75 лет назад, 12 апреля 1941 г. торжественно открылся Донецкий русский музыкальный театр (сегодня театр оперы и балета). Перед поднятием занавеса в новом театре побывал журналист газеты «Соц. Донбасс» В. Дроздов. Он заглянул за кулисы, в артистические уборные, в подсобные цеха, познакомился с людьми, участвующими в рождении спектакля «Иван Сусанин».
Коридоры закулисной части были заполнены боярами, купцами, польскими шляхтичами, русскими крестьянами. Большая нагрузка пала на гримёрно-парикмахерский цех во главе с Иваном Васильевичем Марченко. Много потрудились костюмеры театра, возглавляемые Анной Алексеевной Шифриней.
Мирно беседовали друг с другом враждующие русские ратники и польские шляхтичи. Они ожидали оружие в бутафорском цехе, которым руководил Олег Здыховский.
В массовых сценах «Ивана Сусанина» принимали участие несколько сотен человек. Здесь был занят хор клуба им. Ленина. В финале спектакля на сцену должны были выехать 7 всадников. На сцене предусмотрен был специальный заезд для лошадей и автомашин.
Круг сцены выдерживал нагрузку до 75 тонн. Высота от трюма до крыши равна высоте 8-этажного здания, а площадь — площади 16-ти квартирного дома. Только одна сцена при постановке некоторых спектаклей будет требовать больше электроэнергии, чем потребляла вся Юзовка в дореволюционные годы.
Под сценой помещалось модуляторное устройство и автотрансформаторная. «Здесь будут рождаться грозовые тучи, вспышки молнии, отсюда будет в спектакль вливаться волной солнечного света или пурпуром вечернего заката искусство осветителя. Для «Ивана Сусанина» старшему осветителю театра Павлу Добринскому заказан… рассвет, снег, звёздная ночь. Уже приготовлено для спектаклей голубое небо, имеющее 1400 кв. метров площади. Особенно сложная театральная техника будет применена в спектаклях «Золотой петушок и «Фауст»», — писал В. Дроздов.
В многочисленных комнатах за кулисами шли репетиции. Из конца коридора доносились раскаты баса. Это репетировал роль царя Додона артист Сабинин. Чарующими звуками была наполнена комната, в которой репетировала роль Маргариты из оперы «Фауст» артистка Штейнберг.
В фойе театра разместился симфонический оркестр, осваивавший партитуру оперы «Дума про Опанаса». Во всех многочисленных уголках театра можно было заметить Иосифа Михайловича Лапицкого — строгого и взыскательного художественного руководителя.
Автор статьи заканчивает знакомство с театром и занимает своё место в зрительном зале: «Труд артиста и скрипача, танцора и бутафора, осветителя и гримёра, режиссёра и художника объединяется одной общей целью. Музыка, движения, свет, краски, голоса — всё это сливается воедино, чтобы родить яркое зрелище — музыкальный спектакль.
…Дан сигнал. Поплыл медленно бархатный занавес. Потух свет в зале, зажглись огни рампы. Раздались торжественные звуки увертюры. Театр начинает свой первый сезон».