Сегодня с участием Владимира Путина состоится торжественное открытие автомобильной части Керченского моста, который, как утверждала украинская пропаганда, «Россия никогда не сможет построить». О новых грандиозных стройках на полуострове рассказал руководитель крымского корпункта НТВ Олег Крючков, который с первых дней следил за возведением моста через Керченский пролив.
– Я слышал, что на Украине зарегистрировано ООО «Крымский мост», установлена стоимость проезда по мосту 50 гривен, и без билета проезд считается преступлением. Собираясь на завтра на Крымский мост, ты заезжал в Херсон за билетом?
– Знаешь, это смешно. Когда недели полторы назад был последний пресс-тур, мы как раз на арке автомобильного моста стояли и писали интервью с Леонидом Рыженькиным (заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам компании ООО «Стройгазмонтаж», которая строит мост), и как раз туда позвонили, и кто-то сказал, что в очередной раз увидели «утку» о том, что снова треснула опора. Долго смеялись.
Понимаешь, я делал для себя ретроспективу украинских «уток» – помнишь, когда керченский свидомый деятель Тарас Березовец, который сейчас консультирует президента Украины, только сбежал из Керчи и начал рассказывать, что мост построить невозможно?
И сейчас он будет рассказывать. Потому что мост готов, его откроет президент, а завтра в 6 утра по нему поедут машины.
– На Украине идёт большой спор, что это инфраструктура, которую придётся непонятно как содержать, а у Киева на это средств нет. К тому же, в этом мосту нет никакого смысла, Крым-то вот-вот вернут! Уже есть решение Печерского суда!
– Я две недели назад практически побывал на Украине. Я был на пограничном корабле, который дежурил в Азовском море, и мы были настолько близко к Бердянску, что я получил смс о том, что «вас витає Украина» – это чтобы украинские рыбаки и пограничники понимали, что их ждёт в ближайшем будущем. У украинского побережья сейчас стоит завеса российских пограничников, которые начали охранять рыболовство в Крыму.
– Не получается ли так, что, арестовывая украинских рыбаков, мы арестовываем своих, а они там в Киеве только радуются? Бердянск – это та же Новороссия, это рядом.
– Я разговаривал с двумя рыбаками «Норда», которые успели уехать – с поварихой и с матросом, которые как семейная пара вырвались через Белоруссию. Они рассказывали, что мариупольские рыбаки приходили делегацией к рыбакам «Норда», приносили еду, извинялись, говорили, что «Это не мы». И сказали, что, благодаря такому действию Украины, вся рыбная отрасль в Бердянске, Мариуполе и окрестностях прекратила своё существование, и теперь они не выходят дальше видимости украинских берегов. Хотя, ещё полгода назад, так как море внутреннее, они спокойно доходили почти до траверса Крымского моста и ловили тюльку, хамсу в квадратах, которые были определены совместными договорами, и никто никого не трогал. А теперь там ловить они не смогут – это реальность.
– Хотелось бы, чтобы наши правоохранители поймали украинских пограничников, военных в море, а не рыбаков.
– Захватывали «Норд» не совсем пограничники. Там использовали пограничный катер. Захват проводило спецподразделение, находящееся на борту. Не совсем пограничники, люди в немного другом камуфляже, которые высаживались, наводили оружие и так далее. Я бы сказал, что кто-то написал для Украины медиаплан, который она по-дурацки исполняет. Сегодня они попытались захватить рыбаков, завтра ещё что-то попытаются – то опоры подорвали, то ещё что-то.
Но самое смешное, что у них не остаётся уже как таковых крымских спикеров. Березовец, у которого «мост поплывёт», по большому счёту, обосрался, потому что мост сдаётся. На странице Чубарова пять лайков – это просто смешно. Под страницей ток-шоу канала ATR, который ведёт бывший крымский вице-премьер, умудрившийся побыть и на той, и на этой стороне, так его уже в открытую матерят крымские татары.
– Вернёмся к Крымскому мосту. Все-таки проект грандиозный, сумасшедший, как считаешь?
– И проехал, и прошёл, и следил за строительством, постоянно там был – это просто сумасшедший проект, а это же ведь не только мост. Киевские пропагандисты просто обделались.
– Так я и хотел про это сказать. Мост – это такая вот жемчужина, что-то из будущего. Крым же на Украине был привыкшим к разрухе. Насколько быстро Крыму вообще удастся скоммутироваться с этим мостом, потому как я представляю, какие могут возникнуть пробки с обеих сторон.
– Да, это такая политическая штука. Мы запускаемся. Понятно, что первая часть «Тавриды» хотя бы в двух полосном варианте будет готова к концу года. Всё остальное, правда, ещё не будет готово, но к 2020 – будет. Потому что от Севастополя до Керчи идёт грандиозное строительство. Я не видел никогда в жизни столько экскаваторов, столько грейдеров, уплотнителей, грузовиков… Это тысячи и тысячи единиц тяжёлой техники, которая сейчас занимается стройкой мостов – железнодорожных, развязок и всего остального. Технологии по асфальту – это космос: три слоя черновых, четвёртый будет основным. Там асфальта почти метр разных слоёв. Я такого никогда не видел.
Я был в пункте управления Крымского моста, где, скорее всего, будет президент, ну это реально космос – там мониторы стоят, как в центре управления полётами, там каждая опора контролируется датчиками, порывы ветра, точка росы, точка замерзания. Оттуда всё руководится, можно перенаправить потоки, полностью отправить технику, которая будет что-то проверять, или, там, скажем, будет понятно, что образовывается гололёд, сразу же всё будет посыпаться в автоматическом режиме. Это другие технологии, это компетенции, которые благодаря Крымскому мосту Россия тоже получила. Их не было. Это огромнейший прорыв. Я бы сравнил его если не с полётом в космос, хотя, возможно, и с ним.
Благодаря Крымскому мосту мост на Сахалин уже не такая сложная задача. Это просто следующий этап, все поняли, что мы можем строить такие проекты. Причем, знаешь, что меня поразило? Ещё когда устанавливали арки, мы, журналисты, стоим и переживаем, как там всё пройдет, и стоят рядом наши русские инженеры, смотрят на всё со спокойствием. Каждый занят своим делом, и всё становится на место. Люди знают, что у нас есть инженерно-технические компетенции, которые готовы построить всё, что угодно в этой стране.