Мы попросили российского военного эксперта Владислава Шурыгина прокомментировать введение Украиной новых правил, согласно которым черноморская акватория, контролируемая Украиной, увеличивается до 24 миль (45 км).
Противостояние России и Украины в акваториях Черного и Азовского морей продолжается. В ответ на действия России, когда спецназ ФСБ задержал три украинских судна, попытавшихся без разрешения прорваться в Азовское море, Верховная Рада приняла закон, согласно которому черноморская территория Украины увеличена с 12 до 24 миль.
В этой зоне украинским военным кораблям разрешено без предупреждения открывать огонь на поражение и досматривать любые суда. Россия уже заявила, что не признает новую морскую границу в Азовском море, которую хотят провести в Киеве.
— Одно дело декларировать, а другое — на полном серьезе претворять свои декларации в жизнь. Насколько Украина готова все эти новые установки выполнить?
— Можно не сомневаться в том, что Украина будет со всей серьезностью подходить к выполнению новых правил, чтобы что-либо из российского — корабли и люди — попало бы к ней в плен. Украина будет заниматься максимальным провоцированием России.
Задача — спровоцировать военный конфликт на море. Соответственно, для этого всё и будет делаться.
— А как тогда на это всё надо будет отвечать России?
— России нужна будет огромная выдержка, потому что то, что не получилось у Украины перед этим, она попытается заполучить — военный конфликт. Поэтому надо максимально по возможности, если такая возможность есть, избегать военного контакта с Украиной.
Но нужно понимать, что всё не всегда зависит от нас. В определенных обстоятельствах и в определенных ситуациях нам придется с Украиной столкнуться. Тут вопрос в следующем: насколько мы сможем эту тему оттянуть.
— Тут сразу приходит в голову случай с Южной Осетией 2008 года. Тогда агрессору в лице режима Саакашвили Россией был дан серьезный военный отпор, который отбил охоту у Грузии пытаться военными методами решать проблему. И отбил настолько эффективно, что в этой зоне уже 10 лет все тихо и спокойно.
— Понимаете, во время военного конфликта в Южной Осетии было отсутствие консенсуса на Западе относительно произошедшего, поэтому в результате было отсутствие санкций.
Сейчас же Россия находится в состоянии парии. Соответственно, в этом случае делается всё, чтобы окончательно убрать Россию с политической карты.
Ситуация, в общем-то, такая: если России уже больше нечего будет терять, то нужно будет давать ответ.
Но нынешнее наше руководство понимает, сколько оно потеряет, в том числе и как государство, которое стремится находиться в «семье народов». А нас там пытаются травить.
Так что я очень сомневаюсь в том, что наше руководство решится на какой-то мощный силовой ответ, как это было в Южной Осетии, и будет вялотекущее рукоблудие.
— Все-таки прошу вас попытаться дать прогноз: так будет конфликт с Украиной в ближайшее время или нет?
— Не думаю, что все это будет в такой быстрой перспективе. Но конфликт этот неизбежен, так как Украину Запад готовит к большой войне с Россией. И одна из задач: втащить Россию в долгое и кровавое противостояние. Просто Запад отлично понимает, что российская экономика и попытки ее выстраивать совершенно не выносят долгой войны.