25 сентября главком ВМС Украины вице-адмирал Игорь Воронченко заявил, что для защиты страны с морского направления необходимо строить противолодочные корабли.
«Учитывая существующие вызовы и угрозы, прежде всего поступление на вооружение Черноморского флота России шести новых подводных лодок, нам очень нужны противолодочные корабли. Я бы сказал, для флота это задача номер один», — отметил Воронченко.
Поясним: подлодки, которые так обеспокоили украинского адмирала — это дизель-электрические субмарины проекта 636.3 («Варшавянка») с крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» Они считаются одними из самых малошумных в мире, способны развивать надводную скорость до 20 узлов, погружаться примерно на 300 метров, а автономность их плавания достигает 45 суток. Экипаж такой субмарины состоит из 52 человек, ее подводное водоизмещение составляет около четырех тысяч тонн.
В августе в Севастополь с Балтики прибыла четвертая по счету подлодка проекта 636.3 «Краснодар». Причем, за время похода субмарина под командованием капитана 2 ранга Станислава Ржицкого выполнила две боевых стрельбы «Калибрами» по объектам террористов в Сирии. А в начале сентября в Средиземное море вошли подводные лодки «Колпино» и «Великий Новгород» — пятая и шестая в серии из шести субмарин проекта 636.3, построенных на «Адмиралтейских верфях» для Черноморского флота.
Словом, подлодки проекта 636.3 — грозное и современное оружие. Тем любопытнее, как собирается «охотиться» на эти субмарины Игорь Воронченко.
Для начала, объявил вице-адмирал, «незалежная» попытается восстановить корвет «Винница». Кораблю почти 40 лет, но главнокомандующий надеется, что его можно будет вернуть в строй и использовать в борьбе с российскими подлодками. А в перспективе Украина может попытаться построить и нового «охотника» за подлодками.
Напомним: «Винница» — по российской классификации — это малый противолодочный корабль проекта 1124 «Альбатрос». Корабли этой серии в 1970—1980-е строились для Военно-Морского Флота СССР на нескольких судостроительных заводах. В том числе — на киевском заводе «Ленінська кузня», который теперь принадлежит Петру Порошенко.
Сейчас со стапелей предприятия сходят артиллерийские катера «Гюрза-М», «Кентавр» и «Лань». Не секрет, что украинскими морскими стратегами педалируется концепция «москитного флота», суть которой сводится к тому, что якобы Украина способна противостоять России в Черном море, имея на вооружении небольшие, скоростные, маневренные и хорошо вооруженные катера.
Как заявил адмирал ВМС Украины Игорь Кабаненко, «для эффективной гибридной обороны на море Украине нужны многочисленные скоростные малые платформы». «За стоимость одного корвета можно построить 50−70 боевых катеров разного предназначения. Одним корветом накопленных проблем не решить, а десятками катеров решить реально», — писал Кабаненко в своем Facebook.
Тем не менее, всем ясно, что на артиллерийских катерах за «Варшавянками» не поохотишься. Но, по идее, «Кузня» может строить и «нормальные» малые противолодочные корабли.
Способна ли Украина восстановить свой противолодочный флот и создать помехи Черноморскому флоту РФ?
— Украина может построить корпус малого противолодочного корабля, но к нему еще необходимо оборудование, прежде всего, гидроакустическая станция, — отмечает бывший командующий 5-й Оперативной эскадрой ВМФ СССР в Средиземном море в 1981—1985 годах, потом начальник Главного штаба-первый заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Валентин Селиванов. — Такие станции Украина никогда не делала, а разрабатывать ее «с нуля» — задача для «незалежной» непосильная.
Но даже если эту задачу решить, что могут сделать «Альбатросы» против «Варшавянок»? Малые противолодочные корабли охотятся вблизи берега, а подлодки проекта 636.3 стреляют «Калибрами» из акватории Средиземного моря по целям за тысячу километров. Зачем, спрашивается, эти субмарины будут ползать вблизи украинского берега? Им там абсолютно нечего делать, и никогда вблизи Украины «Варшавянок» не будет!
«СП»: — По словам Воронченко, корпус «Винницы» нуждается в ремонте, но противолодочные оборудование и вооружение хорошо сохранились. Насколько это оборудование устарело к сегодняшнему дню?
— На 99%, я считаю. В свое время мне приходилось вычислять подводные лодки противника с помощью поисково-ударных групп кораблей проекта 1124. И тогда это оборудование действительно позволяло эффективно обнаруживать субмарины в ограниченном районе у побережья.
Но надо понимать: подводные лодки бывают разными. «Альбатросы» строились для Балтийского моря, для патрулирования побережий Черного, Баренцева и Японского морей. В океане или просто удаленных районах нельзя искать субмарины кораблями проекта 1124 — для этого «Альбатросы» слишком маленькие.
Тем более, сейчас и подводные лодки стали другими. Недаром те же «Варшавянки» называют бесшумными. Чтобы обнаружить такую лодку, нужна, с одной стороны, противолодочная авиация, с другой — стационарные средства обнаружения, которые устанавливаются под водой и прослушивают шумы от субмарин. «Альбатросы» тут бессильны.
«СП»: — Зачем же тогда украинский главком говорит о необходимости строительства противолодочных кораблей?
— Воронченко как раз можно понять. Он — командующий флотом Украины, и ему нужны хотя бы какие-то корабли, чтобы развивать деятельность по «защите страны с морского направления». Но по сути его заявления не более, чем блеф.
— «Варшавянка» слишком совершенная лодка, чтобы украинские противолодочные корабли могли на нее успешно охотиться, — считает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин. — Другое дело, Киев хочет построить собственный флот, пусть и «москитный», чтобы иметь возможность присоединиться к флотам других черноморских держав — Румынии, Болгарии и Турции. Это позволит Украине участвовать в морских учениях и операциях НАТО в качестве равноправного партнера, и заявить о себе как о реальной силе на Черном море.
Неслучайно в августе заместитель начальника штаба ВМС Украины по евроатлантической интеграции Андрей Рыженко заявил, что к концу 2017 году на Украине, в структуре ВМС, будет создан Центр доктрин и тактики НАТО. Кроме того, он отметил, что планируется внедрение штатной структуры управления оперативного уровня ВМС Украины, которая будет построена по аналогии с натовским Maritime Operational Centre (MOC).
Особо замначштаба подчеркнул, что 46 основных доктрин НАТО штабной работы, составляющие оперативное искусство Альянса (так называемые Allied Joint Publications), должны быть включены в образовательные программы всех уровней военного образования, как Национального университета обороны, так и видовых академий. «Профильной для ВМС является доктрина „Морские операции Альянса“», — уточнил Рыженко.
В августе же американские военные начали отстраивать центр в Очакове. Формально там продолжает находиться военно-морская база Украины и центр спецподготовки подводных пловцов, и понятно, что этот объект будет использоваться в рамках стратегии сдерживания, для оттачивания навыков экспедиционных подразделений. Но, кроме того, объект в Очакове можно рассматривать как военно-морской пункт США, который можно использовать для развертывания сил НАТО на украинской территории.
Возможно, противолодочные корабли, о которых говорил Игорь Воронченко, планируется использовать для защиты как раз этого военно-морского пункта. Или нескольких таких пунктов, поскольку в перспективе, надо думать, ими покроется все побережье Украины.
«СП»: — Почему Воронченко главной угрозой с морского направления называет именно «Варшавянки»?
— Потому что антироссийская риторика и политика ставятся Украиной во главу угла. И эта политика не имеет отношения к реальным вопросам безопасности.