Сбит над Союзом: какие самолеты США не вернулись домой - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
Сбит над Союзом: какие самолеты США не вернулись домой - «Новости Дня» 04:00 Воскресенье 0 849
29-10-2017, 04:00

Сбит над Союзом: какие самолеты США не вернулись домой - «Новости Дня»


Сбит над Союзом: какие самолеты США не вернулись домой - «Новости Дня»

Задание было стандартным для таких полетов: фотосъемка военно-промышленных объектов СССР, закрытых городов, запись сигналов радиолокаторов. Затягивая лямки парашюта, пилот ЦРУ Фрэнсис Гэри Пауэрс был уверен, что тот ему не потребуется. Он знал потолок своего самолета Lockheed U-2 — 21 километр над уровнем моря, как и знал то, что ПВО страны Советов до таких высот пока еще не «дотянулась». Поэтому удар зенитной ракеты в хвост стал для него полной неожиданностью.


По данным Минобороны, только за прошедшую неделю воздушную разведку у границ России вели 18 летательных аппаратов, а истребители дежурных сил ПВО восемь раз поднимались в воздух для перехвата.


Приказано уничтожить


Холодная война еще только разгоралась, когда 29 июля 1953-го в небо по тревоге ушла пара истребителей МиГ-17 ВВС Тихоокеанского флота. Задача предельно ясна — перехват неопознанного самолета, вторгшегося в советское воздушное пространство над Уссурийским заливом. Подлетев ближе, морские летчики разглядели огромную четырехмоторную машину, идущую к острову Аскольд на эшелоне 10 тысяч метров над уровнем моря.


Американский стратегический разведчик RB-50G, наследник знаменитых «Суперкрепостей» B-29, не стал дожидаться, пока его принудят к посадке, и встретил советские самолеты кинжальным пушечным огнем из бортовых установок. На одну из очередей «напоролся» ведущий самолет капитана Рыбакова, получивший несколько пробоин. К счастью, несмотря на повреждения, машина удержалась в воздухе.




Поняв, что диалога не выйдет, истребители открыли огонь на поражение, и спустя несколько минут Boeing, разваливаясь на куски, рухнул в море. В катастрофе из 18 членов экипажа уцелел и позже был выловлен американцами только один — второй пилот Джон Роуг.


Спустя два года, в апреле 1955-го, в небе неподалеку от Камчатки разыгрался скоротечный бой между разведывательным самолетом RB-47E «Стратоджет» из 4-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США и парой советских истребителей МиГ-15.




Исход схватки очевиден — переделанный из дальнего бомбардировщика самолет-шпион уничтожили в воздухе. Трое находившихся на борту членов экипажа погибли.


Дело Пауэрса


Первого мая 1960-го на весь мир прогремел скандал с пилотом ЦРУ Фрэнсисом Пауэрсом, который на разведывательном самолете U-2C на две тысячи километров углубился в воздушное пространство СССР и был неприветливо встречен зенитной ракетой ПВО.


Самое интересное, что за месяц до этого, 9 апреля 1960-го, Френсис уже посещал СССР с «неофициальным визитом» и даже сумел в высоком качестве отснять секретные объекты на ядерном полигоне под Семипалатинском. Перехватить стратосферный разведчик не смогли, так на Северном Казахстане тогда не было истребителей и ракет, способных его «достать». Под Свердловском такие ракеты были, поэтому во второй раз увеселительной прогулки у Пауэрса не получилось.




Первая ракета комплекса С-75 с ревом ушла в небо около девяти утра и оторвала «Леди Дракону» (за неуязвимость от средств ПВО U-2 в США называли Dragon Lady. Прим. ред.) хвост. Тщательно спланированная ЦРУ операция «Оверфлайт» (Overflight — «Перелет») бесславно закончилась. Надо отдать должное Пауэрсу, который в кабине рассыпающейся на глазах машины хладнокровно дождался безопасной высоты и катапультировался.


Черным пятном на блестящую операцию советских зенитчиков легла гибель Сергея Сафронова, пилота истребителя МиГ-19, случайно сбитого одной из ракет. Второй самолет из вылетевшей на перехват пары тоже попал под дружественный залп, но в последний момент сумел увернуться.


Американцы вначале пытались оспорить факт намеренного нарушения воздушного пространства СССР своим военным самолетом, но скрупулезно собранные и представленные советской стороной обломки U-2 с маркировками «Made in U.S.A.» и разведаппаратура в итоге вынудили их во всем сознаться.


Дело имело серьезные политические последствия, резко обострив и без того непростые отношения двух сверхдержав: были отменены важный саммит в Париже по вооружениям и визит президента США Дуайта Эйзенхауэра в Москву.


Верховный суд СССР приговорил Пауэрса к десяти годам заключения по статье «шпионаж», но отсидеть их ему было не суждено. В феврале 1962 летчика обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.


Таран на сверхзвуке


Ровно через два месяца после истории с Пауэрсом, первого июля 1960-го, воздушную границу между Норвегией и СССР грубо нарушил самолет ERB-47H «Стратоджет» из 55-го стратегического разведывательного крыла ВВС США. Взлетевшую с британского аэродрома машину над Баренцевым морем перехватил и уничтожил истребитель МиГ-19, пилотируемый Василием Поляковым.


Из шести человек экипажа выжили двое — второй пилот Брюс Ольстед и штурман Джон Маккоун. Оба летчика попали в плен, несколько месяцев провели за решеткой и были освобождены в январе 1961-го. Кроме того, советская сторона через месяц после инцидента возвратила в США найденные останки одного из четырех погибших членов экипажа ERB-47H.


Отдельного внимания заслуживает трагический эпизод с иранским самолетом RF-4C «Фантом II», вторгшимся в воздушное пространство СССР в ноябре 1973 года. И хотя истребитель не принадлежал ВВС США, в его кабине вместе с иранским летчиком находился американец. В небе над Закавказьем тогда разыгралась настоящая драма.


Поднятый по тревоге истребитель МиГ-21СМ догнал нарушителя и открыл по нему огонь на поражение, но ни одна из ракет не попала в цель. Тогда пилот Геннадий Елисеев пошел на беспрецедентный в истории реактивной авиации сверхзвуковой воздушный таран. Покинуть свой гибнущий самолет он не успел, в отличие от экипажа «фантома», который успешно катапультировался, был арестован советской стороной и вскоре после этого освобожден.


Задание было стандартным для таких полетов: фотосъемка военно-промышленных объектов СССР, закрытых городов, запись сигналов радиолокаторов. Затягивая лямки парашюта, пилот ЦРУ Фрэнсис Гэри Пауэрс был уверен, что тот ему не потребуется. Он знал потолок своего самолета Lockheed U-2 — 21 километр над уровнем моря, как и знал то, что ПВО страны Советов до таких высот пока еще не «дотянулась». Поэтому удар зенитной ракеты в хвост стал для него полной неожиданностью. По данным Минобороны, только за прошедшую неделю воздушную разведку у границ России вели 18 летательных аппаратов, а истребители дежурных сил ПВО восемь раз поднимались в воздух для перехвата. Приказано уничтожить Холодная война еще только разгоралась, когда 29 июля 1953-го в небо по тревоге ушла пара истребителей МиГ-17 ВВС Тихоокеанского флота. Задача предельно ясна — перехват неопознанного самолета, вторгшегося в советское воздушное пространство над Уссурийским заливом. Подлетев ближе, морские летчики разглядели огромную четырехмоторную машину, идущую к острову Аскольд на эшелоне 10 тысяч метров над уровнем моря. Американский стратегический разведчик RB-50G, наследник знаменитых «Суперкрепостей» B-29, не стал дожидаться, пока его принудят к посадке, и встретил советские самолеты кинжальным пушечным огнем из бортовых установок. На одну из очередей «напоролся» ведущий самолет капитана Рыбакова, получивший несколько пробоин. К счастью, несмотря на повреждения, машина удержалась в воздухе. Поняв, что диалога не выйдет, истребители открыли огонь на поражение, и спустя несколько минут Boeing, разваливаясь на куски, рухнул в море. В катастрофе из 18 членов экипажа уцелел и позже был выловлен американцами только один — второй пилот Джон Роуг. Спустя два года, в апреле 1955-го, в небе неподалеку от Камчатки разыгрался скоротечный бой между разведывательным самолетом RB-47E «Стратоджет» из 4-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США и парой советских истребителей МиГ-15. Исход схватки очевиден — переделанный из дальнего бомбардировщика самолет-шпион уничтожили в воздухе. Трое находившихся на борту членов экипажа погибли. Дело Пауэрса Первого мая 1960-го на весь мир прогремел скандал с пилотом ЦРУ Фрэнсисом Пауэрсом, который на разведывательном самолете U-2C на две тысячи километров углубился в воздушное пространство СССР и был неприветливо встречен зенитной ракетой ПВО. Самое интересное, что за месяц до этого, 9 апреля 1960-го, Френсис уже посещал СССР с «неофициальным визитом» и даже сумел в высоком качестве отснять секретные объекты на ядерном полигоне под Семипалатинском. Перехватить стратосферный разведчик не смогли, так на Северном Казахстане тогда не было истребителей и ракет, способных его «достать». Под Свердловском такие ракеты были, поэтому во второй раз увеселительной прогулки у Пауэрса не получилось. Первая ракета комплекса С-75 с ревом ушла в небо около девяти утра и оторвала «Леди Дракону» (за неуязвимость от средств ПВО U-2 в США называли Dragon Lady. Прим. ред.) хвост. Тщательно спланированная ЦРУ операция «Оверфлайт» (Overflight — «Перелет») бесславно закончилась. Надо отдать должное Пауэрсу, который в кабине рассыпающейся на глазах машины хладнокровно дождался безопасной высоты и катапультировался. Черным пятном на блестящую операцию советских зенитчиков легла гибель Сергея Сафронова, пилота истребителя МиГ-19, случайно сбитого одной из ракет. Второй самолет из вылетевшей на перехват пары тоже попал под дружественный залп, но в последний момент сумел увернуться. Американцы вначале пытались оспорить факт намеренного нарушения воздушного пространства СССР своим военным самолетом, но скрупулезно собранные и представленные советской стороной обломки U-2 с маркировками «Made in U.S.A.» и разведаппаратура в итоге вынудили их во всем сознаться. Дело имело серьезные политические последствия, резко обострив и без того непростые отношения двух сверхдержав: были отменены важный саммит в Париже по вооружениям и визит президента США Дуайта Эйзенхауэра в Москву. Верховный суд СССР приговорил Пауэрса к десяти годам заключения по статье «шпионаж», но отсидеть их ему было не суждено. В феврале 1962 летчика обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля. Таран на сверхзвуке Ровно через два месяца после истории с Пауэрсом, первого июля 1960-го, воздушную границу между Норвегией и СССР грубо нарушил самолет ERB-47H «Стратоджет» из 55-го стратегического разведывательного крыла ВВС США. Взлетевшую с британского аэродрома машину над Баренцевым морем перехватил и уничтожил истребитель МиГ-19, пилотируемый Василием Поляковым. Из шести человек экипажа выжили двое — второй пилот Брюс Ольстед и штурман Джон Маккоун. Оба летчика попали в плен, несколько месяцев провели за решеткой и были освобождены в январе 1961-го. Кроме того, советская сторона через месяц после инцидента возвратила в США найденные останки одного из четырех погибших членов экипажа ERB-47H. Отдельного внимания заслуживает трагический эпизод с иранским самолетом RF-4C «Фантом II», вторгшимся в воздушное пространство СССР в ноябре 1973 года. И хотя истребитель не принадлежал ВВС США, в его кабине вместе с иранским летчиком находился американец. В небе над Закавказьем тогда разыгралась настоящая драма. Поднятый по тревоге истребитель МиГ-21СМ догнал нарушителя и открыл по нему огонь на поражение, но ни одна из ракет не попала в цель. Тогда пилот Геннадий Елисеев пошел на беспрецедентный в истории реактивной авиации сверхзвуковой воздушный таран. Покинуть свой гибнущий самолет он не успел, в отличие от экипажа «фантома», который успешно катапультировался, был арестован советской стороной и вскоре после этого освобожден.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 954 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl