Следить за межконтинентальными баллистическими ракетами на всех участках полета, фиксировать испытания систем противоракетной обороны и сопровождать космические запуски — корабли измерительного комплекса способны решать эти задачи в любой точке Мирового океана. Ровно 60 лет назад, в августе 1959-го, на Дальнем Востоке на службу заступили первые специализированные суда. Сегодня в строю только один такой корабль, однако есть планы по постройке новых.
Арктический опыт
О разработке нового корабля измерительного комплекса проекта 18290 стало известно в 2016-м, когда Центральное конструкторское бюро «Айсберг» опубликовало отчет о заключении договора с ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на подготовку технического предложения по созданию системы электродвижения для привода гребных винтов.
Позже в ЦКБ «Айсберг» сообщили, что эскизный проект разработан и защищен. В рамках этого проекта сформулировали более 20 технических заданий и заключили столько же договоров со смежными организациями.
В октябре 2015-го приступили к формированию технического облика корабля. Подробности пока не раскрывают. Однако известно, что опытно-конструкторской работе присвоен шифр «Буер». Проектирование поручили именно ЦКБ «Айсберг».
Это бюро специализируется на мощных ледоколах для Арктики, судах снабжения и транспортных судах ледокольного типа. Значит, новый корабль измерительного комплекса, скорее всего, рассчитан на возможную эксплуатацию в арктической зоне.
Сегодня ВМФ России располагает всего одним кораблем такого типа — «Маршал Крылов» проекта 1914.1, поступивший в состав флота в 1990-м. Базируется судно на Тихоокеанском флоте в бухте Крашенинникова. При этом корабль может выполнять задачи в любой точке Мирового океана.
Одна из запомнившихся операций «Маршала Крылова» — космическая миссия «Европа — Америка — 500?, проведенная в 1992-м и приуроченная к 500-летию открытия Америки. Космический аппарат, запущенный в России, должен был доставить в США гуманитарный груз — в основном сувенирную продукцию. Ракета-носитель стартовала с космодрома Плесецк и успешно вывела на орбиту спутник «Ресурс-500?. В целях безопасности аппарат (точнее, капсула диаметром около двух метров) не приземлился, а приводнился в Тихом океане в 190 километрах от западного побережья США.
Уникальность этой миссии, несмотря на ее гуманитарный характер, заключалась не только в том, что отечественные ракетостроители на практике доказали возможность заброса с помощью ракеты на территорию США грузов. Выдающуюся эффективность аппаратуры продемонстрировал и экипаж «Маршала Крылова». С помощью комплекса поисковых радиотехнических средств моряки точно установили место приводнения капсулы, которую подняли на борт корабля и доставили в Сиэтл.
Позже «Маршал Крылов» осуществлял контроль за полетами боевых блоков перспективных межконтинентальных баллистических ракет, в том числе «Тополя» и «Булавы». Сейчас корабль выполняет задачи по обеспечению запусков космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет, отслеживает пуски ракет-носителей с космодрома Восточный в Амурской области.
Надежное прикрытие
«Маршал Крылов» — один из двух кораблей, специально разработанных и построенных под задачи слежения за полетами космических аппаратов и межконтинентальных ракет. Раньше эти функции выполняли спецкорабли, переделанные из транспортных судов.
Первые корабли измерительного комплекса вступили в строй в конце 1950-х. Строить морские командно-измерительные комплексы предложил Сергей Королев — для испытаний стремительно развивающейся ракетной техники уже не хватало наземных полигонов.
В 1959-м на Дальнем Востоке сформировали соединение кораблей, получившее название «Тихоокеанская гидрографическая экспедиция». На первом этапе в него вошли четыре судна — «Сибирь», «Сахалин», «Сучан» и «Чукотка». Особо засекреченные корабли оснастили самым современным на тот момент оборудованием. Наземные телеметрические и радиолокационные станции адаптировали и размещали в трюмах судов.
Об этих кораблях не упоминали в средствах массовой информации. Не знали об их предназначении не только по другую сторону океана, но даже члены экипажа — все выяснялось лишь непосредственно на борту. Официально это были экспедиционно-океанографические суда.
Через несколько лет четыре корабля уже не справлялись с растущим потоком задач. Тогда приняли решение переоборудовать два сухогруза — «Чажма» и «Чумикан». Их оснастили еще более мощным радиотехническим вооружением — от предыдущих судов внешне они отличались огромной шарообразной антенной станции связи.
Корабли измерительного комплекса отслеживали полеты и американских космических аппаратов, получали информацию после ядерных высотных взрывов. Еще одна важная миссия — наблюдение за испытаниями систем противоракетной обороны США. Аппаратура кораблей сопровождала американские ракеты на конечных этапах их полета. Тем самым советские военные получали данные о системах ПРО США.
В 1990-е после распада СССР семь из восьми кораблей измерительного комплекса продали за рубеж или порезали на металл. В строю остался только «Маршал Крылов».
Эксперты сходятся во мнении, что такие корабли крайне необходимы российскому флоту. Предстоит множество испытаний новой ракетной техники, в том числе гиперзвукового оружия и перспективной межконтинентальной системы «Сармат». Американцы тоже не намерены прекращать разработки ракетного вооружения. Так что новые корабли измерительного комплекса очень пригодятся.