Вот так, не больше и не меньше: изменить то, как ведётся наземная война!
Именно такие амбиции американской армии выразил журнал The National Interest, рассказывая об «одном из способов, которым армия намерена гарантировать победу в сухопутной войне с Россией».
Приоритеты обозначены, враги назначены, прототипы намечены
Вот так, не больше и не меньше: гарантировать победу в сухопутной войне с Россией!
И перед материалом некоего Криса Осборна в журнале стоит характерная фотография: русская военная бронетехника перед парадом, стоящая на улице Тверской, и на первом плане — противотанковая самоходная пушка 2С25 «Спрут-СД». Она по тексту далее и выступает тем самым «российским аналогом», который и должны превзойти будущие американские бронемашины Мобильной Защищённой Огневой Мощи (МЗОМ, Mobile Protected Firepower).
Бедняги американцы! Они всё ещё исходят из того, что могут победить русскую армию на суше! Да и вообще русскую армию! Но уж исходить при этом даже не из имеющегося вооружения, а ещё только из концептов, по которым ещё только намереваются создать прототипы!
Это что-то вроде концепта перехватчика для уже стоящих на вооружении русских гиперзвуковых ракет типа «Кинжал».
Нет, конечно же, никто не собирается отрицать, что главное военно-стратегическое противостояние на нашей планете имеется сегодня между Россией и США. В экономике Штаты пусть толкаются с Китаем, но в военном смысле только мы для них настоящий враг, вкусный такой, наследственный. Хтонический, можно сказать.
Но вот зубки у американцев коротки пока что нашей крови испробовать. А коли так, то и не принято в ответственных изданиях говорить о победе над Россией. Тем более – в войне. Тем более – благодаря концептам прототипов моделей будущих боевых машин. Особенно, когда русская оборонная концепция предусматривает ядерный ответ на любые поползновения перенести любой сухопутный конфликт на нашу территорию.
Но… Американцы льстят себе надеждой, что это – всего лишь слова. А потому самовлюблённо назначают себе врагов, а себя – победителями над ними.
Что же, давайте посмотрим, что это за машинки мобильной огневой мощи…
Защищённая огневая мощь – что это такое?
Итак, NI сообщает, что в «ближайшие несколько лет (!) армия США намерена (!) создать прототипы (!) новых лёгких (!) бронемашин». Как лёгкие бронемашины изменят характер ведения наземной войны, описывается даже художественно:
«Дальнобойный и меткий огонь, координация между воздушными и наземными силами, танковые атаки и угроза со стороны дронов — всё это настолько быстро меняет поле боя, что американской пехоте нужна дополнительная огневая мощь, чтобы противостоять крупным противникам». Соответственно, «МЗОМ помогает вам, потому что вы можете уйти с дороги (helps you because you can get off road)», — приводит журнал малопонятную фразу некоего Рики Смита, заместителя начальника штаба G-9 Командования боевой подготовки и разработки доктрины армии США.
Хотя как посмотреть. Если убраться с дороги крупного противника — и есть то самое, к чему должна стремиться американская пехота, то слова штабного офицера оказываются совершенно понятными и даже прозрачными. Впрочем, дальше он их великодушно поясняет:
Подвижность может помочь со смертоносностью и защищённостью, потому что вы можете нанести удар по противнику до того, как он подорвёт вашу способность к перемещению.
Ясна концепция? Смыться с дороги противника побыстрее, чтобы потом обстрелять его до того, как он вас заметит.
Что же, вполне достойная тактика.
Для партизан. Не для армии.
Но именно таким способом они хотят победить русские войска…
Но что же это будут за машинки, которые должны одолеть нашу десантную самоходную пушку?
Машины МЗОМ должны быть оптимально сбалансированы между убойностью, подвижностью и выживаемостью. Потому что «нынешние танки «Абрамс», хоть и вооружённые 120-миллиметровыми орудиями и оснащённые тяжёлой броней, зачастую с трудом справляются с поддержкой пехоты из-за своего веса и ограниченной подвижности».
Наконец-то! А как расписывали совершенно убойнейшее превосходство «Абрамсов» над всеми этими отсталыми русскими железками!
Дальше говорится о том, что новые машинки должны прежде всего оказывать своей пехоте «легко развёртываемую и стремительно передвигающуюся огневую поддержку». Значит, они должны помещаться парою в военно-транспортном самолёте С-17, обладать «достаточной огневой мощью» и иметь «датчики, чтобы одолеть мощного врага».
Датчики – да, грозное средство для одоления самого мощного врага!
Но пока мы видим только слова. А в чём, собственно, конкретика концепта?
Её описывают в целом так: лёгкие композитные материалы в броне, системы активной защиты (КАЗ), высокоточные всепогодные датчики наведения, пушка, сбалансированная для ведения огня на ходу, компьютерная автоматизация. В качестве пушки может быть использовано лёгкое 120-миллиметровое орудие XM360.
И чего же в этом нового? Оказывается, для американцев «сложность в том, как спаять их вместе. Как одновременно использовать несколько оптических, инфракрасных и электромагнитных датчиков одновременно в режиме реального времени».
Собственно, всё. Вся конкретика.
А коли это всё, то можно сделать вывод: американцы после нескольких лет натужных насмешек над платформой «Армата» пошли по пути… её копирования. По сути, всё, что нам описал американский журнал, и есть общее описание уже имеющейся в железе русской бронетехники: «умная» система управления на базе кучи датчиков и следящих систем, мощная броня с активной защитой, убойное огневое вооружение, возможность сопрягаться в единой картинке боя с другими машинами, дронами и даже пехотой.
Что против этого «Спрут-СД»?
Ну, прежде всего то, что это живая, работающая машина – что называется, уже исполненная в железе. Это когда американцы только ожидают, что «к 2019 году армия заключит две (!) сделки о разработке и производстве в качестве первого этапа (!) перед созданием прототипов различными поставщиками». В заявлении армии утверждается, что «создание первоначальных прототипов (!) ожидается в течение 14 месяцев с момента заключения контракта».
Между тем противотанковая самоходная пушка 2С25 «Спрут-СД» создана на Волгоградском тракторном заводе ещё в начале 1990-х годов. На базе боевой машины десанта БМД-3.
«Мобильность»: машина авиадесантируемая и плавающая. Десантироваться может с самолётов Ил-76 (помещаются 2 машины), Ан-124 (6 единиц) и вертолёта Ми-26 (на внешней подвеске). С кораблей в варианте для морской пехоты – соответственно, сильно больше. При этом плывёт на скорости до 10 км/ч при волнении до 3 баллов.
«Огневая мощь»: 125-мм гладкоствольная танковая пушка 2А75 и 7,62-мм пулемет ПКТ, дальность стрельбы свыше 4000 м со скорострельностью 7 выстрелов в минуту.
«Подвижность»: многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2 мощностью 331 кВт позволяет развивать скорость до 65-68 км/ч, с хорошей проходимостью.
«Датчики»: компьютеризованная система управления огнём, комплект приборов ночного видения.
«Защищённость»: тут «Спрут-СД» несколько «подкачал» – броня лёгкая, обеспечивает защиту только от 23-мм снаряда с дальности 500 метров.
Но тут никто не запрещает работать в направлении оснащения машины комплексами динамической и активной защиты. Тем более что планы её модернизации – модернизации, когда американцы только концепт её противницы вырабатывают! – имеются.
В общем, судя по тактико-техническим данным, не удаётся американцам даже в концепции ни обойти, ни даже обползти наш «Спрут». Остаётся им только убираться с дороги, и побыстрее.
Эта часть их концепции – верная.