Материал комментируют:
Борис Рожин
Владимир Прохватилов
Никита Исаев
Похоже, избежать масштабного конфликта в мире уже не удастся. Судя по темпам подготовки к возможной ядерной войне, рано или поздно что-то случится. Сегодня, 30 октября, в США начались учения стратегических ядерных сил «Глобальный гром» (Global Thunder), о чем Вашингтон официально уведомил.
Как заявил глава STRATCOM генерал Джон Хайтен, американским военным предстоит научиться «сопрягать все наши стратегические средства с тем, чтобы оказывать разноплановое воздействие на любого противника, в любой точке мира, в любой момент времени».
В ходе учений в режиме реального времени будут отработаны возможности систем глобального удара и ПРО, космических сил, систем наблюдения и разведки, а также кибервозможности. Особый акцент будет сделан на боеготовность ядерных сил.
Предупреждение американцев в адрес России поступило в соответствии с договором об ограничении стратегических вооружений СНВ-III, который предусматривает подобные уведомления в целях безопасности. По этой причине Пекин, с которым у Вашингтона нет аналогичного договора, предупрежден не был.
Оценка учений со стороны бывшего посла России в США Сергея Кисляка красноречива. «Возникает ощущение, что США продолжают свои претензии на роль глобального политического полицейского. Это не может не настораживать, особенно учитывая структуру стратегических наступательных сил, которую они выстраивают», — отметил дипломат.
Американским учениям предшествовала аналогичная тренировка стратегических сил России, носившая, правда, меньший масштаб. Зато в них принял участие Владимир Путин, который лично запустил четыре баллистические ракеты. При этом были задействованы все компоненты ядерной триады: наземные установки, подводные лодки и стратегические бомбардировщики.
Опасность обмена ядерными ударами, случайными или целенаправленными, объясняется также обстановкой вокруг Корейского полуострова. Тлеющий региональный конфликт, вокруг которого завязаны интересы крупнейших держав мира: США, Китая и России, может послужить детонатором для самого настоящего ядерного апокалипсиса.
В минувшее воскресенье глава Пентагона Джеймс Мэттис по кличке Бешеный пес в ходе своего визита в Южную Корею пообещал, что Соединенные Штаты «в кратчайшие сроки разместят на Корейском полуострове стратегическое вооружение». То есть ядерные ракеты окажутся в этом случае в непосредственной близости от границ России.
В феврале 2017 года сообщалось, что новая американская администрация намерена пересмотреть доктрину применения ядерных вооружений. Кроме того, президент Трамп отмечал, что ядерный арсенал России новее американского и это его беспокоит, поскольку «ядерное оружие является самой серьезной угрозой для США».
— Кроме объявленных учений, Трамп поставил на боевое дежурство стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Boeing B-52, способные нести ядерные заряды, — рассказал эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов. — Также он вызвал из запаса офицеров-пилотов — тысячу человек.
То есть приведшей его к власти «банде генералов»: Мэттис, Макмастер и др. — они сами так себя называют, необходимо показать себя в каком-то результативном конфликте. Поэтому, возможно, речь идет о проработке варианта силового воздействия на Северную Корею.
«СП»: — А может Иран?
— Вряд ли США посмеют нападать на Иран. Там совершенно другая стратегия мягкой силы через курдов, через Ирак… Иран хотят просто выдавить с Ближнего Востока.
«СП»: — А может это американский ответ Путину, запустившему на прошлой неделе четыре баллистические ракеты?
— Нет, эти события никак не связаны. Скорее всего, это все-таки направлено против КНДР и косвенно на Китай.
В свою очередь военный эксперт Борис Рожин обращает внимание, что Россия, несмотря на достаточно миролюбивую риторику, на практике готовится к возможному военному противостоянию ничуть не хуже, чем США.
— Учения применительно к России идут систематически. Практически каждый месяц тут или там обыгрывают тему российской угрозы или, пусть и не называя Россию, все равно ее подразумевают. Заявляют, что отрабатывают действия против «страны-агрессора». Только в Восточной Европе их были десятки и финансировали их почти всегда США. Это продолжение тренда на раздувание истерии и реализации стратегии военно-политического сдерживания России.
Что касается американских учений стратегических сил, то американцы занимаются подтачиванием ядерного паритета России. В том числе для этого они разрабатывают систему неядерного первого удара с тем, чтобы иметь возможность вывести из строя часть средств ответного ядерного удара по своей территории. Маловероятный сценарий, но он учитывается. Одновременно проводится доработка систем ПРО. И те, и другие действия работают на одну цель. Все как обычно.
Такие учения будут проводиться и дальше. России ничего не остается, как отвечать разработкой своих перспективных систем преодоления ПРО, противодействия возможному удару неядерными средствами и т. д.
«СП»: — Вашингтон в соответствии с договором СНВ-III предупредил Москву об учениях. Вроде бы хорошо. Но тот же самый договор предусматривает сокращение числа боеголовок до 1550 штук с каждой стороны. В условиях подготовки США систем глобального удара неядерными средствами, России невыгодно сокращение числа ядерных зарядов…
— Да, они хотят ограничить число ракет, но при этом их противоракеты смогут сбить достаточно много российских ракет, чтобы ответный удар по США не был бы смертелен. Тогда они получат возможность планировать ограниченную ядерную войну.
Кстати, в качестве способа разоружения России американцы рассматривают не только военную агрессию, но и подрывную работу внутри нашей страны.
«СП»: — Не кажется ли вам, что публично произносимые Путиным слова о том, что Россия поддерживает ядерное разоружение, опасны? Пусть и с оговоркой о необходимости соблюдать паритет. Американцы могут просто обмануть, если не нынешнее руководство, то следующее.
— Думаю, это больше дипломатическая риторика. На практике мы наблюдаем увеличение расходов на оборону и модернизацию вооружений. Активно строятся атомные подводные лодки, взамен выбывающих советских, в Калининградской области размещаются «Искандеры», дорабатываются ракеты морского базирования, шахтные и мобильные ракетные установки. И даже идет речь о возобновлении проекта БЖРК — железнодорожного ядерного ракетного комплекса. Так что порох мы держим сухим.
Лидер движения «Новая Россия» Никита Исаев объяснил «СП» в чем смысл личного участия Владимира Путина в тренировке стратегических ядерных сил, которая прошла на прошлой неделе.
— Путин старается лично ассоциироваться с яркими событиями военной повестки России. Он присутствует на военных учениях, принимает высший командный состав и т. п. Мы помним его приезд в Южную Осетию в 2008 году, а до этого полеты на истребителе и т. п. Разумеется, в момент игры мускулами между ядерными державами, а по сути, между США и Россией, он не может не принять в этом личного участия и не показать американцам, что наша страна имеет уверенную позицию во всех геополитических проблемах.
«СП»: — Помимо чисто военной есть, видимо, еще и психологическая составляющая ядерного сдерживания. Мало иметь ядерный арсенал — нужна еще и решимость его применить…
— Да, Путин показывает, что он держит под контролем «красную кнопку». А, кроме того, берет на себя личную ответственность за принятие принципиальных решений, связанных с обеспечением обороноспособности страны за счет применения ядерной триады. И эта его решимость принципиальна, поскольку российское общество очень четко ориентируется на месседжи главы государства.