В минувшее воскресенье глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявил, что Россия передаст Индии большой объем технологий создания истребителя пятого поколения в рамках проекта FGFA. Таким образом, речи о выходе Индии из проекта не идет, подчеркнул Слюсарь. Несмотря на то, что в апреле этого года Нью-Дели демонстративно хлопнули дверью, заявив, что истребитель Су-57, на базе которого предполагается создать российско-индийский самолет, обладает невысокими качествами.
Слюсарю вторит директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев. Но в несколько иных терминах и определениях. Да, проект заморожен, заявляет он. Но это вовсе не означает, что Россия и Индия не вернутся к переговорам относительно его размораживания.
Слишком уж животрепещущая тема и для Нью-Дели, и для Москвы. России нужны индийские деньги на продолжение проекта FGFA, которые могли бы частично использоваться для строительства некоторого количества истребителей Су-57. Поэтому для Индии создаются совершенно беспрецедентные условия, которые ей не может предоставить ни одна высокотехнологическая страна мира.
Ни для кого не секрет, что Индия изо всех сил стремится стать страной, которая способна конкурировать в области вооружения со своими главными соперниками. Прежде всего, конечно, с Пакистаном. Но в этом ряду находится и Китай. Именно поэтому Нью-Дели выдвинули важнейший для себя принцип — «Made in India». То есть осваивать высокие технологии, чтобы на их основе самостоятельно производить важнейшие для страны продукты, к коим относится и вооружение.
При этом технологиями Индию должны снабжать страны, ими обладающие. Выйдя из проекта FGFA, Индия на несколько десятилетий лишила бы себя возможности научиться строить на своих заводах истребители пятого поколения.
Американцы своих технологий не предоставят ни при каких условиях. Об этом было четко сказано Вашингтоном в процессе раскручивания скандально известного индийского тендера на закупку 126 легких истребителей. При этом речь шла о самолетах поколения 4+, а не 5.
С той же самой ситуацией Индия столкнулась при закупке французских истребителей «Рафаль» поколения 4++. Французы осмотрели индийские авиационные заводы и заявили, что производственная база Индии не подходит для строительства столь великолепных самолетов. Разумеется, этот ход был сделан исключительно для того, чтобы сорвать с Индии громадные деньги — 7,53 млрд евро за 36 самолетов, — но при этом не передавать ей никаких технологических секретов. Данная сделка оппозицией квалифицируется как коррупционная, в стране начинается движение за проведение судебного расследования. В то же время столь уничижительная характеристика индийского промышленного потенциала явно надумана. Ей противоречит, например, российско-индийская разработка и производство работоспособных прототипов гиперзвуковой противокорабельной ракеты «БраМос».
Абсолютно точно также поступят и производители евроистребителя «Тайфун» — берите машины, но не рассчитывайте на технологии, хоть они и не относятся к пятому поколению.
И совсем уж было бы наивно со стороны Нью-Дели обратиться за технологической помощью к китайцам, у которых уже есть один истребитель-«пятерочник», а второй проходит испытания. Китайцы секретов не продадут своим региональным соперникам и за огромные деньги. Даже если в этом будут сильно нуждаться. Но с деньгами у них все в порядке.
Так вот, Индии все это прекрасно понятно. Понятно и то, что Россия технологии передаст. О чем, собственно, и заявил Слюсарь в минувшее воскресенье. Известно это было и тогда, когда проект только затевался — в 2007 году.
Но сейчас, когда настало время не только создавать видимость реального участия в проекте, но и наконец-то вложить в него свою финансовую долю, Индия вдруг заявила, что базовый самолет, Су-57, ее не устраивает. Что он значительно уступает качественно двум другим истребителям пятого поколения — F-22 и F-35. У российского истребителя якобы и малозаметность липовая, и РЛС слабая, и двигатель неэффективный. И вообще, его нельзя отнести к самолетам пятого поколения.
До таких обвинений не додумались даже прямые конкуренты нашего истребителя — компания «Локхид Мартин», всеми правдами и неправдами продвигающая на рынок свой, мягко говоря, посредственный F-35.
Дело дошло и до совершенно очевидного блефа. Организация оборонных исследований и разработок заявила, что индийские конструкторы «владеют всеми уникальными технологиями, необходимыми для создания истребителя пятого поколения, либо находятся в разработке».
Вполне понятно, что здесь Индия демонстрирует свою традиционную тактику, благодаря которой она пытается сбить цену и закупочных контрактов, и вложений в совместные проекты. Всё, как на восточном базаре, — ваш товар плох, он нам не нужен. Впрочем, мы могли бы пойти вам навстречу, если бы вы сбавили цену.
Прямая тому улика состоит в том, что, отказываясь от участия в проекте FGFA, Индия заявила о возможном пересмотре своего решения будущем. И она может присоединиться к проекту на его финальной стадии. Что совсем уж запредельно нагло. То есть, не вложившись в разработку истребителя для своих ВВС, она готова закупить их некоторое количество, а потом развернуть производство на собственных авиационных заводах. Как говорится, на халяву.
Это заявление довело наименее стрессоустойчивых людей, можно сказать, до белого каления. Директор Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко призвал вооружать Пакистан истребителями Су-35 в пику Индии. И вообще отказаться от стратегии выстраивания своего оружейного бизнеса таким образом, чтобы это не затрагивало интересы нашего давнего партнера, который демонстрирует отнюдь не партнерское вероломство. Как говорится, допекли!
Проект формально был начат в 2007 году. Но лишь в 2010 году удалось договориться с индийцами о проведении НИР стоимостью 300 млн. долларов. На протяжении нескольких лет Индия постоянно меняла требования к самолету, который должен отличаться от российского Су-57. То им требовались двухместные машины, то опять приходили к выводу о достаточности одного пилота. То рассматривался вопрос об увеличении количества антенн пассивной локации. То возникали претензии к навигационной системе и комплексу управления оружием.
При этом по требованию индийской стороны постоянно менялась итоговая сумма разработки, которая должна завершиться серийным производством. Начали с 30 млрд. долларов при условии финансирования в равных долях. Последняя сумма, на которой все застопорилось, — 8 млрд. При этом Индия должна выплатить лишь четверть этой суммы. Но и это, считает Нью-Дели, «грабительство».
При этом довольно странно выглядят заявления о том, что только эти деньги и никакие другие должны обеспечить серийное производство Су-57 для ВКС России. Сколько можно сделать новейших истребителей на 2 млрд. долларов? Порядка двух десятков, не более.
Да, конечно, когда в Индии начнут строиться в конце концов разработанные истребители пятого поколения, то прибыль от их продажи третьим странам будет разделена, как ожидается, поровну. Но произойдет это, несомненно, очень нескоро, поскольку ОКР еще и не начиналась, там еще, как говорится, конь не валялся. А серийные Су-57 понадобятся России значительно раньше.
Вполне понятно, что этой ситуацией не замедлили воспользоваться «пропагандисты» компании «Локхид Мартин». Немедленно пошел вал публикаций с критикой «русского полуфабриката». Чему также способствовало высказывание вице-премьера Юрия Борисова о том, что при наличии прекрасного истребителя Су-35 самолет пятого поколения не очень-то нам и нужен.
С большой долей вероятности можно предположить, что Индия, в конце концов, вернется в проект. Может быть, ей при этом удастся выторговать какие-то новые для себя преференции. Потому что, отказавшись от российского Су-57, Индия навсегда лишится возможности обзавестись собственным истребителем пятого поколения. Больше ей надеяться не на кого.
Военные технологии: В России ведутся разработки нового противолодочного оружия
Военные новости: Истребители США сцепились в Норвегии за небо России