Уже две недели как битва двух центров силы за контроль над Ливией вступила в решающую фазу. 4 апреля, не дождавшись начала переговоров о перемирии под эгидой ООН, фельдмаршал Халифа Хафтар двинул Ливийскую национальную армию (ЛНА) на столицу Триполи. Восток страны контролирует Палата представителей при поддержке Хафтара. Запад Ливии – признанное ООН Правительство национального согласия (ПНС) во главе с Файезом Сараджем.
«Прыжок фельдмаршала»
Формальная цель наступления ЛНА на запад – борьба с боевиками и террористами. Но де факто всё идёт к тому, что Хафтар пытается взять под свой контроль раздираемую с 2011 года гражданской войной страну.
«Прыжок» Хафтара оказался хоть и стремительным, но не таким успешным. В пригороде Триполи его встретило ожесточённое сопротивление. 14 апреля войска Сараджа заявили о том, что они сбили военный самолёт ЛНА, атаковавший их в районе Вади Эр-Рабиа на юге столицы. До этого авиация Хафтара приступила к авианалётам против сил ПНС и нанесла удар по столичному аэропорту Митига, из-за чего были временно отменены все рейсы.
Об ожесточенных боях местные СМИ сообщали и сегодня. По данным ливийского издания The Libya Observer, в ночь на 17 апреля ЛНА запустила несколько ракет по Триполи. В результате нападения погибли четыре и пострадали 23 человека.
Хафтаровцы обстрел жилых объектов из установок «Град» отрицают.
«Сегодня ночью ливийская армия не использовала тяжёлое оружие в ходе военных операций», – рассказал «РИА Новости» глава пресс-службы ЛНА Халифа аль-Обейди.
По его словам, власти Триполи переводят стрелки на Хафтара, чтобы свалить вину на него.
О масштабах столкновений свидетельствует статистика жертв с начала наступления ЛНА. В общей сложности погибли 180 человек, включая четверых мирных жителей. Ранены около 800 человек.
Италия обвинила Францию в поддержке Хафтара
Международное сообщество, хотя формально поддерживает правительство Сараджа, но де факто не консолидировано и поэтому бессильно остановить кровопролитие. За Хафтаром стоят Египет, ОАЭ и Франция. Сараджа поддерживают Италия, Турция и Катар.
Премьер Италии Маттео Сальвини с намёком на Францию сказал, что «кто-то поддерживает этот блицкриг, но это не Италия». Катар более категоричен в своих заявлениях и требует ввести оружейное эмбарго против ЛНА. Британия пытается остановить войну через Совбез. США тоже осуждают конфликт, но не критикуют Хафтара. Предпочитают не складывать все яйца в одну корзину.
Россия официально призывает к прекращению боевых действий и не отдаёт никому предпочтение.
«Мы поддерживаем все ливийские политические силы для того, чтобы они договорились между собой, чтобы никто ничего им не навязывал», – заявил глава МИД Сергей Лавров 6 апреля.
Интересы России и нефть по $72
По линии МИД Россия контактирует с правительством Сараджа. В этом деле активную роль играл глава российской контактной группы по Ливии Лев Деньгов. С другой стороны, Москва несколько раз принимала фельдмаршала Хафтара, с которым встречались и Лавров, и министр обороны Сергей Шойгу.
Но западные СМИ и элиты уверены, что Россия в этой схватке поставила исключительно на ЛНА. В марте глава Африканского командования Вооружённых сил США (Africom) Томас Вальдхаузер обвинил Москву в тайной поддержке Хафтара. Тогда же британская газета The Telegraph писала об отправке 300 бойцов ЧВК Вагнера в Ливию и поставках танков, артиллерийских снарядов и беспилотников Хафтару. Британские СМИ утверждают, что в Бенгази и Тобруке у России уже есть военные базы, а ЛНА получила чуть ли не С-400 и «Калибры». Российский МИД все эти обвинения отрицает, ссылаясь на оружейное эмбарго против Ливии, которого придерживается и Российская Федерация.
Тем временем наступление Хафтара взвинчивает цены на нефть. Цена марки Brent с 1 апреля до сегодняшнего дня выросла почти на 10 долларов, достигнув $72 за баррель. Как бы зловеще это ни звучало, в финансовом смысле Россию ситуация в Ливии устраивает.
Что касается политической стороны, то захват Хафтаром Триполи Россию точно не расстроит. Москва будет использовать контакты с выпускником академии Фрунзе, чтобы вернуться на ливийский нефтяной и оружейный рынки, которые она покинула после свержения Муаммара Каддафи. РЖД могут дать концессии для соединения Триполи и Бенгази, Роснефть и Татнефть – разработку месторождений, а «Сухому» вернут контракты на сумму 3,5 миллиарда долларов.