На долгом железнодорожном пути из Владивостока в Подмосковье день за днем гремит медь военных оркестров и с импровизированных трибун раздаются прочувственные речи высокого патриотического накала. Им взволнованно внимают представители «Юнармии» и ветеранских организаций. Как же — теперь уже в их город прибывает эшелон с тридцатью Т-34?85, которые, по просьбе министра обороны Сергей Шойгу нашей стране передал Лаос.
Во вторник, 15 января, такая картина была в Красноярске. Чуть ранее — в Иркутске и Чите. Ведущие информационные агентства России тщательнейшим образом отслеживают путь необычного поезда и транслируют малейшие протокольные детали его встреч на каждой крупной железнодорожной станции. Ведь, по утверждению Минобороны РФ, «те самые» легендарные «тридцатьчетверки» вот прямо на наших глазах торжественно «возвращаются в Россию».
По этому поводу 15 января военное ведомство дополнительно распространило очередное чрезвычайно пафосное официальное сообщение: «В знак признательности за многолетнее военное и военно-техническое сотрудничество, во многом способствовавшее защите суверенитета и укреплению обороноспособности ЛНДР, а также понимая историческую значимость для нашей страны всего, что связано с Победой в Великой Отечественной войне, лаосская сторона передала в дар Российской Федерации 30 полностью исправных танков Т-34. Легендарные „тридцатьчетверки“ — танки Победы для многих стран мира — уже прибыли в Россию».
Надо полагать, сегодня на вокзалах крупнейших сибирских городов все выглядит примерно так же, как летом 1945 года, когда советские Т-34 следовали из поверженной Германии на Родину. Но увы: на самом деле в истории с грохочущим по Сибири в Наро-Фоминск эшелоном для восторженного пафоса нет ровно никаких оснований. Перед нами очередной факт изрядного чиновничьего лукавства и имитации высоких патриотических чувств. Ну, дескать, раз сама Москва того требует от столоначальников.
Потому что в действительности приплывшие из Лаоса во Владивосток Т-34?85 абсолютно никуда не возвращаются. Они вообще не оставили в нашей стране ни единого следа от своих гусениц. Не участвовали ровно ни в каких боях. Где-то в середине 50-х годов прошлого века по советской лицензии эти три десятка «тридцатьчетверок» были изготовлены в Чехословакии. А именно — на фабрике ЧКД (сегодня на территории Чехии) и на заводе в Мартине (теперь — Словакия). Причем, даже с некоторыми конструктивными переработками местных конструкторов. И лишь затем проданы в Лаос.
Читайте также
Ударный беспилотник «Альтаир» загоняют в штопор
Отставание России в области БПЛА стало еще больше из-за внутренних «разборок»
Был ли хоть какой-то резон для Шойгу выпрашивать эти бронированные раритеты у Лаоса? Вероятно. Хотя, к слову, получили мы их совсем не даром. Взамен военным из далекой Юго-Восточной Азии Москва со значительной скидкой продала небольшую партию пусть и не новых, но и не самых старых российских танков Т-72Б1 «Белый орел».
Все «тридцатьчетверки» из Юго-Восточной Азии до сих пор в отличном состоянии, на ходу. Вероятно, с их помощью можно снять в Подмосковье еще не один фильм о Великой Отечественной (изменения внешнего вида, внесенные после войны Прагой, едва заметны лишь немногочисленным специалистам в истории боевой техники). Еще — мы, наверное, сможем увидеть эти танки на ближайшем Параде Победы на Красной площади.
Словом, внешне все замечательно. Но к чему этот явно инициированный, полагаю, с самого московского верха медноголосый грохот оркестров на сибирских вокзалах, раз речь идет всего лишь о банальной перевозке кинематографического реквизита? К чему морозить на перронах искренних ребятишек-юнармейцев пока солидные дяди из обладминистраций дочитывают перед их строем длинные речи про нашу Победу и про великий подвиг народа на фронте и в тылу?
Нам для грядущих киносъемок нужны эти «чехословацкие» Т-34?85? Отлично. Но зачем же тогда по инициативе того же Минобороны РФ в 2002 году расформирован уникальный для любой современной армии 11-й отдельный кавалерийский полк, созданный при «Мосфильме» после съемок знаменитого фильма Сергея Бондарчука «Война и мир»? В составе полка были ведь не только строевые лошади, но и многочисленные танки. Как советские, так и трофейные. Именно поэтому личный состав полка принимал участие в съемках примерно 900 художественных кинолент. В том числе — знаменитых «Битва за Берлин» и киноэпопеи «Освобождение».
Что осталось от «мосфильмовского» 11-го отдельного кавалерийского полка? На его базе полтора десятка лет назад создали Кавалерийский почётный эскорт в составе Президентского полка. Туда «ушел», так сказать, конский состав этой воинской части. А танки, бронетранспортеры, артиллерийские орудия и прочее сегодня в распоряжении Военно-технической кинобазы «Мосфильма» (ВТКБ), которая расположена неподалеку от деревни Алабино Наро-Фоминского района Московской области. То есть — именно там, куда сегодня и следует эшелон из Владивостока. Понятно, что танки Т-34?85 именно для Военно-технической кинобазы и предназначены.
По утверждению возглавляющего нынче ВТКБ Владимира Сафонова, сегодня в его распоряжении 330 единиц различной бронетехники и 6743 единицы стрелкового оружия разных стран и эпох. Ну, теперь добавится еще три десятка «тридцатьчетверок» из Лаоса. Многое изменится?
Допускаю, что реквизит ВТКБ со временем лучше не становится и нуждается в обновлении. Но зачем же тогда катанием всех желающих на старых танках база принялась зарабатывать деньги? Растрачивая, естественно, при этом драгоценный моторесурс? Сообщений от промчавшихся «с ветерком» за свои кровные на настоящей «тридцатьчетверке» полно в Сети. А доплатишь — можно, оказывается, разок пальнуть на полигоне холостым снарядом из «аутентичного Т-34?85». Были бы деньги.
При этом соответствующие услуги предлагает не только ВТКБ. Скажем, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Подмосковье рекламирует «индивидуальное катание на танке в Москве в Кубинке для организованных групп и катание на танках для иностранных туристов. Профессиональные экскурсии на английском и на китайском языках».
А на украшенном георгиевской ленточкой сайте некого клуба экстремального туризма и отдыха «Феникс» обещают на полигоне близ деревни Акиньшино под столицей за скромное вознаграждение промчать ровно километр не на абы какой «тридцатьчетверке» — на Т-34?76, бившемся, как утверждают в «Фениксе», под городом Невель в 1942 году. С заявками предлагают торопиться, на февральские заезды 2019 года мест в заездах осталось немного.
Не исключаю, что с большой помпой прибывающие из Лаоса «тридцатьчетверки» тоже скоро примут участие в подобных веселых коммерческих танковых «покатушках» в окрестностях Москвы. Вот только марши военных лет на сибирских вокзалах отгремят свое — так сразу все и начнется.
Вообще, нельзя не заметить, что с некоторых пор становящаяся год от года все популярней в России тема действительно растущего патриотизма постепенно (но все быстрей и быстрей!) приспосабливается чиновниками и коммерсантами самых высоких рангов и для собственной выгоды. Денежной, имиджевой, «пиаровской» — какой угодно.
Вот, скажем, родилась в свое время у Шойгу прекрасная мысль организовать в Одинцовском районе Подмосковья военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных сил РФ «Патриот». Сам Сергей Кужугетович прокомментировал это так: ««Свое название «Патриот» парк получил не случайно: здесь все будет пронизано патриотизмом. Мы соберем на территории парка музей авиации, музей бронетанковой техники, музей артиллерии, спортивные сооружения, спортивные тренажеры, исторические выставки, экспозиции образцов вооружений и техники. Мы сделаем проект, который будет позволять молодежи не только смотреть на экспонаты, но и поездить, полетать на военной технике, пострелять из боевого оружия, прыгнуть с парашютом».
Сказано — сделано. «Патриот» на огромной площади в 5414 гектаров открылся 16 июня 2015 года. Тут уже все желающие могут познакомиться с военно-историческим комплексом «Партизанская деревня», Центром военно-тактических игр, многофункциональным огневым центром. А еще — с Конгрессно-выставочным центром, где на демонстрационных площадках под открытым небом представлены образцы советской и российской бронированной, авиационной, бронетанковой и специальной техники.
Рядом в качестве филиала Парка — «Центральный музей бронетанкового вооружения и техники». В ноябре 2018 года Минобороны России сообщило о перебазировании из подмосковного Монино на территорию парка Центрального музея Воздушно-космических сил Российской Федерации. Общественники и ветераны авиации возроптали: в Монино для всеобщего обозрения выставлены и уникальные летательные аппараты весьма внушительных размеров. Их перевозка на новую площадку даже по частям практически невозможна! Только, раз решение в МО РФ принято, — кто теперь эти стенания станет слушать?
Одновременно объявлено, что сетью филиалов парка «Патриот» хорошо бы покрыть всю страну. Естественно, начинание такого масштаба требует внушительных финансовых вливаний. Возможно, от желания хоть краем рта припасть к этим истокам, инициатива с мест ударила буквально ключом. Сообщения о создании все новых и новых филиалов «Патриота» хлынули отовсюду.
Ну, ладно — филиалы парка открыты в Севастополе и Кронштадте, городах с богатейшей и славной воинской историей. Но вот зачем собственный скромненький «Патриот» в городе Буденновске (Ставропольский край), в котором проживает всего 69 тысяч человек? Зачем такой же в городе Прохладном (Кабардино-Балкария)?
Впрочем, ладно. Если денег девать некуда — пусть будет и там. Но вам не кажется, что перед нами очередная ура-патриотическая кампанейщина?
А вот еще сюжетец. Замыслил известный режиссер Юрий Кара снять фильм о подвиге экипажа черноморского брига «Меркурий». Для тех, кто не в курсе: в 1829 году маленький российский 18-пушечный бриг под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского вступил в схватку с двумя турецкими линейными кораблями. Ввиду практически безвыходной ситуации кают-компания «Меркурия» еще до первого орудийного залпа решила положить возле порохового погреба заряженный пистолет. Последний оставшийся в живых российский моряк обязан был взорвать корабль, но не сдавать его туркам.
Но случилось чудо, «Меркурий» вышел победителем в неравном сражении. За этот подвиг высочайшим указом геройский бриг был награжден кормовым Георгиевским флагом, а на Матросском бульваре Севастополя установлен памятник с благодарственной надписью от императора Николая Первого «Потомству в пример».
Вот об этом и задуман фильм, заранее названный в документах историко-патриотической эпопеей. Причем, как водится сегодня, на столь нужную народу вещь денег жалеть не предполагается.
Несколько лет назад речь шла о двух вариантах: 2-х часовом полнометражном художественном фильме и 12-серийном телевизионном. По словам самого Кары, «по технологиям фильм не должен уступать „Пиратам Карибского моря“. Битва российского „Меркурия“ с турецкими линкорами требует самых последних достижений кинематографической техники».
Проект уже поддержали Фонд кино, Министерство обороны и Министерство культуры России. Дело, собственно, за малым — нужны почти миллиардные вложения и способная реально выходить в штормовое Черное море парусная копия брига «Меркурий».
Что после съемок делать с «Меркурием»? На этот счет туча предложений. От превращения его в музей на плаву в Севастополе до передачи корабля военно-морским училищам для организации морской практики будущих офицеров флота. Озвучен даже вариант оснащения брига алыми парусами для ежегодного участия в балах выпускников крымских школ (по типу подобного романтического шоу на Неве в Санкт-Петербурге).
Читайте также
Россия вновь угодила в сети застоя
Сын-старшеклассник меня шокировал: «Мама, я не верю, что у нас в стране что-то наладится»
Объявлено, что съемки планируется начать с апреля будущего года. Но это вряд ли. Потому что к строительству нового «Меркурия» еще даже никто и не приступал. Более того. Не решено даже и где строить. Идет ожесточеннейшая словесная дуэль между корабелами Питера и Севастополя.
Об этом вслух никто не говорит, но так отчаянно в нашей стране сегодня обычно бьются не за память о геройских предках, а только за деньги. За очень серьезные деньги. Какие именно?
По сведениям севастопольского новостного портала ForPost, одна только стоимость строительства парусника обойдётся в сумму от 10 до 15 млн. долларов (примерно от 634 млн. до 952 млн. рублей).
За команду питерцев выступает не шибко известная верфь исторического кораблестроения «Полтава». Она имеет опыт строительства копий старинных деревянных кораблей с использованием современных технологий.
На стороне севастопольцев — история и здравый смысл. Во-первых, бриг «Меркурий» служил Отечеству именно в этом городе. А во-вторых, считают в Крыму, строить копию двухмачтового парусника из дерева — напрасно разбрасывать деньги над бушующими волнами. Потому что деревянная копия «Меркурия», если решат изготовить именно ее, в теплой черноморской воде сгниет лет за пятнадцать. А вот если воспроизвести корабль в металле, а лишь затем обшить его борта, палубу и надстройки досками — служить новый «Меркурий» будет куда дольше.
Заряженных пистолетов у порохового погреба пока никто не кладет. Но страсти кипят нешуточные. И все ради одного лишь патриотизма. Ну, конечно. А вы как думали?
Армейские новости: Шойгу считает, что без призыва у армии не будет души
Проблемы национальной политики: Россия вновь угодила в сети застоя