Материал комментируют:
Леонид Ивашов
Сергей Ермаков
У России и США нашелся еще один повод для конфликта — Договор об открытом небе (ДОН). С 1 января Москва ограничит число аэродромов, доступных для американских самолетов-наблюдателей. Об этом в среду, 27 декабря, сообщило РИА «Новости». «Такой шаг является зеркальным в ответ на заявленные США меры в отношении России, которые также планируется ввести с января», — заявил собеседник агентства.
По его словам, речь идет о намерении США закрыть для российских наблюдателей воздушное пространство над Аляской и Гавайями, а также ограничить дальность полетов.
Напомним: ДОН (подписан в 1992 году, вступил в силу в 2002-м, включает 34 страны, среди которых Россия и США) позволяет его членам совершать над территорией друг друга наблюдательные полеты — это позволяет контролировать военную деятельность и укреплять доверие.
Разногласия между Москвой и Вашингтоном вокруг ДОН обострились в конце сентября. Тогда газета The Wall Street Journal сообщила, что американские власти рассматривают возможность введения ряда ограничительных мер в рамках Договора, действие которых будет распространяться на наблюдательные самолеты России. Так, над Гавайями, где находится штаб Тихоокеанского флота США, могут объявить максимальную дальность полетов не более 900 км. Кроме того, самолеты, используемые при таких наблюдательных миссиях, могут потерять право пользоваться базой ВВС США Робинс (в штате Джорджия) или Эллсуорт (Южная Дакота). Прежде эти базы использовались в качестве остановок для отдыха экипажей и дозаправки. «Эти меры призваны заставить Россию соблюдать условия договора», — заявил газете высокопоставленный источник в Госдепе.
По мнению США, Россия нарушает Договор в трех моментах. Во-первых, власти РФ ввели лимит в 500 км в отношении полетов над Калининградской областью в то время как ДОН разрешает полеты на расстояние до 5,5 тыс. км. Между тем, Калининградская область представляет для США и их союзников по НАТО особый интерес, поскольку там находится штаб Балтийского флота.
Вторым нарушением договора США считают тот факт, что Россия отказывает иностранным государствам в проведении наблюдательных полетов в 10-километровой полосе вдоль границы с Абхазией и Южной Осетией. А третьим — якобы неправомерное использование РФ ссылки на «форс-мажор» для внесения поправок в согласованный план наблюдательного полета в связи с перемещением первых лиц государства вблизи намеченного маршрута.
В Москве все претензии США категорически отвергают. Но факт остается фактом: Америка пытается доказать миру, что Россия не соблюдает еще одно соглашение в сфере контроля над вооружениями, наряду с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРМСД). И это лишь повышает напряженность по линии Москва-Вашингтон.
— На наших глазах идет серьезное обострение между Россией и США, — отмечает эксперт Российского института стратегических исследований Сергей Ермаков. — Напомню, что в новой редакции стратегии национальной безопасности США, которую президент Дональд Трамп представил 18 декабря, обозначены следующие приоритеты: сохранение глобального лидерства США, и борьба с препятствиями на пути этого лидерства. В качестве препятствий стратегия называет двух «геополитических конкурентов» Америки — Россию и Китай. По сути, документ четко объясняет, на каких направлениях будет действовать Вашингтон вместе со своими союзниками по НАТО.
В рамках этой стратегии сегодня и происходит обострение вокруг договоров в области контроля над вооружениями, к которым относится и Договор об открытом небе.
«СП»: — США перестали устраивать все подобные соглашения?
— Надо понимать: часть из этих соглашений заключалась в годы холодной войны на паритетной основе между Советским Союзом и США. И к области контроля над стратегическими ядерными вооружениями у американцев до сих пор сохраняется интерес, и существуют точки соприкосновения с Москвой. Да, открытым остается вопрос: что будет с этим механизмом в современном полицентричном ядерном мире, сохранится ли СНВ-3? Но в этой области, по крайней мере, нам со Штатами есть, о чем разговаривать.
С другими соглашениями ситуация иная, поскольку самостоятельной ценности в глазах США они не имеют. Американцы относятся к любому договору как к инструменту. Как только инструмент начинает больше мешать, чем помогать, ценность любого ограничительного режима становится для Вашингтона неочевидной. И тогда США, как правило, предпринимают попытки дискредитировать «неугодный» договор.
Если соглашение мешает всерьез, Америка может даже выйти из него в одностороннем порядке, как было с договором об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО).
«СП»: — Как будет складываться судьба ДОН?
— Договор об открытом небе начал формироваться на излете холодной войны, и вступил в действие в так называемое новое время — период ослабления позиций России.
Претензии, на основании которые США сейчас намерены закрыть для российских наблюдателей воздушное пространство над Аляской и Гавайями, озвучивались и раньше. Просто пока Россия была слабой, и не воспринималась американцами как серьезный противник, на эти претензии не обращали внимания.
Но теперь отношение к Москве изменилось — мы включены в перечень «ревизионистских» держав. И прежние договоры рассматриваются Вашингтоном под единственным углом: помогают они оказывать давление на Россию или нет.
С этой точки зрения и будет решаться судьба Договора об открытом небе. Многие в США и сегодня считают, что ДОН все еще необходим, поскольку обеспечивает определенную транспарентность, и дает срез информации по российской военной мощи. Но в такой трактовке российскую сторону соглашение, естественно, устраивать не будет.
На деле, США и их союзники пытаются исказить содержание ДОН. По такому же сценарию, замечу, развивалась в свое время ситуация вокруг договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). США снова пытаются навязать нам условия, которых напрямую нет в договоре, и под предлогом мифических нарушений идут на серьезные ограничения.
Грубо говоря, Договор об открытом небе американцы сейчас выкручивают не в нашу пользу.
«СП»: — Как действия США меняют систему контроля над вооружениями в мире?
— Эти изменения печальны. Дело в том, что ДОН и другие подобные договоры — все-таки производная от сокращения вооружений, вкупе с мерами доверия. А сейчас у нас с американцами мер доверия нет, и этого мировой системе безопасности очень не хватает.
Тот же Хельсинский процесс в годы холодной войны строился на том, что США и СССР необходимы доверительные отношения, чтобы не допустить конфликта. Сейчас, напротив, складывается впечатление, что Соединенные Штаты пытаются, подталкивая вперед своих союзников, развязать конфликт с Россией — пусть не «горячий», так «гибридный» — для достижения собственных целей.
— Обострение вокруг ДОН и других соглашений происходит из-за того, что США официально объявили РФ своим главным противником, в том числе военным, — убежден академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов. — В этом же русле лежат нынешние попытки Вашингтона дискредитировать Москву в глазах международного сообщества.
Плюс к тому, американцы, обвиняя РФ якобы в несоблюдении договоров в области контроля над вооружениями, стараются сильнее рассорить нас с Европой. Идеальным, с точки зрения США, является сценарий, при котором Россия столкнулась бы с Европой в жестком конфликте. Для реализации этих планов Вашингтон сейчас активно вооружает режим в Киеве, и толкает его к силовому решению вопроса с Донбассом.
Все это, заметим, происходит на фоне очередного ужесточения антироссийских санкций, и обвинений Москвы в кибератаках, вмешательстве в выборы в США, и в политические процессы в ЕС.
На деле, США пытаются такими способами как ослабить внутрироссийское единство, так и отколоть от Москвы ее союзников. И последние действия Вашингтона говорят об одном: Штаты будут добиваться своих целей весьма настойчиво.