“Бегство народа от государственной власти
составляло всё содержание народной истории России”.
Л. Сокольский
23 марта 2017 года исполнилось ровно 26 лет со дня смерти Фридриха Августа фон Хайека (1899 – 1992) – великого австрийского экономиста, философа, общественного деятеля и нобелевского лауреата 1974 года в области экономики. Фридрих фон Хайек являлся последовательным сторонником фундаментальной теории «открытого общества», и одним из наиболее ярких мыслителей нашей новейшей истории. Современники Хайека отмечают, что ему «повезло» и он смог увидеть «взлет и падение фашизма, национал-социализма и советского коммунизма».
Фридрих Август фон Хайек
А было так, что в ХХ веке облик экономической картины миры определялся взглядами всего лишь двух, правда, выдающихся ученых: отца рыночной экономики – Фридриха фон Хайека и лорда Джона Мейнарда Кейнса, являвшегося основоположником основ государственного планирования и интервенцизма в системе капиталистического, то есть рыночного хозяйствования.
Фридрих фон Хайек считал, что главная беда социалистов в том, что они обещают народу всегда больше, чем реально могут дать, поскольку в этом случае все знания, нужные, чтобы управлять их обществом, в итоге собирает и обрабатывает единоличная власть. Они не понимают или, скорее, не хотят понять, что современное общество в своей основе существует на применении рассеянного знания, которым никакая центральная командная структура и тем более один человек, кем бы он ни был – дуче, фюрером, каудильо, Пол Потом, «Беби Доком» или генеральным секретарем, обработать и использовать не сможет чисто физически. Однако социалистические доктрины приобрели большую популярность после окончания Первой мировой войны, в годы которой всем воюющим странам пришлось создавать централизованную военную экономику на принципах административного планирования. И в этих критических условиях это у них получилось. Но когда война закончилась, они этим же способом захотели решить и проблемы управления экономикой и в условиях наступившего мирного времени.
Так в 30-е годы ХХ века в политической экономии возникают две школы. Первая обращалась к социалистическим принципам в экономике и считала необходимым государственный контроль всей хозяйственной деятельности в стране. Вторая школа, во главе которой стоял Фридрих фон Хайек, выступала с резкой критикой подобного государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. При этом он не раз утверждал, что требование равенства в материальном положении, по его мнению, может быть достигнуто только лишь тоталитарным правительством, действующим методами «гестапо».
Джон Мейнард Кейнс был представителем экономической школы Кембриджа. Фридрих фон Хайек с 1931 года читал лекции в Лондонской школе экономики, включая и лекции по самой актуальной для того времени проблеме «Великой депрессии».
В 1935 году им была издана книга «Коллективистское экономическое планирование: критическое изучение возможностей социализма». Ответом на нее стала книга Джона Мейнарда Кейнса, изданная в 1936 году: «Общая теория занятости, дохода и денег». Один из историков того времени написал про изложенную в ней теорию так: «То, что экономическая система Кейнса предложила безболезненное решение тяжелых проблем и была политически возможна, гарантировало ей популярность; все коллективисты, социалисты, либералы и даже консерваторы типа Макмилана поспешили принять ее… Чтобы бросить вызов теории Кейнса, необходимо было быть реакционным и, как говорили, непреклонным».
Фридрих фон Хайек ответил на нее книгой «Дорога к рабству», изданной в 1944 году и принесшей Фридриху фон Хайеку мировую известность. Книгу эту перевели в 20 странах мира, а в СССР она была издана в 1983 году.
У. Черчиллю идеи «Дороги к рабству» очень понравились, и он постоянно твердил своим идеологическим противникам - лейбористам, что социализм так или иначе связан с тоталитаризмом и презренным преклонением перед государством. Он даже выступил с речью, которая получила название «Речь о гестапо».
Тем не менее на выборах 1945 года победил не он, а лейборист Клемент Аттли, обещавший британцам полную занятость всего населения. За время с 1945 по 1951 год в Великобритании прошла волна национализации: национализировали английский банк и такие отрасли промышленности, как угольная, гражданская авиация, телесвязь, транспорт, электрические энергетические компании, газодобывающие и рудодобывающие предприятия, производства железа и стали – как раз все те отрасли британской промышленности, где работали многие миллионы английских рабочих.
И хотя полной занятости достичь все равно не удалось, теория Кейнса стала во многих странах мира доминирующей на долгие годы. Ответом Хайека стало созданное им в 1947 году общество «Монт Пелерин», давшее миру таких лауреатов Нобелевской премии и общественных деятелей, как Карл Поппер, Милтон Фридман и Людвиг Эрхард – создатель экономического чуда в Германии и впоследствии канцлер ФРГ с 1963 по 1966 год.
В 1950 году Фридрих фон Хайек стал профессором Чикагского университета, где он трудился до 1962 года. Здесь он написал книгу «Конституция свободы» (1960 г.), которая увидела свет в канун празднования 100 летнего юбилея с момента написания книги «О свободе» великого английского философа ХIХ века Джона Стюарта Милля (1806 – 1873).
Люди не любят думать, а тем более следовать советам умных людей, поскольку сами они в большинстве своем глубоко невежественны. Но даже такие люди к 70-м годам ХХ века начали замечать, что во всех странах с централизованной экономикой с чего-то вдруг резко подскочила инфляция, а обещанного уменьшения, причем, значительного, безработицы, как это всем обещал Кейнс, так и не произошло. Работы Фридриха фон Хайека оказались сразу же востребованы администрацией М. Тетчер в Англии и правительством Р. Рейгана в США, которые по рекомендациям Хайека начали снижать государственные расходы, отменили государственный контроль в экономике и пошли по пути ограничения монопольного влияние профсоюзов.
В 1991 году многолетний труд Фридриха фон Хайека был отмечен медалью «Свободы», самой высокой и почетной гражданской наградой США. В 1988 проявилась его работа в трех томах: «Закон, законодательство и свобода», в которой исследовались юридические нормы, нужные для поддержания и развития свободного общества. В условиях высокой инфляции и столь же высокого налогообложения именно эта книга дает интеллектуальную опору рыночным реформам и дает основания для оптимистического взгляда на современное индустриальное развитие общества. Последней работой Фридриха фон Хайека стал изданный в 1988 году труд «Пагубная самонадеянность – интеллектуальная ошибка социализма».
Скончался Фридрих фон Хайек 23 марта 1992 года на 93 году жизни в городе Фрайбург-Брайсгау, успев увидеть крушение Берлинской стены, долгожданное объединение Германии и закат эпохи мирового коммунизма. Хайек лично наблюдал демонтаж Берлинской стены и, как говорили его родные, очень хотел побывать в Москве.
Но главным результатом трудов Фридриха фон Хайека стала убедительная победа над Кейнсом, которая показала преимущество децентрализации экономики, победа самоорганизующихся синергетических систем спонтанного порядка над любым государственным контролем в общественной жизни. Он доказал, что общественный порядок в цивилизованном обществе может осуществляться и без административного принуждения и спущенных сверху приказов. Ну, а падение социалистической системы хозяйствования состоялось у миллионов людей на глазах, и все они увидели правоту идей Фридриха фон Хайека.
В эпоху, последовавшую за крушением Берлинской стены, идеи Хайека для переходного периода в России, уже не социалистической, но и еще не рыночной до конца, более чем актуальны. Дело в том, что главным врагом для современной России, как и для России после 1861 года, стал страх перед развивающимся новым капиталистическим хозяйством и возникшая на его основе ностальгия по старому коммунистическому режиму. Очевидно, что сегодня мы встречаемся все с большим количеством попыток дискредитации рыночной экономики и основополагающих принципов демократического общественного устройства. Она ведется как с целью оправдания известной политики «красного террора», так и государственного внеэкономического принуждения к бесплатному, по сути, труду. Многим кажется, а может быть уже и не только кажется, что они видят опасные черты возвращения страны в 30-е годы ХХ века – в период, который, кстати, уже получил в научной литературе интересное название «феодального социализма».
Тогда экономику страны характеризовали неразвитые торговые отношения, суррогатные деньги, патриархальные и полупатриархальные экономические связи, и натуральный обмен, а также государственное регулирование и ярко выраженный казенный патриотизм, о котором в своре время предупреждал еще А. Богданов в своем романе «Красная звезда». Ну, а идеологией государственной власти, вернее ее основанием стала русская православная идея ХIХ века. Именно идея на уровне веры в «святой коммунизм», потому что даже экономической теории его никогда реально не существовало. Единственным человеком в СССР, кто дерзнул, кстати говоря, написать «Политэкономию коммунизма», был председатель Госплана СССР Н. Вознесенский, расстрелянный в 1949 году по «Ленинградскому делу».
Ну, а манипулирование, причем весьма неумелое, общественным мнением с целью недостижимого «единогласия», значительная идеологическая (и неизбежная) деморализация общества, а также наличие сугубо военного маниакально – депрессивного синдрома во многом вызывают и противопоставление правительства и общества. На ВО недавно был интересный материал о том, что власть сегодня делает ставку на крупные монополии, что одним все можно, а другим точно так же ничего нельзя. Но и об этом в свое время написал Хайек. «Каждому отведено особое место: одному дано властвовать, другому – подчиняться», – отмечал он. Спонтанный характер экономических отношений заменяется на «вертикаль власти» в виде военной организации государства, которым, как известно, легче всего управлять. Целью при этом экономики становится не процветание граждан страны, а «экономическая безопасность». Дух предприимчивости начинает подменяться героическим духом нации, о чем ярко говорят статьи о «легендарной Гиберборее», родине «великих русов», египетских пирамидах, в которых похоронены славянские князья, и бородатом боге Кетцалькоатле – безусловно русском, приплывшем из-за моря на плоту. Кон-Тики тоже бородат, а, следовательно, и он был древним русом!
Однако Хайек ставит интересный вопрос, с чего это и «почему люди так снисходительны к давлению со стороны государства и так недоверчивы к рынку?» Почему не ставят вопрос о необходимости ограничения власти чиновников в стране? Почему не принимаются законы об ограничении функций правительства, как это сделали многие страны Европы? Ведь все понимают, что жить в обществе, где де-факто существует капитализм, а де-юре – все еще во многом социализм, нельзя.
Но и тут опять-таки, благодаря научным трудам Хайека, мы имеем три императива общественного прогресса: свободное движение капитала («экономическая свобода»), защита частной собственности и частного предпринимательства, обеспечивающая реализацию личных возможностей человека на избранный им продуктивный труд, а также желание использовать свою индивидуальную свободу в качестве средства собственного развития. В результате принятия таких императивов и рыночной реконструкции старого государственного общественного механизма будет создана и начнет стабильно работать система законов «самоорганизующегося» или «спонтанного порядка», основанного на принципах рыночной экономики свободного общества.
Фридрих фон Хайек с оптимизмом смотрел на крушение Берлинской стены и думал, что когда-то люди почувствуют вкус свободы и процветания и захотят сохранить для себя свободу спонтанного общественного порядка, основанного на власти частной собственности. Жизнь Хайека - это пример беззаветного служения открытому обществу, с тем чтобы люди сами могли понять простую истину, что своя собственная свобода и благополучие зависят только от них самих. И только так можно будет победить коррупцию в верхних эшелонах власти, а отнюдь не при помощи фотографий со спутников.
Впрочем, ничуть не менее талантливы были и наши люди, включая такого философа, как Николай Александрович Бердяев. Он предлагал «оформить» территорию России, т.е. оценить всю землю страны в денежном выражении. В дальнейшем, считал он, нельзя мешать продаже земли, включая угодья, через Товарно-сырьевую биржу, что позволило бы рынку следить за оборотом земли, как товара. Земля должна продаваться, а не раздаваться населению по одному гектару. Бердяев считал, что буквально все подлежит учету и счету: и леса, и вода, и недра, и земля, и то, что находится на земле или в воде. И отсюда всего один только шаг для столь выгодного общества и перспективного налогообложения по ресурсам, когда максимальные налоги платят те, кто обогащаются с продажи природных ресурсов, а те, кто напрягают свой ум, как бы много они не получали, платят лишь за аренду помещения. Вот где просто «золотая жила» для богатых на таланты россиян, новых кулибиных и калашниковых! Следует также согласиться с Н.А. Бердяевым, что только рынок земли может обеспечить стабильную бумажноденежную эмиссию и допустить максимальное увеличение объема денежной массы, имеющей хождение в стране. Капитализация же государства, как совокупная капитализация национальных предприятий, включает в себя, в первую очередь, стоимость земли, на которой стоят предприятия. И это практически все, что следует сделать для того, чтобы экономическое чудо 1913 года повторилось бы прямо на наших глазах.
Автор: В. Шпаковский