Киев продолжает ставить авантюрные эксперименты над остатками советской атомной отрасли, доставшейся стране после обретения независимости. Контракт с американской компанией «Вестингхаус», которая поставляет Украине ядерное топливо для АЭС, продлен. О проблемах с ядерной безопасностью, которые несет Украине это явно политическое решение, в Киеве пока даже не задумываются.
Американская Westinghouse заключила новое соглашение с украинским госпредприятием «Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом», в рамках которого продлевается поставка американского ядерного топлива Украине до 2025 года, сообщает пресс-служба «Энергоатома».
Производство и сборка ядерного топлива будут осуществляться на предприятии Westinghouse в шведском городе Вестерос, где существуют технологические линии исключительно для производства топлива для реакторов советского типа ВВЭР-1000. «Этим соглашением предусматривается поставка ядерного топлива для обеспечения семи из 15 украинских атомных энергоблоков в течение 2021-2025 гг., что означает расширение и продолжение действия текущего договора на шесть энергоблоков, срок действия которого заканчивается в 2020 году», – говорится в сообщении.
Westinghouse поставляет для Украины ядерное топливо с 2005 года. Тогда первые шесть сборок были загружены в третий энергоблок Южно-Украинской АЭС. С тех пор американское топливо загрузили лишь в три из 15 реакторов. Больше десяти лет потребовалось американцам, чтобы суметь сделать подходящее и безопасное топливо для советских реакторов. Первые попытки были неудачны и приводили к авариям на украинских АЭС.
По данным Украины, на октябрь 2016 года доля американского топлива на украинских АЭС составляла около 15%, недавно Петр Порошенко заявил, что планирует довести ее до 55%. Использовать топливо Westinghouse планируется еще на двух блоках Запорожской АЭС, а также на Ровенской АЭС.
Периодически Украина говорит о полном освобождении от российского ядерного топлива, но вряд ли стоит этому верить. «Речи о полном переходе с российского на американское топливо нет даже в планах самых «упоротых» адептов Westinghouse», – говорит Алексей Анпилогов, много лет проработавший в украинской атомной энергетике, а ныне – руководитель фонда исторических исследований «Основание». Речь о заполнении американским топливом только семи из 15 энергоблоков. «Это возможно к 2021 году. Сейчас на американском топливе работает 3-4 энергоблока, за два-три года могут перевести еще 3 энергоблока», – не исключает эксперт.
Однако выигрывает ли от этого Украина, снизит ли свою зависимость от российских поставок? Ничуть. «Секрет Полишинеля – почти весь уран, который используется в ТВЭЛах Westinghouse, имеет импортное происхождение. Сами США не добывают значимые объемы урана на своей территории (закрывают менее 10% баланса). А вот главными поставщиками урана, который потом использует Westinghouse, являются Россия и Казахстан. Поэтому уход от российского урана будет лишь на бумаге», – отмечает собеседник.
Но главное, что причина частичного перехода украинских энергоблоков АЭС на американское топливо чисто политическая. Никаких экономических преференций украинский «Энергоатом» не получил.
«Можно поздравить американскую Westinghouse с тем, что она вошла на пока емкий украинский рынок поставок ядерного топлива. И с тем, что она получила неоценимую испытательную площадку, на которой довела до более-менее нормального состояния свое топливо. Как следствие, возможно, американский поставщик постарается вернуться к идее захода на рынок Восточной Европы, где есть масса таких же блоков, но откуда их в свое время погнали поганой метлой. Вспомним аварию на чешской АЭС Темелене, когда пришлось доставать топливо с нарушенной геометрией», — говорит Анпилогов.
Украина же с экономической точки зрения от замены российского топлива на американское ничего не выигрывает. «Американское ядерное топливо тоже стоит денег. Это игра краплеными картами: российское топливо обвиняют в мифической дороговизне, хотя цена выше американской исключительно потому, что Россия берет на себя обязательства по конечной утилизации топлива, а Westinghouse принципиально не берет на себя таких обязательств. И если вопрос утилизации отработанного российского ядерного топлива решен, то стоимость цикла использования американского топлива от изготовления до захоронения и утилизации не просчитана», — говорит эксперт. Россия, конечно, утилизировать американское ядерное топливо не собирается.
В украинской прессе уверяли, что вопрос решит строительство в районе отчуждения Чернобыльской АЭС централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива – ЦХОЯТ. Сделать это должна американская компания Holtec International. «Но надо сказать правду, это не утилизация топлива, а лишь временное хранение. Вопрос полной стоимости американского топлива взваливается на потомков, которые через 50 или 100 лет должны будут достать ТВЭЛы из временного хранилища, и принять решение о полной утилизации», – объясняет Анпилогов.
Но самое главное, что из-за перехода на американское топливо, не предназначенное для советских реакторов, Украина играет с огнем.
«И руководство украинского «Энергоатома», и украинские политики, и даже надзорные украинские органы пошли на сделку с совестью», – считает собеседник. Потому что они в значительной мере упростили процедуру сертификации американского топлива, а также отказались от массы обязательных процедур, необходимых для полноценной инженерной и технологической оценки как сильных, так и слабых сторон этого топлива. В результате часть российских производителей оборудования и программного обеспечения сняли гарантии на свои части украинских атомных энергоблоков, в которые загружено американское топливо.
«Я считаю, что позиция РФ абсолютно правильная, потому что сертификация придумана не Россией, а принята в отрасли. И действия украинской стороны вызвали обоснованное возмущение со стороны МАГАТЭ. Поэтому теперь любые финансовые потери надо будет относить на алчность Westinghouse и головотяпство менеджеров украинского «Энергоатома», которые не провели полную процедуру сертификации», – рассказывает Анпилогов.
Ко всему прочему, Украина ввязалась еще в одну авантюру – решила увеличить мощности своих атомных станций. В целом это нормальная практика, например, Финляндия так делала в отношении советских реакторов ВВЭР. Все дело в подходе. «Украина проводила программу увеличения мощности без согласования с производителями оригинального оборудования, в первую очередь, российскими. Та же Финляндия проводила полный объем технических согласований, натурных испытаний и т.д.», – объясняет Анпилогов.
В итоге Украина поставила себя под обоснованную критику МАГАТЭ, которая является независимой надзорной организацией за безопасностью атомной энергетики.
«И чего греха таить – все эти начинания (перевод на американское топливо и повышение мощностей) Украина провела успешно исключительно за счет тех советских запасов по надежности и безопасности, которые были заложены в конструкцию реакторов», – уверен собеседник.
Еще один неприятный момент для Украины – старение атомных энергоблоков, построенных в советское время. Срок их службы составляет обычно 30-40 лет, то есть заканчивается как раз после 2025-го года. «Большая часть энергоблоков, на которых сейчас проводятся такие смелые эксперименты, эксплуатируются за пределами своего заводского гарантийного срока. В мировой практике это нормальная ситуация, но обычно в этот моменту блок уже оставляют в покое, просто дают доработать оставшиеся 10-15 лет сверх гарантийного срока. А на Украине позиция авантюрная», – говорит Анпилогов. Уже сегодня Украине стоит начинать думать о строительстве новых энергоблоков, и на такое строительство уходит в среднем 10 лет. Но ничего подобного в украинской атомной отрасли не приосходит.
«В ближайшее время рисков для безопасности, возможно, не возникнет, но среднесрочные и долгосрочные риски сохраняются. Скорее речь о происшествиях и авариях, которые начнут происходить позже, когда выяснятся неприятные моменты, связанные с долгосрочной надежностью и старением энергоблоков», – заключает собеседник.
«Украина для американцев сегодня становится удобным плацдармом для отработки собственных технологий и для хорошего заработка. И если не ставить безопасность на первое место, то это может привести к трагичным ситуациям», — согласен первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.