Тихо и незаметно: парк БПЛА в России стал вторым по величине после США - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
Тихо и незаметно: парк БПЛА в России стал вторым по величине после США - «Новости Дня» 16:53 Пятница 0 373
30-08-2019, 16:53

Тихо и незаметно: парк БПЛА в России стал вторым по величине после США - «Новости Дня»


Тихо и незаметно: парк БПЛА в России стал вторым по величине после США - «Новости Дня»

Мало кто знает, но еще в начале 1980-х годов СССР прочно делил пальму первенства по производству БПЛА в мире с США, а одних только беспилотных комплексов «Рейс» с «дронами» Ту-143 на вооружении стояло около тысячи.


В 1988 году Москва и вовсе вышла на безусловное первое место, в беспилотном режиме совершив космический полет и выполнив посадку знаменитого Бурана. В последующие годы «Перестройки», а затем разгула «демократии» все было потеряно, и при восстановлении России в 2000-е года Москва пришлось начинать этот путь сначала.


Критичность вопроса показали события 2008 года, когда операция по принуждению Грузии к миру оголила необходимость не только модернизации и восстановления, но и создания с нуля утерянных компетенций. Аспект беспилотной авиации был выведен на приоритетный уровень при том, что отставание от Запада в этих технологиях на 2009 года составляло порядка 20 лет.


Ввиду того, что собственная база к тому моменту критически устарела, начинать пришлось по китайскому пути, за счет закупок технологий у посредников.


По существу вплоть до недавних пор основная часть парка БПЛА России сводилась к машинам «Форпост», собираемым из израильских комплектующих, а также целой плеяды собственных малых БПЛА не входящих при этом в условно «стратегическую» нишу.


Однако данный тип «израильских» беспилотников относился к среднему классу (250 км дальности действия, 17,5 часов автономности полета и 120 кг полезной нагрузки), в то время как современные реалии требовали освоения более серьезных машин.


Из-за сложившейся ситуации и упорного молчания российского Минобороны в СМИ цвели пораженческие настроения, причем во внутренней «либеральной» прессе оценки были значительно хуже, чем в западной. Источники не уставали заявлять, что, несмотря на рывок в количестве, Россия «крайне далека от принятия на вооружение собственных БПЛА» MALE-класса (Medium-altitude long-endurance, средневысотные с большой продолжительностью полета) и тем более HALE-беспилотников, то есть БПЛА большой высоты условно «стратегического» уровня. За последние 5 лет алармизм этих оценок дошел до того, что даже в прошлом 2018 году отставание Москвы от США оценивали во все те же два десятилетия.


Но летом 2019 года положение было перевернуто с ног на голову. Как и в случае с новейшими прорывами в стратегической сфере, озвученными в 2018 году, в данном вопросе за полторы недели августа 2019 года произошло нечто похожее.


16 августа свой первый полет совершил новейший российский тяжелый беспилотник MALE-класса «Охотник» разработки ОКБ «Сухой». Российский малозаметный ударный дрон был выполнен по схеме летающего крыла и оказался оснащен турбореактивным и полностью отечественным двигателем серии АЛ-31, а также российской же аппаратурой, позволяющей вести оптико-электронную, радиотехническую и другие типы разведки. Естественно, вооружение на БПЛА также полностью отечественное.




Спустя неделю 20 августа Минобороны опубликовало следующее видео, на этот раз первого полета шеститонного сверхдальнего беспилотника «Альтиус-У» ОКБ Симонова. Особенность этого аппарата (промежуточного класса между MALE и HALE), заключалась в том, что на нем впервые в истории российской беспилотной авиации был с нуля разработан и создан комплекс управления по защищенному спусковому каналу, сделав дистанцию управления, по сути, неограниченной.




Именно «Альтаир» и «Охотник» стали во многом знаковыми машинами, поскольку их реализация велась с максимальным упором на отечественную элементную базу, а для этого, в свою очередь, только для Альтаира пришлось создать кооперацию из 70 с лишним высокотехнологичных предприятий. Практически всё в этих ударных дронах создавалось с нуля, от элементов управления и бортового оборудования до разведывательных систем с блоками наблюдения.


Спустя еще два дня, Минобороны опубликовало материал с наглядной демонстрацией первого полета разведывательного беспилотника «Форпост-Р». Но уже не того «лицензионного» Форпоста, который являлся копией израильского IAI Searcher Mk II, а полностью переработанной модели, в которой по словам ведомства прежними остались только внешние обводы. «Форпост-Р» теперь оснащен отечественным двигателем АПД-85, получил новую российскую «радиолинию», позволившую увеличить радиус на 100 километров, систему преодоления вражеских РЭБ и так далее.




Безусловно, мы все еще отстаем от США в этом типе военных систем, поскольку начав возрождение с 2009 года, прежде всего, ставили задачей преодоление технологического отставания длиной в 20 лет. Но при этом уже сегодня в количественном плане Россия вышла на второе место в мире по беспилотникам после США. 4 тысячи беспилотников — второй по величине парк после Америки и подобная численность была достигнута неспроста.


Как показала операция России в Сирии, где, по словам начальника Управления строительства, развития и применения БПЛА Генштаба РФ, было выполнено более 23 000 вылетов с налетом в 140 000 часов, конфликты современного типа уже немыслимы без ресурсов для разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR) беспилотного типа.


При этом главной проблемой для России остаются не технические, научные или кадровые вопросы, а экономический аспект. Современный капитализм устроен так, что отменяет границы государства, поэтому, когда в одном только Нью-Йорке при масштабной поддержке федеральных ведомств работают сразу 7 крупнейших центров по разработке БПЛА и целый ряд частных компаний, а сами США активно пытаются скупать российские «мозги», противостоять этому очень трудно.


Буквально в начале этого года «Департамент релокации бизнеса и сотрудников» этого штата (прикрывающий собой структуру государственного «пылесоса») предложил российской ADA Aerospace — одному из ведущих частных разработчиков БПЛА в России, 200 миллионов долларов инвестиций, недвижимость, льготы для сотрудников, до 4 тысяч квадратных метров рабочей площади, жилье для специалистов, гранты, субсидии и все необходимое на переезд и адаптацию в США. Конкурировать с подобным подходом Москве практически невозможно.




Ввиду этого основу разработок БПЛА в нашей стране несут на себе частно-государственные или полностью государственные структуры, но которые при этом получают несколько заказов на одну и ту же модель. В частности, корпорация «Иркут» в конце 2018 года начала испытания беспилотного летательного аппарата «Прорыв», в статусе согласования с заказчиком находятся еще два перспективных БПЛА — реактивный «Гром», КБ имени Симонова, и ударный БПЛА «Зеница» бывшего КБ «Сокол». Развивается проект разведывательно-ударного БПЛА Дозор-600 компании «Транзас», на очереди завершение аппарата «Орион» от АФК Система, и так далее…


Также не стоит забывать и о российских проектах беспилотных подводных лодок «Цефалопод» и «Статус-6», призванных сыграть активную роль в морских сражениях, и тем более о не имеющем аналогов роботизированном БПЛА «Посейдон».


Мало кто знает, но еще в начале 1980-х годов СССР прочно делил пальму первенства по производству БПЛА в мире с США, а одних только беспилотных комплексов «Рейс» с «дронами» Ту-143 на вооружении стояло около тысячи. В 1988 году Москва и вовсе вышла на безусловное первое место, в беспилотном режиме совершив космический полет и выполнив посадку знаменитого Бурана. В последующие годы «Перестройки», а затем разгула «демократии» все было потеряно, и при восстановлении России в 2000-е года Москва пришлось начинать этот путь сначала. Критичность вопроса показали события 2008 года, когда операция по принуждению Грузии к миру оголила необходимость не только модернизации и восстановления, но и создания с нуля утерянных компетенций. Аспект беспилотной авиации был выведен на приоритетный уровень при том, что отставание от Запада в этих технологиях на 2009 года составляло порядка 20 лет. Ввиду того, что собственная база к тому моменту критически устарела, начинать пришлось по китайскому пути, за счет закупок технологий у посредников. По существу вплоть до недавних пор основная часть парка БПЛА России сводилась к машинам «Форпост», собираемым из израильских комплектующих, а также целой плеяды собственных малых БПЛА не входящих при этом в условно «стратегическую» нишу. Однако данный тип «израильских» беспилотников относился к среднему классу (250 км дальности действия, 17,5 часов автономности полета и 120 кг полезной нагрузки), в то время как современные реалии требовали освоения более серьезных машин. Из-за сложившейся ситуации и упорного молчания российского Минобороны в СМИ цвели пораженческие настроения, причем во внутренней «либеральной» прессе оценки были значительно хуже, чем в западной. Источники не уставали заявлять, что, несмотря на рывок в количестве, Россия «крайне далека от принятия на вооружение собственных БПЛА» MALE-класса (Medium-altitude long-endurance, средневысотные с большой продолжительностью полета) и тем более HALE-беспилотников, то есть БПЛА большой высоты условно «стратегического» уровня. За последние 5 лет алармизм этих оценок дошел до того, что даже в прошлом 2018 году отставание Москвы от США оценивали во все те же два десятилетия. Но летом 2019 года положение было перевернуто с ног на голову. Как и в случае с новейшими прорывами в стратегической сфере, озвученными в 2018 году, в данном вопросе за полторы недели августа 2019 года произошло нечто похожее. 16 августа свой первый полет совершил новейший российский тяжелый беспилотник MALE-класса «Охотник» разработки ОКБ «Сухой». Российский малозаметный ударный дрон был выполнен по схеме летающего крыла и оказался оснащен турбореактивным и полностью отечественным двигателем серии АЛ-31, а также российской же аппаратурой, позволяющей вести оптико-электронную, радиотехническую и другие типы разведки. Естественно, вооружение на БПЛА также полностью отечественное. Спустя неделю 20 августа Минобороны опубликовало следующее видео, на этот раз первого полета шеститонного сверхдальнего беспилотника «Альтиус-У» ОКБ Симонова. Особенность этого аппарата (промежуточного класса между MALE и HALE), заключалась в том, что на нем впервые в истории российской беспилотной авиации был с нуля разработан и создан комплекс управления по защищенному спусковому каналу, сделав дистанцию управления, по сути, неограниченной. Именно «Альтаир» и «Охотник» стали во многом знаковыми машинами, поскольку их реализация велась с максимальным упором на отечественную элементную базу, а для этого, в свою очередь, только для Альтаира пришлось создать кооперацию из 70 с лишним высокотехнологичных предприятий. Практически всё в этих ударных дронах создавалось с нуля, от элементов управления и бортового оборудования до разведывательных систем с блоками наблюдения. Спустя еще два дня, Минобороны опубликовало материал с наглядной демонстрацией первого полета разведывательного беспилотника «Форпост-Р». Но уже не того «лицензионного» Форпоста, который являлся копией израильского IAI Searcher Mk II, а полностью переработанной модели, в которой по словам ведомства прежними остались только внешние обводы. «Форпост-Р» теперь оснащен отечественным двигателем АПД-85, получил новую российскую «радиолинию», позволившую увеличить радиус на 100 километров, систему преодоления вражеских РЭБ и так далее. Безусловно, мы все еще отстаем от США в этом типе военных систем, поскольку начав возрождение с 2009 года, прежде всего, ставили задачей преодоление технологического отставания длиной в 20 лет. Но при этом уже сегодня в количественном плане Россия вышла на второе место в мире по беспилотникам после США. 4 тысячи беспилотников — второй по величине парк после Америки и подобная численность была достигнута неспроста. Как показала операция России в Сирии, где, по словам начальника Управления строительства, развития и применения БПЛА Генштаба РФ, было выполнено более 23 000 вылетов с налетом в 140 000 часов, конфликты современного типа уже немыслимы без ресурсов для разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR) беспилотного типа. При этом главной проблемой для России остаются не технические, научные или кадровые вопросы, а экономический аспект. Современный капитализм устроен так, что отменяет границы государства, поэтому, когда в одном только Нью-Йорке при масштабной поддержке федеральных ведомств работают сразу 7 крупнейших центров по разработке БПЛА и целый ряд частных компаний, а сами США активно пытаются скупать российские «мозги», противостоять этому очень трудно. Буквально в начале этого года «Департамент релокации бизнеса и сотрудников» этого штата (прикрывающий собой структуру государственного «пылесоса») предложил российской ADA Aerospace — одному из ведущих частных разработчиков БПЛА в России, 200 миллионов долларов инвестиций, недвижимость, льготы для сотрудников, до 4 тысяч квадратных метров рабочей площади, жилье для специалистов, гранты, субсидии и все необходимое на переезд и адаптацию в США. Конкурировать с подобным подходом Москве практически невозможно. Ввиду этого основу разработок БПЛА в нашей стране несут на себе частно-государственные или полностью государственные структуры, но которые при этом получают несколько заказов на одну и ту же модель. В частности, корпорация «Иркут» в конце 2018 года начала испытания беспилотного летательного аппарата «Прорыв», в статусе согласования с заказчиком находятся еще два перспективных БПЛА — реактивный «Гром», КБ имени Симонова, и ударный БПЛА «Зеница» бывшего КБ «Сокол». Развивается проект разведывательно-ударного БПЛА Дозор-600 компании «Транзас», на очереди завершение аппарата «Орион» от АФК Система, и так далее… Также не стоит забывать и о российских проектах беспилотных подводных лодок «Цефалопод» и «Статус-6», призванных сыграть активную роль в морских сражениях, и тем более о не имеющем аналогов роботизированном БПЛА «Посейдон».
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 905 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl