рейды для фланговых обходов. И десантники могут перемещаться на броне «Спрута», что невозможно при использовании самоходных орудий.

Однако легким танком, каковым он является в действительности, его назвать не могли по бюрократическим причинам. Дело в том, что заказчиком этой разработки от Министерства обороны было не ГБТУ (Главное бронетанковое управление), а ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление), не имеющее полномочий присваивать создаваемой технике танковые индексы.

«Спрут», смело можно сказать, революционное оружие. До него никто не делал легкий танк, способный десантироваться и обладающий огневой мощью, равной мощи основного боевого танка. Класс ОБТ начинается от 40 тонн и до 70 тонн, а «Спрут» весит всего лишь 18 тонн.


Работа по его созданию заняла еще больше времени, чем уходит на разработку и доведения до эксплуатации истребителей. НИР, а затем и ОКР начались в 70-е годы. К началу 80-х к испытаниям был подготовлен «Объект-934». Однако командование ВДВ забраковало его, поскольку пушка калибра 100 мм была способна пробивать лишь 280-мм броню. Для ОБТ стран НАТО это все равно, что слону дробина.

Для того, чтобы разместить на легком гусеничном шасси пушку калибра 125 мм, имеющую значительную отдачу, конструкторам пришлось проявить максимум изобретательности. К тому же у «Спрута» есть возможность запускать через ствол пушки противотанковые управляемые ракеты, что привнесло дополнительные сложности при разработке.

Для уменьшения отдачи попробовали установить на ствол дульный тормоз. Однако от такого решения пришлось отказаться: при стрельбе управляемыми ракетами выброс из дульного тормоза раскаленных пороховых газов мог привести к потере управления ракетой, то есть к ее «ослеплению». Также возникала направленная в стороны и назад дульная волна, которая могла быть опасной для десанта, расположившегося на броне.

Поэтому было решено увеличить откат орудия до 740 мм и ввести в конструкцию механизмы гидропневматической подвески шасси для поглощения импульса отдачи орудия. Получился так называемый «двойной откат» — орудийного ствола и самой самоходки после выстрела.

В середине 80-х годов «Спрут-СД» успешно прошел государственные испытания. И в 1986 году Волгоградскому тракторному заводу выдали задание на подготовку серийного производства самоходной противотанковой пушки, которая получила индекс 2С25. Однако на этом все и остановилось в связи с довольно странными обстоятельствами.

Принятие «Спрута» на вооружение затормозилось на 20 лет. В 1986 году на московском заводе «Универсал» началась разработка парашютно-реактивной системы десантирования самоходки. В 1991 году система не прошла испытания. Но забраковали ее лишь в 1994 году. Началась разработка новой системы. Ее испытания начались в 2001 году. Заодно решили еще раз испытать и «Спрут-СД». И лишь в 2005 году этот нелепый марафон завершился.

Главное достоинство «Спрута-СД», благодаря которому его называют «истребителем танков», огневая мощь. Она практически такая же, как и у ОБТ Т-72 и Т-90, благодаря пушке калибра 125 мм. И при этом используются те же самые боеприпасы — осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные и тандемные кумулятивные. Бронепробиваемость снарядов достигает 770 мм брони под динамической защитой. Есть и реактивные управляемые снаряды «Краснополь», имеющие дальность 20 км. В боекомплект также входят управляемые противотанковые ракеты.

«Спрут» роднит с ОБТ и то, что у него есть автомат заряжания пушки, благодаря чему повышена скорострельность, а также исключены ошибки заряжающего члена экипажа. С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм. Есть мортиры, которые устанавливают дымовые завесы. Правда, в новой модификации завесы аэрозольные, отсекающие тепловое и радиоэлектронное излучение.

Необходимо сказать, что при создании «Смпута-СДМ1» было решено пойти на некоторое снижение не главных характеристик. Это относится к ходовой части. Вместо 510-сильного дизельного двигателя используется двигатель, имеющий мощность в 500 л.с. На шоссе самоходка развивает те же самые 70 км/ч, то же самое и на пересеченной местности — 45−50 км/ч у обеих машин. Но на плаву — 7 км/ч вместо 9/км/ч. Однако такое решение привело к существенному экономическому выигрышу. Волгоградский завод, выпускавший «Спрут-СД», закрыт. И концерну «Тракторные заводы» пришлось бы с нуля осваивать производство оригинального шасси. Вместо этого было решено воспользоваться шасси от БМД-4М, серийно выпускающимся на Курганском машиностроительном заводе.

Новая модификация получила дополнительный пулемет калибра 7,62 мм с дистанционным управлением, который интегрирован в боевой модуль, аналогичный модулю танка Т-90М.

Но основное усиление получили приборы и системы «истребителя танков», поскольку созданные, по сути, в 80-е годы, они явно устарели. В первую очередь это относится к системе управления огнем, которая доведена до уровня танка Т-90М. Она включает в себя панорамный круглосуточный прицел командира «Соколиный глаз» и прицел наводчика-оператора с тепловизионным каналом. Прицелы оснащены автоматом сопровождения цели. Бортовой компьютер с высокой точностью вычисляет траекторию полета снаряда с учетом целого ряда факторов — как внешних, так и внутренних, зависящих от состояния систем самоходки. При запуске противотанковых ракет их наведение производится по лазерному лучу.


В соответствии с современными требованиями к вооружению «Спрут-СДМ1» интегрируется в единую систему управления тактического звена. Это позволяет, с одной стороны, экипажу передавать другим машинам данные о целях, которые необходимо атаковать. То есть выступать в роли командной машины. А с другой стороны, получать целеуказание от командных пунктов, а также от беспилотников и РЛС.

Жесткие ограничения на вес машины, поскольку она должна десантироваться, неизбежно привели к низкой защищенности. Поскольку конструкторы были вынуждены бронировать «Спрут» по минимуму, он имеет лишь противопульную и противоосколочную защиту. Однако в этом отношении не в лучшем положении оказываются БТР и БМП.

В заключение необходимо сказать, что российский «истребитель танков» — уникальное в мировой практике оружие. Ни одна легкая бронемашина на гусеничном или колесном шасси не имеет пушки такого калибра. Нечто подобное, десантный танк, в США сделали к середине 80-х годов. Он получил индекс М8. Однако Пентагон отказался от его закупки, поскольку тот обладал невысокой огневой мощью. 105 мм нарезная пушка с расстояния в 2 км была способна пробить лишь 340 мм брони. Он весил на 500 кг меньше «Спрута» и имел точно такое же противопульное бронирование. Попытки наладить экспорт М8 завершились безрезультатно.


Государственные испытания модернизированной самоходной противотанковой пушки «Спрут-СДМ1», предназначенной для Воздушно-десантных войск, начнутся в ближайшее время. Об этом сообщил «Интерфаксу» генеральный директор концерна «Тракторные заводы» Альберт Баков. Уже и утверждена программа испытаний, и техника подготовлена к их началу. А серийное производство новой машины предполагается развернуть в 2018 году. «Спрут-СДМ1» пойдет на замену базовой модификации «Спрут-СД», разработанной ЦНИИ точного машиностроения и Волгоградским тракторным заводом. «Спрут-СД» был принят на вооружение в 2005 году. Надо сказать, что возможности «Спрута» существенно шире, чем у самоходного орудия. Он способен не только обстреливать танки противника, находясь в укрытии, но и вести бой как с бронетехникой, так и с живой силой, поддерживая наступление сухопутных войск. В данном случае — десантную операцию. То есть обладает точно такими же возможностями, как и танк. И основное орудие у него абсолютно танковое — гладкоствольная пушка калибра 125 мм с полным набором танковых боеприпасов. Подвижность и проходимость достаточные для активного маневрирования на поле боя, а скоростные качества позволят совершать прорывы и рейды для фланговых обходов. И десантники могут перемещаться на броне «Спрута», что невозможно при использовании самоходных орудий. Однако легким танком, каковым он является в действительности, его назвать не могли по бюрократическим причинам. Дело в том, что заказчиком этой разработки от Министерства обороны было не ГБТУ (Главное бронетанковое управление), а ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление), не имеющее полномочий присваивать создаваемой технике танковые индексы. «Спрут», смело можно сказать, революционное оружие. До него никто не делал легкий танк, способный десантироваться и обладающий огневой мощью, равной мощи основного боевого танка. Класс ОБТ начинается от 40 тонн и до 70 тонн, а «Спрут» весит всего лишь 18 тонн. Работа по его созданию заняла еще больше времени, чем уходит на разработку и доведения до эксплуатации истребителей. НИР, а затем и ОКР начались в 70-е годы. К началу 80-х к испытаниям был подготовлен «Объект-934». Однако командование ВДВ забраковало его, поскольку пушка калибра 100 мм была способна пробивать лишь 280-мм броню. Для ОБТ стран НАТО это все равно, что слону дробина. Для того, чтобы разместить на легком гусеничном шасси пушку калибра 125 мм, имеющую значительную отдачу, конструкторам пришлось проявить максимум изобретательности. К тому же у «Спрута» есть возможность запускать через ствол пушки противотанковые управляемые ракеты, что привнесло дополнительные сложности при разработке. Для уменьшения отдачи попробовали установить на ствол дульный тормоз. Однако от такого решения пришлось отказаться: при стрельбе управляемыми ракетами выброс из дульного тормоза раскаленных пороховых газов мог привести к потере управления ракетой, то есть к ее «ослеплению». Также возникала направленная в стороны и назад дульная волна, которая могла быть опасной для десанта, расположившегося на броне. Поэтому было решено увеличить откат орудия до 740 мм и ввести в конструкцию механизмы гидропневматической подвески шасси для поглощения импульса отдачи орудия. Получился так называемый «двойной откат» — орудийного ствола и самой самоходки после выстрела. В середине 80-х годов «Спрут-СД» успешно прошел государственные испытания. И в 1986 году Волгоградскому тракторному заводу выдали задание на подготовку серийного производства самоходной противотанковой пушки, которая получила индекс 2С25. Однако на этом все и остановилось в связи с довольно странными обстоятельствами. Принятие «Спрута» на вооружение затормозилось на 20 лет. В 1986 году на московском заводе «Универсал» началась разработка парашютно-реактивной системы десантирования самоходки. В 1991 году система не прошла испытания. Но забраковали ее лишь в 1994 году. Началась разработка новой системы. Ее испытания начались в 2001 году. Заодно решили еще раз испытать и «Спрут-СД». И лишь в 2005 году этот нелепый марафон завершился. Главное достоинство «Спрута-СД», благодаря которому его называют «истребителем танков», огневая мощь. Она практически такая же, как и у ОБТ Т-72 и Т-90, благодаря пушке калибра 125 мм. И при этом используются те же самые боеприпасы — осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные и тандемные кумулятивные. Бронепробиваемость снарядов достигает 770 мм брони под динамической защитой. Есть и реактивные управляемые снаряды «Краснополь», имеющие дальность 20 км. В боекомплект также входят управляемые противотанковые ракеты. «Спрут» роднит с ОБТ и то, что у него есть автомат заряжания пушки, благодаря чему повышена скорострельность, а также исключены ошибки заряжающего члена экипажа. С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм. Есть мортиры, которые устанавливают дымовые завесы. Правда, в новой модификации завесы аэрозольные, отсекающие тепловое и радиоэлектронное излучение. Необходимо сказать, что при создании «Смпута-СДМ1» было решено пойти на некоторое снижение не главных характеристик. Это относится к ходовой части. Вместо 510-сильного дизельного двигателя используется двигатель, имеющий мощность в 500 л.с. На шоссе самоходка развивает те же самые 70 км/ч, то же самое и на пересеченной местности — 45−50 км/ч у обеих машин. Но на плаву — 7 км/ч вместо 9/км/ч. Однако такое решение привело к существенному экономическому выигрышу. Волгоградский завод, выпускавший «Спрут-СД», закрыт. И концерну «Тракторные заводы» пришлось бы с нуля осваивать производство оригинального шасси. Вместо этого было решено воспользоваться шасси от БМД-4М, серийно выпускающимся на Курганском машиностроительном заводе. Новая модификация получила дополнительный пулемет калибра 7,62 мм с дистанционным управлением, который интегрирован в боевой модуль, аналогичный модулю танка Т-90М. Но основное усиление получили приборы и системы «истребителя танков», поскольку созданные, по сути, в 80-е годы, они явно устарели. В первую очередь это относится к системе управления огнем, которая доведена до уровня танка Т-90М. Она включает в себя панорамный круглосуточный прицел командира «Соколиный глаз» и прицел наводчика-оператора с тепловизионным каналом. Прицелы оснащены автоматом сопровождения цели. Бортовой компьютер с высокой точностью вычисляет траекторию полета снаряда с учетом целого ряда факторов — как внешних, так и внутренних, зависящих от состояния систем самоходки. При запуске противотанковых ракет их наведение производится по лазерному лучу. В соответствии с современными требованиями к вооружению «Спрут-СДМ1» интегрируется в единую систему управления тактического звена. Это позволяет, с одной стороны, экипажу передавать другим машинам данные о целях, которые необходимо атаковать. То есть выступать в роли командной машины. А с другой стороны, получать целеуказание от командных пунктов, а также от беспилотников и РЛС. Жесткие ограничения на вес машины, поскольку она должна десантироваться, неизбежно привели к низкой защищенности. Поскольку конструкторы были вынуждены бронировать «Спрут» по минимуму, он имеет лишь противопульную и противоосколочную защиту. Однако в этом отношении не в лучшем положении оказываются БТР и БМП. В заключение необходимо сказать, что российский «истребитель танков» — уникальное в мировой практике оружие. Ни одна легкая бронемашина на гусеничном или колесном шасси не имеет пушки такого калибра. Нечто подобное, десантный танк, в США сделали к середине 80-х годов. Он получил индекс М8. Однако Пентагон отказался от его закупки, поскольку тот обладал невысокой огневой мощью. 105 мм нарезная пушка с расстояния в 2 км была способна пробить лишь 340 мм брони. Он весил на 500 кг меньше «Спрута» и имел точно такое же противопульное бронирование. Попытки наладить экспорт М8 завершились безрезультатно.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl