Материал комментируют:
Игорь Исаков
Трудно представить Кремль без Царь-пушки, Неву без «Авроры», Оршу без «Катюши», Химки без Ла-7, «Дорогу жизни» без «полуторки», берлинский Мемориал павшим советским воинам в Тиргартене без Т-34, Монино без более двухсот самолетов и вертолетов разных эпох — историческая тема военной техники вызывает не меньше внимания, чем художественные и прочие музеи. И интерес этот год от года только возрастает во всем мире — идет своеобразная битва за раритеты, порой не только своего происхождения.
История с возвращением из Лаоса на «историческую родину» в Россию тридцати танков Т-34?85 вызвала ряд кривотолков, в первую очередь потому, что танки оказались не совсем «наши». Эти «тридцатьчетверки» большей частью были произведены уже в 1950-х годах в Чехословакии, правда, по советской документации и лишь с небольшими изменениями в конструкции. Для своей основной цели, заявленной Минобороны РФ, а это участие в военно-исторических парадах, съемках в художественных фильмах, они вполне подходят. И тот факт, что действительно советскими, произведенными в Тагиле, оказалось лишь несколько из них, а один реально дошел до Берлина в 1945-м, особой погоды не делает. В конечном итоге Т-34 были получены не для того, чтобы украсить воинские кладбища и захоронения времен Великой Отечественной войны. Для кино, музеев, парадов.
Вспомнился еще один «заграничный» Т-34?85, который экспонируется в Имперском военном музее в Лондоне, удостоившийся этой чести как самый массовый танк Второй мировой войны. До 2012 года, когда в музее началась реконструкция, его раскраска с белыми продольными полосами на башне и бортовым номером на ней, соответствовали виду танков советской 95-й танковой бригады в Берлине в мае 1945 года (только без красной звезды). Потом Т-34 безлико и однотонно перекрасили в зеленый цвет и загнали в дальний конец экспозиции.
История этой «тридцатьчетверки» интересна лишь тем, что машина была выпущена в Чехословакии в 1955 году и спустя пятнадцать лет оказалась в Египте (вероятно, что была продана в составе партии), а спустя еще несколько лет попала в плен к израильтянам. И уже в 1977 году этот Т-34 был официально куплен британским военным музеем. Вероятно, что уже сейчас его боевая история в Четвертой арабо-израильской войне преподносится посетителям музея в большей степени, чем принадлежность к легендарной советской «тридцатьчетверки».
Если «порыться» по частным и государственным коллекциям за границей, там можно найти немало экспонатов техники военной поры и более позднего периода, но уже ставшими историческими достойными возвращению на Родину. Вот еще одна достаточна неоднозначная история последнего времени с переводом музея ВВС из Монино в военно-патриотический парк культуры и отдыха ВС РФ «Патриот». Оценки этому противоречивые — военные настаивают, что целесообразнее создать единую экспозицию военной техники в одном месте и уже перевезли в «Патриот» многочисленные экспонаты танкового музея в Кубинке. Ряд экспертов и авиационных специалистов настаивают, что ряд самолетов просто не вынесут переезда, плюс теряется «топопривязка» в привычном и намоленом авиаторами Монино. Есть и третьи, которые уверены, что нужно оставить и музей, и насытить новую композицию. Что-то взять из Монино, а что-то… вернуть из заграничного бытия.
Подобная практика известна во всем мире. Вот в американском штате Иллинойс живет некий авиалюбитель Дон Кёрлин, хобби которого… покупать и продавать бывшие советские истребители МиГ-29. За последние десять лет через руки этого бывшего военного летчика прошло ни много ни мало — пятьдесят самолетов этого класса! «Мигарей» он покупал большей частью в странах Восточной Европы (Чехия, Украина, Румыния), многие восстанавливал. А еще коллекционер по бортовым номерам пытался выяснить историю истребителей, но эта история является для него секретной. Определить боевой путь тоже непросто — порой на хвосте поверх звезды нарисован украинский трезубец, а его закрывает еще какой-то непонятный рисунок. Самое главное Кёрлин на МиГ-29 еще и сам летает.
Ладно, с МиГ-29 и в России проблем нет, по крайней мере, они еще стоят на вооружении, а по мере списания могут попасть и в музеи. А вот, как выяснилось, у нас в стране не осталось ни одного летающего «кукурузника» — легендарной этажерки У-2 (По-2). Тот, который хранится в музее в Монино, в воздух уже давно подняться не может, хотя и принимал участие в съемках кинофильма «В бой идут одни старики» (на земле). В летном состоянии есть лишь три реплики По-2, новоделы, построенные любителями в Самаре, Новосибирске и Москве (еще один есть на Украине в Харькове). А вот единственный летающий в Европе По-2 остался лишь в Венгрии — из тех, кто был выпущен заводским конвейером. Понятно, что и хвостовая расцветка флага на нем сейчас мадьярская.
Гордость отечественного авиапрома советских времен космический корабль «Буран» (и его макеты) тоже заслуживает лучшей участи. Тот, который на ВДНХ в Москве, именно макет, в котором сейчас действует интерактивный показ полета, а одно время этот «Буран» использовался в парке им. Горького, как аттракцион. А вот в Техническом музее немецкого города Шпайер имеется тоже прототип «Бурана», который использовался для горизонтальных летных испытаний — полноразмерный аналог советского космического «челнока», совершивший 24 полета в «ближний космос» с отработкой схем захода на посадку и саму посадку. Интересно, что вначале от этого «Бурана» пыталась избавиться НПО «Молния» как от «непрофильного актива», потом он попал в Сидней, Бахрейн и после ряда процессов оказался в Шпайере — немцы его честно выкупили и сейчас с успехом экспонируют. Получается, что Германия хранит нашу историю лучше, чем мы сами?
— Конечно, сразу хочется воскликнуть, что, мол, изначально ничего раздавать не нужно было, но тенденция начала 1990-х была такова, что многие уникальные экспонаты и документы были утрачены, зачастую просто проданы за бесценок, — считает директор Центрального музея авиации и космонавтики ДОСААФ России Игорь Исаков. — Собирать, естественно, сложнее, но такую работу по возвращению раритетов нужно проводить. Речь не идет о выкупе авиационных эскадрилий или танковых колонн, как известно Т-34 из Лаоса были переданы безвозмездно и это хороший пример. Но есть исторические экспонаты, которые составляли гордость нашей Родины и в силу каких-то причин исчезли, здесь можно и денег не пожалеть. Причем, это должны быть не только какие-то государственные программы и проекты, но и деятельность частных коллекционеров. Подобная практика, к слову, широко распространена на западе, когда частное лицо выставляет принадлежащий ему экземпляр военной техники в музее. И либо получает за это арендную плату, либо довольствуется табличкой на экспозиции с собственным именем. Возможно, что и у нас подобное нужно шире практиковать.
Интерес к музеям военно-исторической техники действительно огромный. Где-то он сугубо тематический, например, по авиации, танкам, кораблям, где-то общепознавательный. И, конечно, изюминкой любой экспозиции являются именно раритетные экспонаты, именно они привлекают особенное внимание и — гордость за творения рук своих предков.